Методы эмоционально-ценностного стимулирования при обучении биологии
(идея выражения В. В. Николиной)
Методы осуществления ценностного обмена содержания материала важны потому, что в процессе межличностного диалога осуществляется «свободное самооткровение личности» (М. М. Бахтин). Это побуждает учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей, осваивать и отстаивать новые ценности. Особенностью этих методов является их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личност-но-значимый и ценностный смыслы. Учебные диалоги позволяют создавать ситуации общения для разрешения изучаемых проблем, поисков смыслов при использовании материала о значении живой природы. Из разных диалогов лучше использовать мотивационный (отражает интерес участников к теме), причинный (характеризует оценочное осмысление материала), рефлексивный (помогает в ходе общения вести самоанализ), самореализующий (позволяет личности самоутверждаться и самораскрываться), смыслотворческий (ориентирует на поиск ценностей).
Метод рефлексии дает возможность учащимся осознавать себя как субъекта деятельности. Он отражает собственные действия и переживания на основе сознания. «Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «я» в каждый момент своей жизни» (А. Маслоу). Этот метод связан с тремя видами рефлексии — предметной, процессуальной и личностной. Первые два соотносятся с познавательной и другими видами деятельности учащихся. Личностная рефлексия — это обращение мыслей, переживаний человека на себя, свой внутренний мир и психическое состояние. При формировании ценностного отношения к живой природе важно, чтобы учащиеся рефлексировали по поводу осмысления результатов интеллектуальной и практической деятельности, используя задания типа: «Какие чувства вы испытываете при восприятии красоты цветков розоцветных растений?», «Почему вы пришли к выводу о сохранении видового разнообразия растений в местности проживания?» и др. Представленные методы оказывают положительное влияние на подготовку учащихся в том случае, если они будут включаться в структуру определенных организационных форм обучения. К таковым следует отнести классный урок (формирование новых знаний и способов действия, семинар-беседа, диспут, дискуссия), а также имитационные и неимитационные игры. Урок формирования новых знаний и способов действия позволяет обобщенно выражать содержание учебного материала об эмоционально-ценностных отношениях к объектам живой природы и вводить новые методы, способствующие эмоционально-личностному стимулированию деятельности учащихся. Семинары дают возможность осмысливать и переосмысливать учебное содержание о ценностях живой природы при свободном высказывании собственного мнения с использованием оценочных суждений.
Игры имитационные (игровое проектирование, разыгрывание ролей) и неимитационные (конкретная ситуация, «живая ситуация», классическая ситуация, инцидент, моделирование сред жизни, составление словесного портрета «человека экологического») оказывают положительное влияние на формирование нравственно-волевых качеств, быстроту принятия решений по сохранению объектов живой природы при высказывании эмоционально окрашенных суждений. Темы игр должны быть связаны с поиском решений проблемы сохранения объектов живой природы, привлечением образов людей с высокими гражданскими идеалами и моральными качествами, использование публицистически ярких, четких и выразительных наглядных средств. Разыгрывание ролей обучает учащихся не только общаться, но и овладевать умениями самообразования, пропаганды идеи сохранения природы с опорой на образцы культуры. Большое воспитывающее значение имеют выступления, в которые включают сведения, полученные лично учащимися при исследовании состояния какого-либо объекта живой природы своей местности. Особую роль в формировании эмоционально-ценностных отношений к природе играют обозначенные ситуации. В качестве конкретных определяют ситуации, которые проявляются в местности или регионе проживания. Примерами могут быть такие: «Изменение сообщества припойменного луга при строительстве автомобильной дороги», «Снижение численности речного бобра в условиях искусственного зарегулирования реки». В качестве «живых» определяют ситуации, которые обнаруживаются, наблюдаются, оцениваются и обсуждаются самими учащимися под руководством учителя. Темами ситуаций могут быть: «Причина изменения видового разнообразия растений в нашей местности», «Факторы увеличения численности серых ворон в нашем городе» и др. В качестве классических выражают реальные или воображаемые ситуации, которые имеют во всех случаях одинаковые характеристики, например «Последствия влияния фактора вытаптывания на растения леса», «Результаты воздействия цементной пыли на здоровье людей» и др. Инцидент представляется как непредвиденное, возможно случайное происшествие, оказавшее серьезное воздействие на живую природу, за которую несут ответственность конкретные люди. В анализе нравственного и правового аспектов случившегося происшествия заключается смысл включения указанного вида игры в систему биологической подготовки учащихся. Примерами инцидентов могут быть: 1) произведен залповый сброс в реку жидких отходов, содержащих высокие концентрации тяжелых металлов; 2) научно-исследовательская экспертиза обнаружила, что в почвах тепличного хозяйства имеются радиоактивные вещества.
Вопросы для актуализации материала. С какими методами усвоения эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру вы знакомились при изучении курсов психологии и педагогики? Просмотрите одну из частных методик обучения биологии и оцените ее содержание с позиции отражения методов эмоционально-ценностного стимулирования деятельности учащихся. Учителю биологии важно иметь представление об элементах общей методики формирования эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы (рис. 4.4). Особое значение в этой методике имеют учебные задания. Их важно составлять так, чтобы тексты были эмоционально окрашены, вызывали чувства и потребности в сохранении живого на Земле. В качестве объектов могут быть растения, животные, грибы и их сообщества, экосистемы, отношения человека к ним. Приведем примеры. • Внимательно прочитайте тексты, составленные по книгам И. Акимушкина:
↓
↓ _____ ________________________
Рис. 4.4. Элементы общей методики формирования эмоционально-ценностных отношений к живой природе 1. «Итак, пантера или леопард, называйте как хотите. Это, пожалуй, самые красивые звери Африки и Азии. Яркие, как вспышка, черные, как тень под луной. Зубы у них белоснежные...» 2. «Он (тигр) величаво идет по джунглям, и птицы — фазаны, сороки, олени и обезьяны лангуры кричат тревожно, увидя его. Большое тело животного медлительное и красивое. Золото сверкает между темных полос его шкуры». «Семейство оленей — драгоценное ожерелье, которое носит природа Земли. Каждый олень по-своему красив. Любое движение оленя, любая его линия кажется нам вершиной гармонии. Даже их названия благозвучны. Вы только послушайте: «Марал!» В нем слышаться перекаты горного эха Алтая и Саян, где обитает этот вид. «Изюбрь!» Сколько уважительной нежности! «Кабарга» — и ваше ухо воспринимает стук маленьких копыт "в головокружительной высоте сибирских гор"». Подумайте и скажите: 1. Какие чувства вызвали у вас материалы текстов? Что хотел выразить автор? 2. Обращали ли вы внимание на красоту зверей? Каких? Где? Расскажите об этом в классе. 3. Какие произведения литературы и живописи приходят вам на память сразу, как только речь идет о красоте, величии, неповторимости зверей? 4. Почему человеку важно видеть красоту животных? • «Близ небольшого городка в одном из водоемов задержались девять белоснежных лебедей. Надо было видеть, с какой любовью относились к ним люди. Птиц подкармливали, оберегали. Следующей весной лебеди снова прилетели. Их было девять. Кто знает, может это и не те самые, но людям хотелось верить, что именно эти, помнящие отношение человеческое. Полюбоваться редкостным в этих местах зрелищем снова собирались взрослые и дети. И неожиданно для себя они стали свидетелями дикого поступка. Подъехавший на автомобиле человек открыл стрельбу по лебедям и одну птицу убил».
Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Как можно оценить с нравственных позиций поступок человека? 2. Как вы думаете, почему один и тот же человек может себя вести в природе и хорошо, и плохо? 3. Что, с вашей точки зрения, необходимо делать в обществе для улучшения отношения людей к животным, растениям и природе в целом? Итак, изучение эмоционально-ценностных отношений в школьной биологии имеют важное образовательное значение. Особенно это касается воспитания личности, ибо стимулируется аксиологическая сфера ее сознания. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему в современных условиях необходимо формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе? 2. Выразите суть суждения «эмоционально-ценностное отношение к живой природе». 3. Назовите основные категории эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы и дайте краткую характеристику каждой из них. 4. Какие знания являются основой для определения содержания материала об эмоционально-ценностных отношениях к живой природе? 5. Какие методы может использовать учитель биологии для формирования учащихся эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы? 6. Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы обучения учащихся биологии, имеющие достаточные потенциальные возможности для формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе? 7. Используя схему общей методики формирования эмоционально-ценностных отношений к биологическим объектам, составьте краткий план урока на тему «Роль птиц в природе и их значение для человека». 8. Составьте 2 — 3 учебных задания по усвоению эмоционально-ценностных отношений (эстетических, экономических и этических) к растениям для учащихся 6 класса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|