Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии
Ключевые понятия. Индивидуальная, групповая и фронтальная формы учебной работы, методические особенности их использования при обучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл индивидуальной, групповой и фронтальной учебной работы. 2. Характеризовать методические особенности их реализации при обучении биологии. 3. Составлять план совместного использования обозначенных форм на уроке биологии. Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каждый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со стороны одноклассников. В практике обучения биологии наиболее распространена фронтальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, приводя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в общее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, вступают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реакцию коллектива. При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопросами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа получала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместными усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следовательно, при таком обучении происходит взаимное продуктивное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот.
Фронтальная форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные способы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отношений, формированием умений. Управляя процессом обучения, учитель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на организацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса. Вопросы для актуализации материала. 1. С какими способами управления классом вы знакомились при изучении педагогики? 2. Как можно организовать педагогическое взаимодействие учащихся на уроке? На этапе актуализации биологического материала учитель может организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практическими и специальными. На этапе изучения нового материала эффективнее проводить фронтальную работу по объяснению и осмыслению физиологических, генетических, эволюционных, цитологических и экологических явлений. Они требуют установления причинных отношений, формулирования оценочных, сравнительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фронтальных можно рекомендовать работы по воспроизведению любых биологических знаний, а также выполнению заданий и решению задач по образцу.
Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование единого фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспособности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недогруженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы. Групповая форма предполагает организацию обучения биологии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов. При обучении биологии необходимо различать несколько видов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными возможностями — высокими (сильные), средними (средние) и низкими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товарищей и предлагает члену группы обосновать перед классом окончательный ответ. Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познавательная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятельная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, принимается и формулируется групповое решение. На третьем, презентационном, этапе представляется результат выполненной работы (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецензированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе подводится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы.
При обучении биологии групповую работу рационально применять на уроках формирования новых знаний, а также обобщающих уроках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|