Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование авторских школьных программ по биологии




Ключевые понятия. Авторская школьная программа, технология мо­делирования и апробация программы.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл сужде­ний «авторская школьная программа» и «модель программы». 2. Назы­вать и характеризовать основные компоненты программы. 3. Знать тех­нологию создания авторской программы и применять ее в практической деятельности.

В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в рос­сийском обществе, от общеобразовательной школы требуются гибкость, быстрая и адекватная реакция на возникшие социаль­но-педагогические явления. Особенно это касается пересмотра содержания учебного материала и его структуры внутри учебных предметов, обусловленного введением стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания школьного образования, а также необходимостью воплощения в жизнь «Кон­цепции профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования» и национального проекта «Образование».

В последнее время возникло много разных типов школ с не­стандартными профилями обучения. Их руководители и учителя стали разрабатывать новые учебные планы, изобретать концеп­ции организации учебного процесса, вводить новые предметы и создавать авторские программы. О результатах такой работы го­ворить еще преждевременно, поскольку прошло мало времени и не появились поколения выпускников, получивших образование в таких учреждениях. Но как позитивные, так и негативные при­знаки изменений наблюдаются, поэтому их необходимо выделять, анализировать и оценивать.

Вопросы для актуализации материала. Какой тип школы вы окон­чили? Обучали ли вас в рамках какого-либо предмета по оригинальной программе? Что больше всего запомнилось вам в результате изучения такой программы?

Активность по изменению учебных планов, программ внутри конкретных учебных предметов стала особенно заметна в связи с дифференциацией уровня оплаты труда бюджетной сферы, вклю­чая учителей, а также с введением предпрофильного и профиль­ного обучения учащихся старших классов. В создавшихся услови­ях требуется стимулирование роста квалификации, уровня про­фессионального материала, развития творческой инициативы и обеспечения социальной защищенности работников образования в развивающихся рыночных отношениях.

Органы управления образования разработали критерии уров­ней сложности профессиональных задач, решаемых конкретным учителем в его педагогической деятельности. Это сделано для оп­ределения и присвоения учителю соответствующей категории, а следовательно, и разряда, по которому определяется оплата труда. Таких категорий три — высшая, первая и вторая. Высшая катего­рия присваивается учителю в том случае, если он занимается раз­работкой новой учебной программы, педагогической технологии, методики обучения и воспитания, а также их апробациями. Пер­вую категорию получают учителя, которые составляют и реализу­ют индивидуальные программы с учетом новых требований к об­разованию на базе сложившейся системы, усовершенствованной для конкретного образовательного учреждения, а также могут ап­робировать и анализировать названные программы. Вторая кате­гория определяется учителям, способным самостоятельно усовер­шенствовать методики обучения предмету на основе готового учеб­ного плана по стандартной программе в условиях конкретного образовательного учреждения.

При квалификационной оценке деятельности учителя основной показатель из обозначенных — разработка индивидуальной, или авторской, программы. Таковой она считается потому, что явля­ется оригинальной, не имеющей аналогов в методической теории и практике, составленной по общему замыслу учителя — автора, для качественной подготовки учащихся. Чаще это могут быть про­граммы факультативных, специальных и особенно элективных курсов, получивших широкое распространение в условиях пред­профильного и профильного обучения учащихся. Но как создать программу? С чего начать? Чем необходимо руководствоваться учителю биологии при работе над программой? Каким требова­ниям должна удовлетворять авторская программа?

Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждались ли вами обозначенные вопросы при изучении курса педагогики? На какой из них вы могли ответить? Как? 2. Должен ли будущий учитель биологии получить ответы на поставленные вопросы? Почему?

Первая часть авторской программы должна отвечать стандар­там школ России и обеспечивать учащихся таким уровнем обра­зования, который будет признан достаточным для дальнейшей их жизни после окончания школы. Следовательно, при разработке программы необходимо опираться на общеобразовательный стан­дарт. Для биологии таким документом является вариант стандар­та по образовательной области «Биология», к которому составлены обязательные минимумы содержания основного общего и средне­го (полного) общего биологического образования (Сборник нор­мативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадь­ев. — М.: Дрофа, 2007. — 99 с). Наряду с этим учитель при созда­нии программы должен руководствоваться перечнем требований к подобным документам. Важно учитывать, что программа — свое­образный план изучения предмета или отдельного курса, состав­ленный с учетом определенных целей и задач биологического об­разования учащихся при их ориентации на качественное усвое­ние учебного материала. Программа отражает конкретные блоки вопросов, составляющие в целом ее содержание, последователь­ность изучения этого содержания при четком распределении объе­ма времени. Программа создается с опорой на логику развития биологической науки в целом или отдельных ее разделов, дидак­тических принципов — научности, доступности, последователь­ности, системности, связи теории с практикой и ориентации на развитие личности. Обязательно учитываются психологические, физиологические и физические особенности учащихся.

В модели авторской программы, как правило, отражаются три логически взаимосвязанных компонента, а именно пояснительная записка к курсу, содержательная часть и перечень требований к уровню подготовки учащихся.

В пояснительной записке необходимо отражать следующие све­дения:

1) обоснование необходимости создания авторской програм­мы, показ ее новизны с опорой на приоритетные образователь­ные элементы, отобранные для нее — сведения и факты, поня­тия, закономерности, способы действия, ценностные отноше­ния, определенные составляющие опыта творческой деятельно­сти;

2) приоритетная цель курса, ведущая идея, заложенная в его содержание с учетом особенностей образовательного учреждения и контингента учащихся;

3) задачи курса — обучающие, воспитательные и развивающие, в совокупности обеспечивающие эффективное достижение цели;

4) степень обеспеченности программы средствами обучения — учебником, рекомендациями, дидактическими и наглядными ма­териалами, мультимедиа-пособиями, включая авторскими;

5) аргументация выбора ведущих форм и методов обучения учащихся по создаваемой авторской программе;

Обоснование видов, способов и средств проверки и оценки результатов по предлагаемой программе — текущая, тематическая, итоговая проверки, критерии оценки, перечень вопросов, тексты заданий, тесты и др.

Вторая часть программы (собственно текст) должна отражать содержательную составляющую, ее структуру и логику изучаемо­го материала. Она разбивается на рубрики — введение, часть, раз­дел и тема. Внутри каждой темы отобранное содержание распре­деляется абзацами, составляющими законченную мысль, идею или научное положение. Они должны быть написаны социологиче­ским языком. Важно, чтобы по ним можно было составить ка-лендарно-тематический план и проследить программно-методиче­ское обеспечение курса. В конце каждой темы желательно указать такие приоритетные формы обучения биологии, как лаборатор­ные и практические работы, экскурсии, а также демонстрации, опыты и межпредметные связи. Сейчас стало потребностью обо­значать и Internet-ресурсы.

Третья часть программы отражает ее целевую основу — требо­вания к уровню подготовки учащихся. Это знания, умения, цен­ностные отношения и элементы опыта творческой деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Их лучше излагать в форме различных видов учебной деятельности, отражающих спе­цифику обучения основам биологии. При этом важно использо­вать слова-глаголы, с помощью которых можно полнее отразить обозначенную деятельность учащихся. Могут быть использованы такие слова и суждения, как называть, характеризовать, обосно­вывать, распознавать, сравнивать, наблюдать, приводить приме­ры, применять знания, делать выводы и др.

Для успешной работы над авторской программой учителю биологии необходимо овладеть специальной технологией создания подобного рода документов. По мнению И.В.Душиной и Г.А.По-нуровой (1996), под технологией создания оригинальных автор­ских программ следует понимать определенный алгоритм действий создателя — учителя, совершаемый им в процессе работы над до­кументом. Этот алгоритм представляет собой систему, опираю­щуюся на заданные исходные установки — образовательные ори­ентиры, в качестве которых выступают цели, задачи, содержатель­ный объем, возраст и контингент учащихся, а также определен­ный порядок действий составителя. На основе представлений вышеназванных авторов такая технологическая цепочка может состоять из нескольких этапов.

1. Анализ образовательной концепции своего учреждения (шко­лы, гимназии, лицея) для выделения целей и задач биологиче­ской подготовки учащихся с учетом его миссии и выработанных направлений профориентационной деятельности.

2. Определение места предмета «Биология» в общешкольном учебном плане, а также курсов (выбранных факультативных, спе­циальных и элективных), углубляющих, расширяющих, обобща­ющих и систематизирующих представления о живых объектах в общеобразовательном и (или) профильном аспектах. При этом обязательно обращается внимание на выделение для них объема времени в зависимости от того, в рамках какого компонента (фе­дерального, национально-регионального и школьного) они будут изучаться учащимися.

3. Составление программы по выбранному биологическому
курсу (проводят в определенной последовательности). Вначале
формулируется идея и выражается общий замысел программы. Если
это будет факультативный, специальный и элективный курс, то
устанавливаются внутрипредметные связи. Определяется также
основной смысл изучения курса учащимися — усиление теорети-
ческой подготовки, реализация практической направленности,
показ особенностей профессий, связанных с живыми системами,
формирование исследовательских умений, осуществление проек-
тной деятельности в природе и др. Затем определяются рубрики
программы и формулируются названия учебных тем. Одновременно
каждая тема «наполняется» содержательной частью с определени-
ем практических, лабораторных и творческих работ, экскурсий и
перечня требований к уровню подготовки учащихся в рамках темы.
Этот перечень можно давать после каждой темы или помещать
его в конце программы как обобщенный результат обучения.

Для биологии свойственна многокомпонентная структура при отражении морфологических, анатомических, физиологических, генетических, цитологических, гигиенических, здоровьесберега-ющих и других явлений, происходящих в окружающем мире. По­этому при составлении программы важен адекватный отбор учеб­ного материала с учетом возрастных признаков учащихся.

В качестве примера можно представить названия модульных программ для учащихся общеобразовательной школы, имеющие интегрированный характер и выраженные на основе идеи целост­ности организма человека и поддержания состояния его здоровья. В целом модульная программа называется «Природа. Человек. Здо­ровье». Первый блок «Природа и здоровье человека» предназна­чен для учащихся начальной школы. Главная его цель — форми­рование у учащихся общих представлений об окружающем мире, природе, среде жизни и их значении для здоровья человека. Блок может состоять из программ «Природа — наш дом, наша жизнь» (2 кл.), «Природа и здоровье» (3 кл.), «Человек в природе и здо­ровье» (4 кл.). Второй блок «Народный образ жизни и здоровье» предназначен для учащихся основной школы. Главная его цель состоит в формировании у учащихся обобщенного представле­ния об отношении к здоровью, его оценке и способах рацио­нального образа жизни у населения их региона, в контексте куль­турологической идеи. Блок может включать программы «Здоро­вье в фольклоре народа» (5 кл.), «Здоровье и образ жизни на­рода» (6 кл.), «Национальные традиции укрепления здоровья» (7 кл.), «Народная медицина для сохранения здоровья» (8 кл.), «Национальная культура и ценности здоровья» (9 кл.). Третий блок «Здоровье населения как национальная идея» предназна­чен для учащихся средней (полной) школы. Главная его цель — формирование у учащихся жизненной позиции по отношению к ценностям здоровья и здоровому образу жизни, представлений о том, что стремление к сохранению здоровья является идеей, объе­диняющей людей для дальнейшего развития народов и их нор­мального существования в новом постиндустриальном обществе. Блок может состоять из программ «Идеалы образа жизни и здо­ровье народа» (10 кл.), «Здоровье народа — устойчивый регион» (11 кл.).

4. Создание методических материалов для усвоения учащими­ся содержания созданной программы. Проводится отбор средств обучения из уже существующих к данному времени или разраба­тываются новые в соответствии с содержанием программы. Со­ставляются календарные, тематические и поурочные планы. Де­тально прорабатываются содержание каждого урока, экскурсии, лабораторной и практической работы.

5. Проверка эффективности обучения учащихся по разрабо­танной программе, реализация запланированных форм, методов и средств обучения учащихся, оценка и корректировка програм­мы по результатам проверки.

Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите журнал «Био­логия в школе» за последние годы. Освещается ли тема создания автор­ских программ на его страницах? 2. Какие авторские программы были уже напечатаны? В чем заключается их актуальность для современного биологического образования учащихся?

Обобщенное представление о последовательной работе учите­ля—создателя авторской программы представлено на рис. 3.1.

При создании авторских программ необходимо иметь в виду, что качественная подготовка учащихся может состояться только при ее введении в общей системе биологического образования, а также в системе изучения отдельного раздела школьной биоло­гии.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему сейчас возникла не­обходимость в создании авторских программ по разным предметам и курсам, включая биологию? 2. Выразите смысл суждений «авторская школьная программа» и «модель программы». 3. Из каких компонентов должна состоять авторская программа по биологии? 4. Что необходимо отразить в пояснительной записке программы? 5. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы технологической цепочки создания авторской программы. 6. К курсу с условным названием «Генетика человека» со­ставьте кратко модель программы для учащихся средней (полной) шко­лы. 7. Опишите технологию моделирования и апробации авторской про­граммы. 8. Сформулируйте несколько названий элективных курсов, по которым можно составить авторские программы для профильной биоло­гической подготовки старшеклассников.

Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...