Краткая характеристика готовности к обучению в школе
Интерпретация данных, полученных в процессе диагностики готовности к обучению в школе
Психологическая а социальная готовность | ||||||||||||||||||
| Желание учиться в школе | Да | Не знает | Нет | |||||||||||||||
| Учебная мотивация | Осознает важность и необходимость учения | Привлекает внешняя сторона учения | Цель учения не осознаются | |||||||||||||||
| Умение вести себя адекватно | Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно | Контакт и общение | Плохо вступает в контакт. Плохо понимает ситуацию | |||||||||||||||
| Организованность поведения | Да | Недостаточно | Нет | |||||||||||||||
|
Развитие школьно значимых психофизиологических функций | ||||||||||||||||||
| Фонематический слух | Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции | Есть нарушения в | Косноязычие (логопедические коррекционные занятия) | |||||||||||||||
| Мелкие мышцы рук | Легко переписывает, копирует незнакомый текст | Скопированный | Не может скопировать текст | |||||||||||||||
| Пространственная ориентация, координация движений | Подвижен, ловок | Недостаточно ловок
| Неуклюж | |||||||||||||||
| Параметр | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||||||||||
| Координация в системе глаз-рука | Правильно переносит простейший графический образ | Незначительные | Грубые искажения | |||||||||||||||
| Объем зрительного восприятия | Норма | Ниже средних показателей возрастной | Намного вике средних показателей | |||||||||||||||
| 3. Развитие познавательной деятельности | ||||||||||||||||||
| Кругозор | Развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т. д.) | Знания ограничены | Знания существенно ограничены | |||||||||||||||
| Развитие речи | Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна | Затруднения в поиске слов для выражения мыслей | Односложные ответы, в речи много ошибок | |||||||||||||||
| Развитие познавательной активности | Любознателен, акти-вен, не нуждается в дополнительных сти- мулах, самостоятелен | Характерен узкий круг интересующих вопросов | Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция | |||||||||||||||
| Сформированность интеллектуальных умений (анализа сравнения, обобщения) | Понимает скрытый | При выполнении | Требуется обучающая помощь учителя
| |||||||||||||||
| смысл предметов, | логических действий | |||||||||||||||||
| легко обобщает, | требуется поддержка | |||||||||||||||||
| сравнивает | учителя | |||||||||||||||||
| Произвольность деятельности | Удерживает цель, намечает план | Удерживает цель, намечает план, но отвлекается, особенно при затруднениях | Быстро отвлекается, без помощи не доводит дело до конца | |||||||||||||||
| Контроль и темп деятельности | Много успевает, | Мало успевает, исправляет ошибки | Не замечает своих ошибок, мало успевает | |||||||||||||||
| Кратковременная | Более 50 % от | Примерно 50 % от | Менее 50 % от | |||||||||||||||
| память (зрительная, слуховая) | предъявлений | предъявлений | предъявлений | |||||||||||||||
Сводная таблица готовности ребенка к школе
В таблицу вносятся результаты наблюдений, бесед, тестовых заданий. Делается вывод об уровне готовности ребенка к школе, выделяются проблемы готовности, область проблем (неготовность к освоению учебной деятельности, к взаимодействию с новым окружением, к принятию новой социальной роли ученика, функциональная неготовность).
|
|
|
| Показатель | Критерий | Готовность ребенка |
| Функциональная | Тест на задержку дыхания | От 18 сек — высокие адаптивные возможности |
| Филиппинский тест | Выполняет | |
| Смена зубов | Появление 2-4 постоянных зубов | |
|
Готовность к освоению | Внимание | Устойчивое, не менее 7 - 10 мин. |
| Память | Помнит большую часть изучаемого материала | |
| Мышление | Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать связи | |
| Кругозор | Широкий, выходит за рамки личного опыта | |
| Фонематический слух | Различает звуки, их количество, последовательность | |
| Связная речь | Может понятно и связно изложить свои мысли | |
| Готовность руки к письму | Успешно выполняет точные движения, хорошая координация | |
| Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением | Ориентация в правилах школьной жизни | Знает правила поведения в разных ситуациях |
| Взаимоотношения со сверстниками | Контактов, доброжелателен, может работать в группе, паре, неконфликтен | |
| Взаимоотношения со взрослыми | Контактен, доброжелателен, ненавязчив, соблюдает правила общения с учителем | |
| Готовность к освоению | Мотивация | Комплексная при ведущем познавательном, либо социальном, либо нравственном мотиве |
| Произвольность поведения | Контролирует свое поведение, подчиняется правилам | |
| Самооценка и самоконтроль | Оценивает себя позитивно. Самостоятельно находит и исправляет допущенные ошибки |
|
|
|
