Пояснение учителем видов записей и рисунков, которые требуется выполнять по ходу работы и (или) в ее конце.
5. Определение форм организации познавательной деятельности учащихся — индивидуальной, групповой (парной), фронтальной. 6. Проведение итоговой беседы по содержанию работы и оценивание результата работы. Практическая работа — форма организации обучения, при которой учитель организует различные виды деятельности учащихся преимущественно для формирования у них практических способов действия, связанных с объектами живой природы. Эта форма занятий ориентирована на реализацию взаимосвязи теоретического биологического материала с практикой его использования учащимися в различных сферах жизнедеятельности общества — аграрной, биотехнологической, экологической, рекреационной и промышленной. В современных условиях важно, чтобы учащиеся выполняли осмысленные действия по преобразованию живой природы и ее различных объектов. Это относится к таким действиям, как охрана местных экосистем и их сообществ, распознавание и определение видов грибов, растений и животных, обработка почвы на территории школы и учебно-опытного участка, выращивание растений и ухаживание за животными. По дидактическим целям различают практические работы обучающие и тренировочные. Первые из них ориентированы на формирование способов действия под руководством учителя. При этом он объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и предлагает задания для воспроизведения и закрепления по ходу практической работы. Для того чтобы, к примеру, сформировать умения распознавать растение, необходимо научить учащихся рассмотреть экземпляр растения, назвать все признаки его принадлежности к определенной систематической группе, выделить из названных признаков наиболее существенные и на их основе принять решение об отношении ра-
Стения к конкретной систематической группе, определить вид растения. Тренировочные практические работы нацелены на совершенствование и закрепление умений, часть из которых может перейти в навык — автоматизированные действия, выполняемые под контролем внимания. Это относится к способам действия по уходу за растениями и животными, обработке почвы, распознаванию животных, растений и грибов. Все варианты программ по биологии предусматривают проведение практических работ. Но не во всех из них они четко обозначены. В некоторых программах практические работы выражены под рубрикой «лабораторные работы». В обобщенном виде их тематику можно представить в следующем виде. Работы в программе 6 класса. Разнообразие органов цветковых растений — цветков, семян, корневища, клубней. Черенкование комнатных растений, корневища и корня, деление клубня и луковицы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян и выращивание рассады. Обработка почвы и уход за многолетними древесными растениями. Работы в программе 7 класса. Выполнение работ по борьбе с вредными животными в бытовых условиях. Уход за животными в кабинете биологии — аквариумными рыбами. Работы в программе 8 класса. Измерение пульса на лучевой артерии. Вычисление расчетной жизненной емкости легких. Выявление загрязненности воздуха учебного помещения. Определение норм питания, составление пищевых рационов. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки. Определение остроты слуха. Работы в программе 9 класса. Отличительные признаки у семян разных сортов гороха и фасоли. Оценка запыленности воздуха и санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.
Работы в программе 10—11 классов. Составление вариационного ряда и кривой. Решение генетических задач. Разработка родословной и биогеохимических циклов. Вопросы для актуализации материала. 1. Какое определение практической работы использовалось при изучении педагогики? 2. Имеется ли необходимость в дополнении тематики практических работ в условиях основной школы? Почему? Для эффективного формирования практических действий также рекомендуется использовать инструктивные карточки. С их помощью задается алгоритм выполнения действий и их направленность. К примеру, при выявлении признаков семейства Розоцветные по морфологическим признакам шиповника учащийся должен совершить такие действия: 1) рассмотреть внешнее строение цветка шиповника и указать количество чашелистиков, лепестков, тычинок и лепестков; 2) рассмотреть плоды шиповника и назвать признаки его строения; 3) рассмотреть побег шиповника и выделить особенности строения листьев и стебля; 4) сформулировать вывод о существенных признаках семейства Розоцветные. В практике обучения биологии лабораторные и практические работы могут совмещаться. Поэтому в литературе часто используется выражение «лабораторно-практические работы по биологии». Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятий о лабораторной и практической работе. 2. Назовите специфические признаки этих работ. 3. Отличаются ли по своему предназначению лабораторные и практические работы? 4. Какие виды лабораторных и практических работ принято различать? 5. Дайте краткие характеристики общих методик лабораторных и практических работ. 6. По выбранным вами темам разработайте по одной инструктивной карте для лабораторной и практической работ. Экскурсия по биологии Ключевые понятия. Экскурсия как форма обучения биологии, классификация экскурсий, методика экскурсии, правила экскурсионного дела. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение экскурсии. 2. Называть основные признаки и кратко характеризовать виды экскурсий. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику экскурсии по биологии. 4. Объяснять учебно-воспитательное значение биологических экскурсий.
Биология как учебный предмет призвана обеспечить качественную подготовку школьников. Успешно решить эту сложную задачу можно только при их ознакомлении с объектами живой природы в условиях естественного или искусственного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм обучения биологии — экскурсию. Необходимость применения экскурсий для полноценного обучения школьников впервые обосновал известный отечественный педагог-естествоиспытатель А.Я.Герд (1841 — 1888). Он подчеркивал, что только во время экскурсии возникает возможность привлечь внимание детей к природным объектам, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я.Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения естествознания и биологии педагогами-учеными Н.М. Верзил иным, В. М. Корсунской, И.Н.Пономаревой, Б.Е.Райковым, Н.А.Рыковым, И.Т.Суравеги-ной, Л. С. Шубкиной. Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|