Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии




Ключевые понятия. Индивидуальная, групповая и фронтальная фор­мы учебной работы, методические особенности их использования при обучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл инди­видуальной, групповой и фронтальной учебной работы. 2. Характеризо­вать методические особенности их реализации при обучении биологии. 3. Составлять план совместного использования обозначенных форм на уроке биологии.

Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фрон­тальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каж­дый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со сто­роны одноклассников.

В практике обучения биологии наиболее распространена фрон­тальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, при­водя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в об­щее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, всту­пают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реак­цию коллектива.

При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопро­сами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа по­лучала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместны­ми усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следо­вательно, при таком обучении происходит взаимное продуктив­ное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот.

Фронтальная форма учебной работы требует от учителя прояв­ления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные спо­собы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и тем­пом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отноше­ний, формированием умений. Управляя процессом обучения, учи­тель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на орга­низацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса.

Вопросы для актуализации материала. 1. С какими способами уп­равления классом вы знакомились при изучении педагогики? 2. Как можно организовать педагогическое взаимодействие учащихся на уроке?

На этапе актуализации биологического материала учитель мо­жет организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практиче­скими и специальными. На этапе изучения нового материала эф­фективнее проводить фронтальную работу по объяснению и ос­мыслению физиологических, генетических, эволюционных, ци­тологических и экологических явлений. Они требуют установле­ния причинных отношений, формулирования оценочных, срав­нительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фрон­тальных можно рекомендовать работы по воспроизведению лю­бых биологических знаний, а также выполнению заданий и реше­нию задач по образцу.

Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование еди­ного фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспо­собности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недо­груженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно уча­ствовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы.

Групповая форма предполагает организацию обучения биоло­гии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный харак­тер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых фор­мах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содер­жанием материала на основе выбора соответствующих способов.

При обучении биологии необходимо различать несколько ви­дов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными воз­можностями — высокими (сильные), средними (средние) и низ­кими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товари­щей и предлагает члену группы обосновать перед классом окон­чательный ответ.

Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познава­тельная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятель­ная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, при­нимается и формулируется групповое решение. На третьем, пре­зентационном, этапе представляется результат выполненной ра­боты (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецен­зированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе под­водится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы.

При обучении биологии групповую работу рационально при­менять на уроках формирования новых знаний, а также обобща­ющих уроках.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...