Домашние работы в совокупности обеспечивают повышение качества биологической подготовки и положительно влияют на самообразование учащихся.
Выполнение творческих заданий является важным аспектом домашней работы. Их необходимо предлагать с 6 класса. В таком случае учащиеся постепенно приучаются к культуре творческого учебного труда — правильному цитированию, конспектированию, составлению тезисов, презентаций, сообщений, а также публичному выступлению с результатами выполненной домашней работы. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение домашней работы как формы организации обучения учащихся. 2. Назовите виды домашних работ, используемых при обучении биологии. Почему необходимо их разнообразие? 3. Составьте общий инструктаж для учащихся по выполнению домашней работы на основе использования параграфа учебника и натуральных объектов. 4. Как можно усложнять домашние работы по биологии от класса к классу? 5. Какие новшества вы ввели бы в постановку домашних работ? Внеклассные занятия по биологии Ключевые понятия. Внеклассная работа как форма организации обучения биологии, виды внеклассной работы, общая методика внеклассной работы. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение внеклассной работы. 2. Называть и характеризовать основные виды внеклассной работы по биологии. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику внеклассной работы. Внеклассная работа по биологии открывает широкие возможности для развития личности школьников и культуры их отношения к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опытного участка. Внеклассная работа — это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осуществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объектами различных видов их деятельности для стимулирования познавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.
В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления внеклассной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При наличии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых практик, экспедиций возможно организовать учебно-исследовательскую и преобразовательную деятельность на основе познания явлений организменного, популяционно-видового и биоценотиче-ского уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) пришкольного сада удобно организовать работы по выяснению условий произрастания культурных растений и факторов, оказывающих влияние на их состояние. Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополняют друг друга. Некоторые из них в школах иногда возникают спон- танно. Однако в любом случае интерес к познанию живых компонентов природы рождается обычно на уроке. Особенно заинтересованные учащиеся, кроме работ по заданиям учителя, обязательных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более сложные задачи. Важно, чтобы результаты их решения докладывались на уроках по соответствующим темам. Как правило, оригинальные материалы, полученные самими учащимися и представленные одноклассникам, вызывают у последних интерес и побуждают к соответствующим действиям. Поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать связь между уроком и внеклассной работой. Внеклассная работа будет эффективной, если ее рассматривать как модель реальной действительности, обеспечивающую возможность познания и усвоения учащимися дополнительных знаний, умений и ценностей, нравственно-этических и эстетических норм поведения в природе. Такая модель создает условия для реализации субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Именно в этих отношениях учащийся выступает в большей степени как их творец, чем созерцатель.
Приоритетными видами деятельности, которые важно реализовать в совокупности во время внеклассной работы по биологии, являются следующие: 1) познавательная — изучение биологических объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды; 2) цен-ностно-ориентационная — определение ценностей объектов живой природы и реализация установок на их преобразование и сохранение; 3) эстетическая — реакция на привлекательность и красоту живых систем и способность выражать их художественными средствами; 4) этическая — определение нравственных отношений к живым существам; 5) преобразовательная — выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов природы и улучшению пространства их функционирования; 6) коммуникативная — реализация общения как условия познания живой природы, выработки ценностей и соответствующих способов преобразования окружающей среды. Подчеркнем, что пояснительные суждения отражают общее содержание видов деятельности как объектов, на которые ориентировано внимание учащихся. Для разработки методики внеклассной работы важно иметь представление об их видах. В педагогике и методике преподавания биологии единой позиции по этому вопросу не обнаруживается. Известные методисты Н.М.Верзилин и В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева с соавторами их выражают по количеству участников — индивидуальные, групповые и массовые; по реализации занятий во временных рамках — эпизодические и постоянно действующие; по содержанию — ботанические, зоологические, ана-томо-физиологические и общебиологические. Педагог Н.Е.Щур-кова представляет виды внеклассной работы по видам деятельности — познавательные, преобразовательные, ценностно-ориента-ционные и художественные; по пространству деятельности — в природе, городе, парке, музее; по содержанию взаимодействия — эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нравственные и др.; по масштабности осмысливаемого явления «Моя школа», «Мой район», «Мой город», «Моя республика», «Моя страна», «Мой континент».
Каждая из этих классификаций представляется по одному основанию. Для школьной биологии возможна классификация по нескольким основаниям, обозначенным в определении понятия о внеклассной работе. Первым основанием будет вид деятельности с ее объектом, а вторым — способ организации взаимодействия с объектом деятельности. Тогда картина разнообразия видов внеклассных занятий предстанет более широкой (табл. 8.11). Вопросы для актуализации материала. 1. Как формулировалось определение внеклассной работы при изучении педагогики? 2. С какими классификациями внеклассной работы вы знакомились при изучении курса? Из представленной разности внеклассных занятий учитель может выбрать для себя наиболее удобный вариант, в который должны включаться один-два постоянно действующих вида внеклассного занятия, а другие виды могут быть эпизодическими. В качестве первых традиционно выбираются кружки, наблюдения, опытническая работа, работа в уголке живой природы и кабинете биологии. Однако в последнее время все большее распространение получают полевые практикумы, исследовательское и практико-ориентированное проектирование, мониторинг состояния окружающей среды, редких и исчезающих видов растений и животных, сообществ и экологических систем. Кружок юных биологов объединяет учащихся, особо интересующихся живой природой и познанием ботанических, зоологических, анатомо-физиологических и общебиологических явлений. Обычно кружок объединяет на добровольной основе 10—15 учащихся. Они под руководством учителя занимаются один раз в две-три недели на протяжении 1,5 — 2 часов. В школьной практике традиционно функционируют следующие кружки: в 6 классе — юных ботаников, растениеводов, цветоводов, кактусоводов, садоводов; в 7 классе — юных зоологов, ихтиологов, орнитологов, гидробиологов; в 8 классе — юных физиологов, медиков; в 9—11 классах — юных цитологов, микробиологов, биохимиков, генетиков, экологов. Такое распределение кружков по классам обусловливается логикой школьных программ по биологии, уровнем знаний учащихся и их возрастными особенностями.
Работа кружка строится на основе разработанной руководителем программы и тематического плана. В него входят теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведение итоговых занятий — выставок, конференций, презентаций. Особое внимание следует уделять организации наблюдений и опытов. Они должны быть научными, выполнимыми, целесообразными и доступными в условиях общеобразовательной школы. Если темы исследования удовлетворяют названным требованиям, то они будут иметь не только развивающую и практическую, но и научную ценность. Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологических объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация знаний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты — наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений местного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) формирование практических умений улучшения состояния социоприродной среды — расчистка, озеленение, изготовление и развешивание щитов. Полевые практикумы могут быть двух видов — многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным — одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые практикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организуются для конкретизации общих представлений о природе, ее живом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социоприродной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с целью распознавания видов грибов, растений и животных, выяснения особенностей их существования в условиях сообществ, изучения вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их изменений под влиянием антропогенных факторов, выполнения практических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретизации эволюционных, экологических и генетических представлений.
Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума — составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивидуальных и групповых заданий, установление формы отчета и подведения итогов практикума. Наблюдение как целенаправленное восприятие биологического объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты
из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологическим объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно признанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фенологические наблюдения за растениями и животными, экологические наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физиологические наблюдения за растениями, развивающимися в условиях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в составлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познавательный интерес учащихся. Проектирование как разработанная научная тема или план сохранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпочтение необходимо отдавать темам местного и регионального значения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды растений региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой состав синантропных птиц своего города», «Сокращение биологического разнообразия на территории своего региона», «Меры охраны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следующем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проекта; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка. Высоких результатов учитель биологии может достичь в случае, если проектное обучение используется с 6 класса. Важно в определенной последовательности, зависимости от раздела биологии и возраста учащихся определить совокупность тем проектов с 6 по 11 класс. Одним из вариантов планирования может быть следующий: «Как растения нашей местности улучшают (ухудшают) здоровье?», «Что надо делать для сохранения растений в нашей местности?» (6 кл.); «Привлекаем птиц в наш сад», «Что надо делать для сохранения редких и исчезающих видов насекомых (земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих) в нашей местности» (7 кл.); «Гигиеническое состояние школьного помещения», «Санитарное состояние своего села (микрорайона, рай- 274 она)», «Возможности народной природотерапии» (8 кл.); «Выясняем фенотипические проявления у особей местных сортов злаковых, произрастающих в разных условиях»; «Изучаем признаки приспособленности организмов растений к своей местности» (9 кл.); «Перспектива сохранения видового разнообразия своей местности»; «Что необходимо делать для устойчивого развития своего района» (10 кл.). Мониторинг биологических явлений предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный прогноз состояния живых систем. На уроках его использовать невозможно, ибо он предполагает выполнение действий на протяжении долгого времени. На уроке обычно применяются результаты мониторинга. При его организации важным является выбор объекта. Таковыми могут быть пруд, участок леса, луга. Из-за трудностей использования конкретных методик мониторинга лучше организовать изучение отдельных их компонентов — изменения некоторых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; составление на основе полученных сведений будущего состояния биологической системы; выяснение опасностей для живых организмов; определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целенаправленных мер. Представленные виды внеурочных занятий относятся в основном к групповым. Они, как правило, «поддерживаются» индивидуальными видами — чтением литературы и ее анализом, поиском информации в Интернете, подготовкой выступлений, презентаций, аннотаций, рецензий и др. По инициативе учителя биологии, кружковцев, наблюдателей, проектировщиков, участников полевых практикумов при помощи администрации и актива школы организуется массовая внеклассная работа. К ней относят такие виды: кампании («День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия» и др.), биологические вечера и олимпиады; встречи с учеными, писателями-натуралистами и работниками биологической промышленности, медиками; КВН, конференции, защиты исследовательских и других проектов; выставки творческих работ учащихся — гербариев, коллекций, дневников наблюдений, отчетов об опытах и др. Вопросы для актуализации материала. 1. На основе знаний из курса педагогики скажите, что служит основой выбора учителем какого-либо вида внеклассного занятия. 2. Расширения каких видов внеклассной работы требуют особенности обучения школьной биологии в средней школе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|