Методические рекомендации для студентов
Методические рекомендации по выполнению практики
ПП.03.02 ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Практика проводится в VII семестре в 1-ю неделю сентября.
Практиканты работают в тесном контакте с учителями первых
классов школы.
Каждый день работы студентов (6 ч.) организуется примерно
по следующему плану: педагогические наблюдения на уроках,
воспитательных мероприятиях, оказание помощи учителю в организации режимных моментов, выполнение заданий по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению, обсуждение и анализ собранных материалов. По итогам обследования
одного-двух учащихся каждый студент составляет характеристику.
В течение практики студент ведет педагогический дневник, где
подробно отражает и анализирует результаты проведенной им
работы. Рекомендуется следующая форма ведения дневника:
Дата
| Содержание работы
| Выводы
|
|
|
|
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
По результатам практики студенты представляют документы:
1. Дневник наблюдений за учащимися с анализом и оценкой наблюдаемого (сдается после первой недели практики!).
2. Психолого-педагогическую характеристику первоклассника с позиции его готовности к школе и особенностей адаптации к новым условиям
обучения.
3. Отчет о проведенной практике, включающий самоанализ умений:
- наблюдать учебные занятия, подбирать диагностические методики
и проводить их в соответствии с задачей, обрабатывать и анализировать результаты наблюдения;
- планировать комплекс мероприятий по оптимизации адаптации наблюдаемых учащихся;
- отражать результаты в дневнике, психолого-педагогической характеристике;
- общаться со школьниками, учителями.
В отчет также включаются впечатления студента, пожелания по
улучшению организации и содержания практики «Первые дни ребенка в
школе».
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение
преемственности дошкольных учреждений и начальных классов
школы в воспитании и обучении детей. В ходе педпрактики учеб-
но-исследовательская работа студентов направлена на выявление
степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно
выбранного первоклассника, к обучению в школе.
Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с
учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к
школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и
обработку эмпирических данных,, учатся делать обобщения, вы-
воды. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно
используют на практике теоретические знания по педагогике,
психологии,. методикам, совершенствуют свои педагогические
умения, убеждаются в правильности выбора профессии. Студенты
осознают, насколько необходима постоянная и систематическая
самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально
значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность и др.
КАЛЕНДАРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ
Первый день
Встреча студентов с администрацией школы (директором, заву-
чем), учителями начальных классов. Ознакомление с задачами начальной школы, реализацией преемственности учебно-воспитательной работы с детским садом.
Присутствие на торжественной линейке «День знаний»
Экскурсия по школе, знакомство с оснащением педагогического
процесса в начальных классах.
Студенты распределяются по классам, знакомятся с учащимися, наблюдают за ними во время уроков. Практиканты помогают учителю в работе с родителями первоклассников: изучают
анкеты для родителей, уточняют сведения о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей,
характере подготовки детей к школе и т.д.
Методические рекомендации для студентов
Внутреннюю позицию школьника вам поможет выяснить тест
«Мотивационная готовность», предложенный в конце книги в
приложении.
Вопросы для обсуждения и анализа
1. Как комплектуются классы? (Знает ли учитель состояние здоровья,
особенности возрастного развития, социальную адаптацию ребенка?) Какие -методы сбора информации использует учитель? (Характеристика из
ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и др.) Учитывается ли и
каким образом при комплектовании класса посещение ребенком дошкольного учреждения и та образовательная программа, по которой ведется ра-
бота в ДОУ?
2. Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки?
3. Какова организация распорядка дня в первом классе, внеучебной
деятельности, ее организация (варианты режима)?
4. Соответствует ли режим учебных занятий, методов преподавания,
содержания и насыщенность учебных программ, условий внешней среды
возрастным возможностям первоклассников? Докажите ваше мнение кон-
кретными примерами.
5. Учитывает ли учитель динамику работоспособности и утомления?
Приведите примеры.
б. Какие проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и
начального образования видят завуч, учитель школы? Возможные пути решения этих проблем.
7. Какое оборудование есть в классе? Способы его размещения.
Обоснуйте оптимальность или недостатки данного варианта.
8. Чем насыщена предметная среда класса? Укажите содержание, количество, размещение в классной комнате. В чем сходство в организации
предметной среды класса и группы ДОУ?
9. В чем специфика организации предметной среды класса начальной
школы в сравнении с предметной средой ДОУ? Чем обусловлена именно
такая организация учебно-познавательной среды класса?
Внесите ответы на данные вопросы в дневник.
Второй день
Педагогические наблюдения за уроками и их анализ.
Анализ фотозаписи уроков проводится по следующим вопросам.
1. Соответствует ли выбор задач и содержания обучения на уроках
принципу преемственности и возрастным возможностям детей? Докажите
примерами.
2. Дайте оценку структуре уроков. Позволяла ли она реализовать поставленные задачи?
3. Проанализируйте используемые учителем методы и приемы обучения с точки зрения преемственности с дошкольным образованием, обоснуйте правомерность их использования с позиции возрастных возможностей детей 6 - 7 лет.
4. Покажите, как обеспечивается учителем познавательная активность
детей, их эмоциональный настрой и интерес к содержанию уроков.
5. Дайте оценку эффективности оценочных воздействий учителя на
детей, его индивидуального подхода к детям с позиции реализации преемственности в работе ДОУ и школы и рекомендаций, содержащихся в литературе.
6. Оцените результативность работы учащихся на уроке. На примере
наблюдений за конкретными учащимися докажите ваше мнение.
7. На основе наблюдений за учителем, учащимися и анализа условий
сформулируйте общее суждение об общем и особенном в организации
обучения дошкольников и первоклассников.
Внесите ответы на данные вопросы в дневник.
Выявление мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе.
Третий день
Педагогические наблюдения за уроками и их анализ. Самостоятельное исследование психологической готовности одного-двух детей к школе; выявление характера их отношений со сверстниками.
Методические рекомендации для студентов
При наблюдении за уроками и анализе исследуйте наиболее
полно их организационную сторону. Для этого особое внимание
обратите, прежде всего, на следующее.
1. С помощью каких способов учитель создает деловой на-
строй у детей'; какова мотивация детей к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке; как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися — авторитарный, демократический, либеральный.
2. Степень готовности к уроку классного помещения (освещение,
проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние
. классной доски, оборудование, технические средства обучения).
3. Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради,
канцелярские принадлежности, материалы и приспособления для
работы на уроках труда, рисования и др.).
4. В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия; если нет - по какой причине
(бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость,
сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на
занятиях, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность,
плаксивость, стремление быть «в тени», не выделяться). Если ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, под-
бодрить и, если возможно, оказать помощь.
Психологическую готовность одного-двух детей в школе вам
помогут выявить предложенные в приложении тесты «Лесенка»,
«Бендер», «Пиктограмма», «Дорисовывание», выяснить характер
отношений первоклассников со сверстниками - методики «Маски» и «Два домика».
Четвертый день
Продолжение наблюдений за уроками и их анализ. Проведение
диагностики социального развития первоклассников; определение их
физической подготовленности к обучению в школе, изучение меди-
цинских карт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: