Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования умений




Ключевые понятия. Умение, классификация умений в школьной био­логии, виды учебных умений и их структура.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия об умении. 2. Называть основные группы и виды умений в школьной биологии. 3. Определять структуру умений, формируемых в школьной биологии. 4. Обосновывать методические условия формиро­вания умений. 5. Владеть общей методикой формирования умений.

Школьная биология имеет определенные возможности для формирования у учащихся умений опираться на специально от­бираемые способы действия, которые развиваются целенаправ­ленно. В учебном предмете реализуется деятельностное содержа­ние образования как обязательный и необходимый его компо­нент. Он может положительно воздействовать на личность уча­щихся путем деятельностного ее включения в учебный процесс. Известно, что все качества, свойства личности, интересы, потреб­ности и мотивы проявляются в разных видах деятельности — учеб­ной, игровой, трудовой и коммуникативной. В зависимости от того, что человек делает (каково содержание его деятельности), как делает (какие способы при этом использует) и в каких усло­виях выполняет ту или иную деятельность, формируются с опре­деленной степенью способности, склонности, черты характера, мировоззрение и закрепляются знания. Именно поэтому деятель­ность стала неотъемлемой составной частью содержания совре­менного школьного образования.

Деятельность выражается в разнообразных действиях челове­ка. Для достижения ожидаемого результата человек управляет физическими действиями на основе осуществления умственных операций. При этом определяются наиболее подходящие приемы в соответствующей последовательности, необходимые для дости­жения выдвинутой цели. В любой деятельности используются способы действия.

Понятию «умение» в психологической и педагогической лите­ратуре уделено достойное внимание. М. А. Данилов называет уме­ние «знанием в действии». К. К. Платонов формулирует понятие «умение» как «способность человека продуктивно, с должным ка­чеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях». А. Г. Ковалев определяет «умение» как «владение слож­ной системой психологических и практических действий, необ­ходимых для целесообразной регуляции деятельности и имеющихся у субъекта знаний и навыков». Приведенные определения дают основание утверждать, что умение — психологическое (интеллек­туальное) и (или) практическое действие, совершаемое человеком в различных видах деятельности на основе имеющихся знаний.

Названия групп Общая характеристика умений
Интеллектуальные (умственные) Интеллектуальные действия, обеспечивающие по­знание и осмысление окружающей действитель­ности, включая ее биологическую составляющую (анализировать, сравнивать, конкретизировать, систематизировать, классифицировать, обобщать)
Практические (трудовые) Практические действия, обеспечивающие преоб­разование биологических объектов (выращивать, ухаживать, высевать, обрабатывать, дезинфици­ровать, соблюдать, выполнять)
Специальные (предметные) Интеллектуальные и практические действия, обеспечивающие описание, объяснение и преоб­разование биологических объектов, изучаемых в школьной биологии (характеризовать, приводить примеры, обосновывать, распознавать, опреде­лять, применять знания, формулировать выводы, наблюдать)
Общие (общеучебные) Интеллектуальные действия, используемые при обучении и обеспечивающие усвоение биологи­ческого материала (работать с учебником и дру­гими источниками информации, осуществлять са­моконтроль и т.д.)

Таблица 4.4 Основные группы умений в школьной биологии


«Знание и умение взаимосвязаны как абстрактное (идеальное) и конкретное (действие). Человек знает только то, что умеет, и на­оборот» (В.И.Орлов).

Умение в обучении — это обычно несложное действие с объек­том. При многократных повторениях одних и тех же действий умения выполняются быстрее и не требуют большого умственно­го труда. Реализуя множество действий, они становятся все более свободными и автоматизированными. Такие выполняемые дей­ствия, автоматизированные и без непосредственного контроля сознания, называются навыками. При обучении биологии боль­шее место занимают умения.

Вопросы для актуализации материала. Из литературы по педаго­гике найдите другие определения понятий об умении и навыке. Совпа­дают ли по смыслу с приведенными здесь понятиями? Какому определе­нию вы отдаете предпочтение?

Для целенаправленного формирования умений при обучении учащихся биологии необходимо иметь представление об их раз­нообразии. В литературе по психологии умения различают в зави­симости от видов действий: интеллектуальные (преимущественно в сферах мышления и памяти), сенсорные (действия по зритель­ному, слуховому, обонятельному, видовому и кожному восприя­тию) и двигательные (мышечные действия).

В дидактике и методике обучения биологии умения подразде­ляются по характеру деятельности в учебном процессе (табл. 4.4).

Большая часть умений, формируемых при обучении биологии, представляются как предметные. В требованиях к уровню подго­товки выпускников основной общеобразовательной школы обо­значены умения, которыми должны овладеть учащиеся.

Приоритетными являются умения:

1) называть общие признаки живого организма, основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных, причины и результаты эволюции, законы наследственности и изменчивости;

2) характеризовать (описывать) строение и функции клеток и организмов бактерий, грибов, растений, животных и человека, лишайника как комплексного организма, обмен веществ и пре­вращение энергии, роль ферментов и витаминов в организме, осо­бенности питания, дыхания, размножения, роста, развития, сре­ды обитания организмов, включая человеческий, специфику ви­русов как неклеточных форм жизни, экологические факторы, при­родные и искусственные сообщества;

3) обосновывать (объяснять, устанавливать связи, составлять, формулировать вывод, обобщать) взаимосвязи строения и функ­ций органов и систем органов, организма и среды, родство мле­копитающих животных и человека, человеческих рас, особенно­сти человека, обусловленные прямохождением и трудовой дея­тельностью, роль нейрогуморальной регуляции процессов жизне­деятельности в организме человека, особенности ВНД, влияние экологических, социальных, экономических факторов на здоро­вье человека, алкоголя, наркотиков, курения на организм челове­ка и его потомство, меры профилактики вредных привычек, на­рушения осанки и плоскостопия, влияние человека на разнообра­зие видов растений и животных и на среду их обитания, роль живых существ в формировании жизнепригодной среды;

4) распознавать (определять, узнавать, сравнивать) бактерии, грибы, лишайники, растения и животных, человека; наиболее рас­пространенные виды растений и животных своего региона, расте­ния разных семейств, классов, отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

наблюдать сезонные изменения в жизни растений и живот­ных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, результаты опытов по изучению жизнедеятельно­сти организмов.

При обучении биологии наряду с предметными умениями фор­мируются и общие (учебные умения — анализировать содержание текстов учебника и других источников биологической информа­ции, аргументировать ответ, доказывать свою точку зрения, со­ставлять ответы на вопросы, моделировать биологические пред­меты и явления). Овладение такими умениями дает возможность учащимся свободно действовать в различных учебных ситуациях.

Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями вы дополнили бы материал о предметных и общих умениях, формируемых в школьной биологии?

Любое умение закрепляется в сознании при многократном по­вторении действий по образцу, инструкции, правилу или само­стоятельно. Успех формирования умения определяется такими методическими условиями, как:

1) настрой учащихся на необходимость выполнения опреде­ленных действий в процессе выполнения учебного задания;

2) четкое и доступное изложение цели и задач, которые уча­щиеся должны решить в ходе учебной деятельности;

3) полнота и ясность представления структуры формируемого умения, показ способов выполнения деятельности;

4) организация деятельности учащихся по овладению отдель­ными действиями или их совокупностью (приемом) с использо­ванием системы заданий.

Первые два положения определяются типами ориентировоч­ной основы действия, т.е. системой указаний на то, как выпол­нять новое действие — по инструкции или в процессе примене­ния разных средств обучения. Последние два положения связаны с содержанием и подбором заданий, а также методикой формиро­вания умений.

В общем плане смысл методики формирования умений заклю­чается в следующем: 1) пояснение учащимся цели выполнения действий и мотивов ее достижения; 2) подробное и понятное разъяснение учителем последовательности выполнения действий, составляющих в совокупности умение; 3) выполнение действий учащимися при помощи учителя; 4) использование умения в ана­логичной ситуации; 5) перенос умения в новую ситуацию.

Методические исследования показали, что формирование учеб­ных умений целесообразно начинать с первых уроков изучения биологии в 6 классе, отразив это в тематическом и поурочном планах. Каждое умение формируется на основе учебных приемов, состав которых определяется на основе конкретного содержания изучаемого материала. Структура умений выражается количеством выполняемых действий и их последовательности (табл. 4.5).

Процесс формулирования учебных умений складывается из трех этапов: 1) введение приема (способа действий); 2) закрепление способа действий; 3) обучение учащихся переносу усвоенных дей­ствий.

Первый этап осуществляется по-разному, поскольку введение приема зависит от содержания изучаемого материала и уровня подготовки учащихся. Если способ деятельности простой, то уча­щиеся могут участвовать при его введении. В этом случае состав действий представляется в форме устной инструкции. Например, правило анализа состоит из трех действий: 1) рассмотреть объект (семя, плод, цветок, муляж сердца, растительную клетку); 2) на­звать его части в определенной последовательности; 3) сформу­лировать вывод.

Таблица 4.5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...