Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснение учителем видов записей и рисунков, которые требуется выполнять по ходу работы и (или) в ее конце.




5. Определение форм организации познавательной деятельно­сти учащихся — индивидуальной, групповой (парной), фронталь­ной.

6. Проведение итоговой беседы по содержанию работы и оце­нивание результата работы.

Практическая работа — форма организации обучения, при ко­торой учитель организует различные виды деятельности учащих­ся преимущественно для формирования у них практических спо­собов действия, связанных с объектами живой природы. Эта фор­ма занятий ориентирована на реализацию взаимосвязи теоретиче­ского биологического материала с практикой его использования учащимися в различных сферах жизнедеятельности общества — аграрной, биотехнологической, экологической, рекреационной и промышленной. В современных условиях важно, чтобы учащиеся выполняли осмысленные действия по преобразованию живой при­роды и ее различных объектов. Это относится к таким действиям, как охрана местных экосистем и их сообществ, распознавание и определение видов грибов, растений и животных, обработка по­чвы на территории школы и учебно-опытного участка, выращи­вание растений и ухаживание за животными.

По дидактическим целям различают практические работы обу­чающие и тренировочные. Первые из них ориентированы на фор­мирование способов действия под руководством учителя. При этом он объясняет последовательность действий, показывает об­разец их выполнения и предлагает задания для воспроизведения и закрепления по ходу практической работы. Для того чтобы, к примеру, сформировать умения распознавать растение, необхо­димо научить учащихся рассмотреть экземпляр растения, назвать все признаки его принадлежности к определенной системати­ческой группе, выделить из названных признаков наиболее су­щественные и на их основе принять решение об отношении ра-

Стения к конкретной систематической группе, определить вид растения.

Тренировочные практические работы нацелены на совершен­ствование и закрепление умений, часть из которых может перей­ти в навык — автоматизированные действия, выполняемые под контролем внимания. Это относится к способам действия по ухо­ду за растениями и животными, обработке почвы, распознаванию животных, растений и грибов.

Все варианты программ по биологии предусматривают прове­дение практических работ. Но не во всех из них они четко обо­значены. В некоторых программах практические работы выраже­ны под рубрикой «лабораторные работы». В обобщенном виде их тематику можно представить в следующем виде.

Работы в программе 6 класса. Разнообразие органов цветковых растений — цветков, семян, корневища, клубней. Черенкование комнатных растений, корневища и корня, деление клубня и лу­ковицы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян и выращивание рассады. Обработка почвы и уход за многолетними древесными растениями.

Работы в программе 7 класса. Выполнение работ по борьбе с вредными животными в бытовых условиях. Уход за животными в кабинете биологии — аквариумными рыбами.

Работы в программе 8 класса. Измерение пульса на лучевой артерии. Вычисление расчетной жизненной емкости легких. Вы­явление загрязненности воздуха учебного помещения. Определе­ние норм питания, составление пищевых рационов. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумаж­ной салфетки. Определение остроты слуха.

Работы в программе 9 класса. Отличительные признаки у се­мян разных сортов гороха и фасоли. Оценка запыленности возду­ха и санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.

Работы в программе 10—11 классов. Составление вариацион­ного ряда и кривой. Решение генетических задач. Разработка ро­дословной и биогеохимических циклов.

Вопросы для актуализации материала. 1. Какое определение прак­тической работы использовалось при изучении педагогики? 2. Имеется ли необходимость в дополнении тематики практических работ в услови­ях основной школы? Почему?

Для эффективного формирования практических действий так­же рекомендуется использовать инструктивные карточки. С их помощью задается алгоритм выполнения действий и их направ­ленность. К примеру, при выявлении признаков семейства Ро­зоцветные по морфологическим признакам шиповника учащийся должен совершить такие действия: 1) рассмотреть внешнее строе­ние цветка шиповника и указать количество чашелистиков, лепестков, тычинок и лепестков; 2) рассмотреть плоды шиповника и назвать признаки его строения; 3) рассмотреть побег шиповника и выделить особенности строения листьев и стебля; 4) сформули­ровать вывод о существенных признаках семейства Розоцветные.

В практике обучения биологии лабораторные и практические работы могут совмещаться. Поэтому в литературе часто использу­ется выражение «лабораторно-практические работы по биологии».

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятий о лабораторной и практической работе. 2. Назовите специфические при­знаки этих работ. 3. Отличаются ли по своему предназначению лабора­торные и практические работы? 4. Какие виды лабораторных и практи­ческих работ принято различать? 5. Дайте краткие характеристики об­щих методик лабораторных и практических работ. 6. По выбранным вами темам разработайте по одной инструктивной карте для лабораторной и практической работ.

Экскурсия по биологии

Ключевые понятия. Экскурсия как форма обучения биологии, клас­сификация экскурсий, методика экскурсии, правила экскурсионного дела.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение экскурсии. 2. Называть основные признаки и кратко характеризовать виды экскурсий. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную ме­тодику экскурсии по биологии. 4. Объяснять учебно-воспитательное зна­чение биологических экскурсий.

Биология как учебный предмет призвана обеспечить качествен­ную подготовку школьников. Успешно решить эту сложную зада­чу можно только при их ознакомлении с объектами живой приро­ды в условиях естественного или искусственного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм обучения био­логии — экскурсию.

Необходимость применения экскурсий для полноценного обу­чения школьников впервые обосновал известный отечественный педагог-естествоиспытатель А.Я.Герд (1841 — 1888). Он подчер­кивал, что только во время экскурсии возникает возможность при­влечь внимание детей к природным объектам, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я.Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения естествознания и биоло­гии педагогами-учеными Н.М. Верзил иным, В. М. Корсунской, И.Н.Пономаревой, Б.Е.Райковым, Н.А.Рыковым, И.Т.Суравеги-ной, Л. С. Шубкиной.

Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с по­знавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...