Теория развития биологических понятий
Ключевые понятия. Основные положения теории развития биологических понятий, общее представление о биологических понятиях и типах их развития. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать и аргументировать основные положения теории развития биологических понятий. 2. Называть группы биологических понятий и типы их развития. 3. Приводить примеры понятий и конкретизировать фактами типы их развития. 4. Объяснять значение теории развития биологических понятий для практики обучения биологии. Вопросы формирования и развития понятий при обучении учащихся биологии всегда волновали методистов-исследователей и учителей. Известно, что понятия отражают процесс постоянного изменения и преобразования окружающей действительности, включая живую природу. Они также выражают явление углубления знаний о материальных и идеальных объектах, реализуя себя как средства их мысленного воспроизведения и построения. Понятия выступают в качестве формы абстрактного мышления, фиксирующей существенные, а также главные признаки предметов, явлений и законов, согласно которым совершаются различные процессы. Следовательно, понятия одновременно рассматриваются как форма мышления, как объект познания окружающей действительности и как результат этого познания. Школьную биологию с позиций ее содержания логично представлять как комплекс понятий, с помощью которых выражаются знания. Биологические знания в совокупности — это результат познания живой природы, который проверен общественно-исторической практикой. Общеобразовательное значение для учащихся имеют знания о живой природе в целом, структуре и функционировании различных ее объектов, направлениях, факторах и результатах эволюции, системе органического мира. Овладение ими — один из фактов становления у учащихся основ научного мировоззрения, социально значимых качеств, научных гуманистических взглядов на природу и общество, получения представления о живом как уникальной и сверхценной части биосферы.
Вопросы для актуализации материала. 1. По толковым и философским словарям найдите определение категории «понятие». Сделайте в тетради записи, дополняющие текст учебника. 2. При изучении каких дисциплин в вузе обращалось внимание на категорию «понятие»? Биологические знания могут передаваться новым поколениям людей при организованном и целенаправленном их обучении. Эти знания должны быть систематичными и охватывать все основные разделы биологической науки. Их лучше выражать во взаимосвязи, определенной логической структуре и последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же предмету, должны создаваться и межпредметные связи. В наиболее концентрированном виде необходимость усвоения учащимися понятий и их обогащения при переходе от класса к классу отражена в методической теории развития системы биологических понятий. Проблема развития биологических понятий имеет свою историю. Наиболее глубокая ее разработка в методике преподавания биологии происходила в 50-х гг. XX в. На основе глубокого анализа различных областей биологической науки, сравнительного изучения содержания разделов школьной биологии, переосмысления методических идей и педагогической практики коллектив ленинградских ученых под руководством Н. М. Верзилина разработал «Теорию развития биологических понятий» (1956). Она была принята как учеными в сфере методики обучения биологии, так и учителями, так как создала научную основу для полноценного освоения учащимися общеобразовательной школы содержания учебного материала.
К приоритетным положениям теории развития биологических понятий относятся следующие: 1. Учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики. Эту систему составляют понятия, отражающие смысл основных социальных отраслей биологии и объединяемые в группы — морфологические, анатомические, физиологические, экологические и генетические, систематические, агрономические, гигиенические. Поэтому их лучше давать как понятия специальные. В обозначенную систему входят и общебиологические понятия — эволюция, формы и уровни биологической организации, взаимосвязи организма и среды и др. Они объясняют факты и сведения на уровне систематизации и обобщений. Их необходимо изучать во всех разделах биологии. 2. Биологические понятия имеют приоритетное значение для развития мыслительной деятельности учащихся и их воспитания. Они способствуют приобретению умений анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать и обобщать учебный материал. Вместе с тем они обеспечивают формирование научного взгляда на природу, убеждений в сохранении всех живых существ, укреплении здоровья и культивировании здорового образа жизни. 3. Биологические понятия представляют учащимся не в готовом виде; они развиваются в процессе обучения. «Проблема развития понятия есть фактически проблема постепенного обогащения знания, образующего основу понятия, все новыми и новыми связями» (Н.М.Верзилин). 4. Сложные понятия формируются в процессе обучения учащихся посредством обобщения простых понятий и при их интеграции на межпредметной основе. Межпредметные и внутрипред-метные связи — необходимое условие обогащения и развития понятий, одним из средств реализации этих связей является использование «синхронических карт», которые позволяют оптимально организовать учебный процесс. 5. Важное значение для усвоения основ биологии имеют понятия эмпирические и их соотношение с теоретическими понятиями. В школьном биологическом образовании до последнего времени большая часть знаний возводилась в рамки эмпирических. Это фактофиксирующие знания, дающие лишь описание явлений, но не скрывающие их сущности. В истории познания эти знания и практика были базой, на которой постепенно строилось современное теоретическое знание. Поэтому при изучении каждого раздела школьной биологии важно обеспечивать развитие понятий у учащихся от простых к сложным, осмысление научных фактов в свете ведущих общебиологических понятий, обеспечивая их теоретический синтез. Теоретические знания объясняют биологические явления, раскрывают их сущность, служат основой научного мировоззрения, картины мира и рационального решения практических проблем.
6. Существуют разные типы развития понятий — непрерывные, прерывные, сквозные и приуроченные к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения. При непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение. 7. Движение понятий в школьной биологии сопровождается все более полным отражением состояния живых объектов и их изменений под влиянием различных факторов. Обозначенные положения выражают сущность методической теории развития биологических понятий, которые имеют большое значение для практики обучения учащихся. Вопросы для актуализации материала. Исходя из материала выбранной темы раздела «Человек и его здоровье», определите основные группы понятий и их возможности для формирования мыслительной деятельности учащихся. Какое значение имеют определенные вами понятия? В истории развития биологических понятий подчеркивается мысль о том, что процесс обогащения содержания понятий является одним из обязательных условий получения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе должно придаваться преемственности содержания учебного материала, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в темах, разделах и предмете в целом. Для этого рекомендуется составлять графики развития биологических понятий. В практике обучения биологии каждое понятие обогащается и постепенно усложняется содержательно. Так, понятие о растительной клетке (6 кл.) на первом уроке темы является простым. Учащиеся узнают, что клетка — мельчайшая частица каждого организма цветкового растения, состоит из оболочки и цитоплазмы, в которой находятся ядро, вакуоль и пластиды. К концу изучения темы понятие о растительной клетке становится сложным. У учащихся складывается представление о разнообразии клеток по строению и функциям, роли клеток в нормальной жизнедеятельности растения как целостного организма. Подобное усложнение претерпевают понятия об отдельных органах цветкового растения — семени, корне, листе, стебле, цветке и плоде. Представляя морфологическую, анатомическую, физиологическую и экологическую их характеристики, учащиеся усваивают более сложные понятия об органе как части организма растения. При установлении взаимосвязей между ними и аргументации в эволюционном контексте формируется понятие более высокого уровня сложности — растительный организм как целостная система.
В разделе «Животные» также формируются простые понятия об образе жизни, внешнем и внутреннем строении с использованием примеров типичных представителей отрядов, классов и типов. На основе содержания обозначенных понятий одновременно «наполняется» содержание понятия об эволюционном усложнении организмов, их систематических характеристиках, взаимосвязях с другими организмами и факторами окружающей среды. В разделе «Человек и его здоровье» простые понятия о морфологии, анатомии отдельных органов позволяют формировать более сложные понятия о системе органов и организме в целом. Одновременное изучение физиологических, санитарно-гигиенических, валеологических и медицинских понятий дает возможность учащимся получить представление о более сложных понятиях, к которым относятся здоровье, болезнь, здоровый образ жизни. Приведенные примеры позволяют утверждать, что понятия могут быть простыми и относительно сложными. По типу развития все обозначенные понятия характеризуются как приуроченные к отдельным разделам школьной биологии. В школьной биологии имеются понятия, которые важно формировать на протяжении всех лет обучения. Это понятия общебиологические — клетка, приспособленность организмов, обмен веществ, взаимосвязи организма со средой обитания и др. Они выступают в качестве элементов биологического содержания, вокруг которых концентрируются соответствующие факты и сведения. Например, понятие о клетке вводится в начальных классах. При изучении раздела «Растения» оно конкретизируется и обогащается сведениями о строении растительной клетки, ее включениях, функциях клеток, разнообразии растительных тканей, одноклеточных растительных организмах и многоклеточных водорослях, специализированных тканях у мхов и папоротников и, наконец, о сложном клеточном строении покрытосеменных. В данном разделе понятие о клетке и клеточном строении организмов расширяется при сравнительном изучении животной клетки и растительной. Учащимся предоставляются сведения о строении и функционировании клеток у одноклеточных (амеба), а также клеток и тканей многоклеточных (гидра, черви, моллюски, ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). В разделе «Человек и его здоровье» у учащихся расширяется представление о клеточном строении организма человека, конкретизируются знания о тканях (костной, соединительной, эпителиальной, мышечной и нервной) как совокупности клеток, о внутриклеточном и внутритканевом обмене веществ, половых клетках человека и их роли в передаче наследственной информации. И наконец, в разделе «Общая биология» понятие о клетке получает обобщенное выражение — сравнительная характеристика бактериальной, грибной, растительной и животной клеток, строение и согласованное функционирование органоидов клетки, способы деления клетки, наследование признаков. К завершающему этапу обучения биологии у учащихся складывается обобщенное представление о молекулярно-клеточном уровне организации живой природы. Следовательно, понятие о клетке формируется непрерывно, на протяжении нескольких лет, так как для учащихся это понятие имеет глубокий мировоззренческий и общеобразовательный смысл.
В школьной биологии развитие некоторых понятий происходит прерывисто. Это относится, например, к понятию об искусственном отборе. Общее представление о нем учащиеся получают на уроках о сортах растений, породах животных (разделы «Растения» и «Животные»), затем в теме «Основы эволюционного учения» и, наконец, в теме «Основы генетики и селекции». Особое место в развитии биологических понятий имеют межпредметные связи. На их основе обогащается прежде всего содержание общебиологических понятий, которые в целом отражают: 1) явления изменения живой природы (эволюцию, ее факторы и направления); 2) уровни организации жизни (молекулярно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный); 3) иерархию биологических процессов (функционирование, онтогенез, филогенез); 4) основные типы объяснений, группы законов биологии (причинные, системно-структурные, эволюционные). Для обогащения их содержания важно использовать географические, исторические и технологические материалы. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Что отражают с помощью понятий? 2. Почему утверждают, что, используя понятия, можно выражать биологические знания? 3. Когда и кем была разработана теория развития биологических понятий? 4. Назовите основные положения названной теории. 5. Проведите анализ понятий по выбранной вами теме раздела «Растения». Выясните, какие понятия представляются учащимся впервые; какие понятия получают развитие, а какие требуют обобщения. 6. Просмотрите по учебнику «Общая биология» для 9 класса одну из тем; выясните, какие понятия необходимо развивать на межпредметной основе. 7. При подготовке конспекта урока обозначьте понятия, которые будут изучаться учащимися впервые, и понятия, которые получат дальнейшее развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|