Естественной среде или искусственно созданных условиях (Н. М. Верзилин, В.М. Корсунская).
Следовательно, специфика экскурсии по биологии заключается в следующем: • изучение объектов проводится в живой природе или в специально созданной человеком обстановке; • познавательная деятельность школьников организуется преимущественно на основе наблюдения — целенаправленного восприятия живых объектов при выделении существенных признаков, определении и анализе закономерных отношений, обеспечивающих их функционирование; • особое внимание обращается на выполнение школьниками заданий, ориентированных на объяснение причинных явлений и улучшение экологического состояния окружающей среды; • процесс обучения во время экскурсий протекает вне класса или вне школы и поэтому учебный материал не всегда раскрывается учителем. Вопросы для актуализации материала. 1, При изучении какой дисциплины вы уже знакомились с экскурсионной формой учебных занятий? 2. Как выражали определение понятия об экскурсии? 3. Какие другие признаки экскурсий назывались? При обучении биологии используются различные экскурсии. В зависимости от признаков деления они могут быть следующих видов (табл. 8.6). Тематические экскурсии, как правило, проводятся в рамках изучения какого-либо отдельного раздела школьной биологии — бактерий, грибов и лишайников; растений; животных; человека и его здоровья; общей биологии. В ходе проведения таких экскурсий изучается структура, состав обозначенных объектов, а также закономерности функционирования при воздействии на них различных факторов внутренней и внешней среды. Комплексные экскурсии ориентированы на рассмотрение объектов, имеющих отношение к различным разделам биологии. В качестве таких объектов выступает окружающая среда и ее факторы, биологическое разнообразие — видовое, экосистемное и генетическое, здоровье человека, меры охраны животных и растений.
Задачи вводной экскурсии заключаются в предварительном ознакомлении школьников с объектами живой природы. Текущие экскурсии, как правило, носят тематический характер, направлены на закрепление и расширение содержания учебного материала, полученного на уроках, а также приобретение новых знаний и умений. Заключительные экскурсии имеют в основном обобщающий характер. Они чаще всего проводятся в конце изучения крупной темы или раздела в целом.
Приоритетное положение в системе обучения школьников биологии занимают экскурсии по месту их проведения. Экскурсии в природу позволяют выяснить многообразие объектов живой природы, особенности их структуры, функционирования и взаимодействий в определенных условиях. Во время экскурсий в сельскохозяйственное производство школьникам показываются способы успешного преобразования растительного и животного мира. На экскурсиях в музеи, ботанические сады, питомники их знакомят с многообразием форм, образующих живую природу, как результата длительного развития жизни на Земле. Эти экскурсии могут быть вводными, тематическими, текущими и заключительными. Вопросы для актуализации материала. 1. Какие классификации экскурсий вам известны еще? 2. Являются ли приоритетными экскурсии по месту их проведения в других предметах? Почему? Программы по биологии предусматривают экскурсии для учебного курса с 6-го по 11-й класс и рекомендуют их тематику за часть времени, отводимого на изучение соответствующих разделов. Однако экскурсии могут быть и внепрограммными. К сожалению, разные варианты программ по разделам «Человек и его здоровье», «Общая биология» предполагают проведение минимума экскурсий. В обобщенном виде тематику экскурсий по биологии можно представить следующим образом.
Экскурсии в программе 6 класса. Мир бактерий, грибов и растений вокруг нас. Сезонные явления в жизни растений. Растения в жилых и производственных помещениях. Растения защищенного грунта. Многообразие растений в природе. Растительные сообщества. Экскурсии в программе 7 класса. Животный мир вокруг нас. Внешний вид и особенности поведения животных. Взаимосвязи животных в природе. Многообразие животных и их роль в природных сообществах. Животные дикие, сельскохозяйственные и домашние. Экскурсии в программе 8 — 9 классов. Реакция организмов, включая организм человека, на факторы среды обитания, относительный характер приспособленности организмов. Природные сообщества, экосистемы и их обитатели. Антропогенные изменения природной среды. Экскурсии в программе 10—11 классов. Биологическое — видовое, экосистемное и генетическое разнообразие. Многообразие сортов растений и пород животных. История развития жизни на Земле. Природные и антропогенные воздействия в природе. Вопросы для актуализации материала. 1. Достаточна ли обозначенная тематика экскурсий для школьников общеобразовательной школы? 2. Имеется ли необходимость в дополнении тем экскурсий? Почему? Успех проведения любой экскурсии зависит от разработки методики. В ее структуре можно выделить три этапа (табл. 8.7). Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В нем отражаются следующие позиции: 1) тема экскурсии; 2) задачи экскурсии — обучающие, воспитательные и развивающие; 3) методы и приемы обучения; 4) снаряжение экскурсии; 5) ход экскурсии: а) вводная беседа по теме и распределение заданий (до 8 мин); б) проведение экскурсии при акцентировании в определенной последователь- ности внимания школьников на объектах живой и неживой природы (25 — 50 мин); в) самостоятельное выполнение заданий (до 20 мин); г) обсуждение результатов наблюдений (10—15 мин); д) осмотр территории экскурсии и выполнение практической работы по ее улучшению (время определяется в зависимости от объема работы); е) общее заключение по экскурсии (до 5 мин); 6) обработка собранного материала, подготовка (дома, в классе) отчета или сообщения.
При организации и проведении экскурсии учителю необходимо воспользоваться полезными советами, сформулированными еще в 1920 г. одним из основоположников методики естествознания Б. Е. Райковым. В литературе они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|