Методика формирования умений
Ключевые понятия. Умение, классификация умений в школьной биологии, виды учебных умений и их структура. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия об умении. 2. Называть основные группы и виды умений в школьной биологии. 3. Определять структуру умений, формируемых в школьной биологии. 4. Обосновывать методические условия формирования умений. 5. Владеть общей методикой формирования умений. Школьная биология имеет определенные возможности для формирования у учащихся умений опираться на специально отбираемые способы действия, которые развиваются целенаправленно. В учебном предмете реализуется деятельностное содержание образования как обязательный и необходимый его компонент. Он может положительно воздействовать на личность учащихся путем деятельностного ее включения в учебный процесс. Известно, что все качества, свойства личности, интересы, потребности и мотивы проявляются в разных видах деятельности — учебной, игровой, трудовой и коммуникативной. В зависимости от того, что человек делает (каково содержание его деятельности), как делает (какие способы при этом использует) и в каких условиях выполняет ту или иную деятельность, формируются с определенной степенью способности, склонности, черты характера, мировоззрение и закрепляются знания. Именно поэтому деятельность стала неотъемлемой составной частью содержания современного школьного образования. Деятельность выражается в разнообразных действиях человека. Для достижения ожидаемого результата человек управляет физическими действиями на основе осуществления умственных операций. При этом определяются наиболее подходящие приемы в соответствующей последовательности, необходимые для достижения выдвинутой цели. В любой деятельности используются способы действия.
Понятию «умение» в психологической и педагогической литературе уделено достойное внимание. М. А. Данилов называет умение «знанием в действии». К. К. Платонов формулирует понятие «умение» как «способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях». А. Г. Ковалев определяет «умение» как «владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности и имеющихся у субъекта знаний и навыков». Приведенные определения дают основание утверждать, что умение — психологическое (интеллектуальное) и (или) практическое действие, совершаемое человеком в различных видах деятельности на основе имеющихся знаний.
Таблица 4.4 Основные группы умений в школьной биологии
«Знание и умение взаимосвязаны как абстрактное (идеальное) и конкретное (действие). Человек знает только то, что умеет, и наоборот» (В.И.Орлов). Умение в обучении — это обычно несложное действие с объектом. При многократных повторениях одних и тех же действий умения выполняются быстрее и не требуют большого умственного труда. Реализуя множество действий, они становятся все более свободными и автоматизированными. Такие выполняемые действия, автоматизированные и без непосредственного контроля сознания, называются навыками. При обучении биологии большее место занимают умения. Вопросы для актуализации материала. Из литературы по педагогике найдите другие определения понятий об умении и навыке. Совпадают ли по смыслу с приведенными здесь понятиями? Какому определению вы отдаете предпочтение? Для целенаправленного формирования умений при обучении учащихся биологии необходимо иметь представление об их разнообразии. В литературе по психологии умения различают в зависимости от видов действий: интеллектуальные (преимущественно в сферах мышления и памяти), сенсорные (действия по зрительному, слуховому, обонятельному, видовому и кожному восприятию) и двигательные (мышечные действия). В дидактике и методике обучения биологии умения подразделяются по характеру деятельности в учебном процессе (табл. 4.4). Большая часть умений, формируемых при обучении биологии, представляются как предметные. В требованиях к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы обозначены умения, которыми должны овладеть учащиеся. Приоритетными являются умения: 1) называть общие признаки живого организма, основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных, причины и результаты эволюции, законы наследственности и изменчивости; 2) характеризовать (описывать) строение и функции клеток и организмов бактерий, грибов, растений, животных и человека, лишайника как комплексного организма, обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в организме, особенности питания, дыхания, размножения, роста, развития, среды обитания организмов, включая человеческий, специфику вирусов как неклеточных форм жизни, экологические факторы, природные и искусственные сообщества;
3) обосновывать (объяснять, устанавливать связи, составлять, формулировать вывод, обобщать) взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, организма и среды, родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, особенности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью, роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности ВНД, влияние экологических, социальных, экономических факторов на здоровье человека, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство, меры профилактики вредных привычек, нарушения осанки и плоскостопия, влияние человека на разнообразие видов растений и животных и на среду их обитания, роль живых существ в формировании жизнепригодной среды; 4) распознавать (определять, узнавать, сравнивать) бактерии, грибы, лишайники, растения и животных, человека; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы; наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, результаты опытов по изучению жизнедеятельности организмов. При обучении биологии наряду с предметными умениями формируются и общие (учебные умения — анализировать содержание текстов учебника и других источников биологической информации, аргументировать ответ, доказывать свою точку зрения, составлять ответы на вопросы, моделировать биологические предметы и явления). Овладение такими умениями дает возможность учащимся свободно действовать в различных учебных ситуациях.
Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями вы дополнили бы материал о предметных и общих умениях, формируемых в школьной биологии? Любое умение закрепляется в сознании при многократном повторении действий по образцу, инструкции, правилу или самостоятельно. Успех формирования умения определяется такими методическими условиями, как: 1) настрой учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания; 2) четкое и доступное изложение цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности; 3) полнота и ясность представления структуры формируемого умения, показ способов выполнения деятельности; 4) организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий. Первые два положения определяются типами ориентировочной основы действия, т.е. системой указаний на то, как выполнять новое действие — по инструкции или в процессе применения разных средств обучения. Последние два положения связаны с содержанием и подбором заданий, а также методикой формирования умений. В общем плане смысл методики формирования умений заключается в следующем: 1) пояснение учащимся цели выполнения действий и мотивов ее достижения; 2) подробное и понятное разъяснение учителем последовательности выполнения действий, составляющих в совокупности умение; 3) выполнение действий учащимися при помощи учителя; 4) использование умения в аналогичной ситуации; 5) перенос умения в новую ситуацию. Методические исследования показали, что формирование учебных умений целесообразно начинать с первых уроков изучения биологии в 6 классе, отразив это в тематическом и поурочном планах. Каждое умение формируется на основе учебных приемов, состав которых определяется на основе конкретного содержания изучаемого материала. Структура умений выражается количеством выполняемых действий и их последовательности (табл. 4.5). Процесс формулирования учебных умений складывается из трех этапов: 1) введение приема (способа действий); 2) закрепление способа действий; 3) обучение учащихся переносу усвоенных действий. Первый этап осуществляется по-разному, поскольку введение приема зависит от содержания изучаемого материала и уровня подготовки учащихся. Если способ деятельности простой, то учащиеся могут участвовать при его введении. В этом случае состав действий представляется в форме устной инструкции. Например, правило анализа состоит из трех действий: 1) рассмотреть объект (семя, плод, цветок, муляж сердца, растительную клетку); 2) назвать его части в определенной последовательности; 3) сформулировать вывод. Таблица 4.5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|