Тема: Зачем тайм-менеджмент домохозяйке?
День 1. Семья как бизнес-система.
Существует довольно-таки распространенное мнение, что тайм-менеджмент (а именно, умение управлять временем) необходим исключительно руководителям и топ-менеджерам. А нам, мол, простым смертным, он ни к чему. Более того, это вообще какая-то западная примочка, и к нашей российской широкой и ленивой душе - вещь абсолютно не применимая! Между тем, я уверена, что уметь управлять собственным временем совершенно необходимо каждому человеку! При этом не имеет значения: где и кем он работает, чем занимается по жизни, учится ли он или сидит дома. И я намерена эту мысль доказать! Причем доказать на примере самой "беззаботной" категории людей - на домохозяйках! Почему именно на них? 1. Потому что на сегодняшний день, судя по всему, большинство участников семинара таковыми и являются 2. Потому что часто слышу следующее: "Я не работаю, сижу дома с детьми - зачем мне какой-то там тайм-менеджмент?" 3. Потому что если я смогу убедить вас в том, что ДАЖЕ домохозяйке необходим тайм-менеджмент, а вы сами при этом еще и РАБОТАЕТЕ, то... стоит ли продолжать?
В общем, дорогие мои женщины, этот и энное количество постов после этого целиком и полностью посвящается вам!
И начну я разговор... с Кийосаки! Дяденька этот знаменит тем, что написал уйму книг про богатого папу и бедного папу, тем самым взбаламутив умы многих, заставив их бросить тихую гавань наемной работы и пойти штормовать (от слова "шторм") моря собственного бизнеса. Сколько в том море "благодаря" дяденьке сгинуло - о том история умалчивает... Ну, да речь сейчас не об этом. А о домохозяйках! Так вот. Положа руку на сердце, признаюсь, что и меня не миновала сия участь. Нет, не по части штормов, а по части взбаламучивая:-): Долго я отходила от его книжек, попутно поменяв профессию и зарегистрировав индивидуального предпринимателя, но...
речь о домохозяйках! Самое главное, чему меня научил дяденька и за что я ему теперь благодарна - это пониманию того: что есть бизнес-система. Это понимание помогает мне не только выбирать хорошие магазины и кафе, правильно предъявлять претензии и планировать построение собственного бизнеса, но и... ага, всё ближе к домохозяйкам! Понимание построения и функционирования бизнес-системы пригождается мне... в семейной жизни!
Ведь что есть семья? Вот что вы представляете себе, слыша это слово? Семья!
"Я - семья. Во мне, как в спектре, живут семь Я Невыносимых, как семь зверей, И самый синий свистит в свирель. А весной мне снится, что я - восьмой".
Вознесенский, по-моему?
Мне почему-то всегда первым приходит на ум это стихотворение, когда я слышу слово "семья". А вторым... Правильно! Бизнес-система!
Не, ну вот что такое "ячейка общества"? А? Ну вы когда-нибудь представляли себе эту самую ячейку? Вот у меня, наверное, чересчур образное мышление! Мне прям сразу видится улей... матка... трутни... бррр! А когда я проходила обучение на НФС, меня вообще поразило словосочетание, которым там характеризовалась семья. До сих пор помню! Только вдумайтесь: "хозяйствующий субъект"! О, как! Что приходит на ум? У меня фантазия бурная, так что я помолчу
И только после книг дяденьки Кийосаки я наконец-то стала понимать, что семья есть ни что иное, как... бизнес-система! Почему я так решила, я объясню позже, а пока... к домохозяйкам!
Итак. Встретились мальчик и девочка. И решили они создать... ООО? Нет, не подходит. Согласно Гражданскому кодексу, в основе коммерческих организаций лежит главная цель - получение прибыли. Не, не спорю. Бывают, конечно, в нашем мире индивиды, которые создают семью с целью получения прибыли, но я тешу себя надеждой, что среди участников семинара "таких зверей нет"
Значит, цель создания семьи... иная, в общем, нежели получения прибыли. Следовательно, имеем некоммерческую организацию. Итак. Встретились мальчик и девочка. И решили они создать Некоммерческое партнерство "Семья Ивановых" (можете подставить свою). Поскольку это некоммерческая организация, то, согласно всё тому же ГК РФ, они могут заниматься коммерческой деятельностью лишь постольку, поскольку им это необходимо для достижения их основных целей. Следовательно, как и любой некоммерческой организации, нашему НП "Семья Ивановых" нужен Инвестор (читай - Спонсор). Роль Инвестора в данном случае безгранична и неисчерпаема, но... Мы же о домохозяйках? Значит, мальчик из этого самого НП "Семья Ивановых" берет на себя роль Инвестора и уходит во внешний мир добывать мамонта, дабы его маленькое некоммерческое партнерство могло существовать и достигать каких-то там целей. А женщина... Наконец-то о домохозяйках! Женщина становится... Кем бы вы думали? Генеральным директором НП "Семья Ивановых"! Она "замыкает" на себе все рычаги управления этим самым партнерством, изредка делегируя часть полномочий Инвестору. Не все Инвесторы, прямо скажем, согласны сильно вникать в дела НП "Семья Ивановых". Стандартная ситуация: "Я Инвестор, ты - Генеральный директор. Я спонсирую, а ты будь добра предоставлять отчеты. А втягивать меня в управление всем этим и не думай!". Честно говоря, их можно понять но речь сейчас о другом...
Обратите внимание, поскольку речь идет именно о домохозяйках, я беру для рассмотрения только такую ситуацию. Потому как, на самом деле, процентных соотношений и ролей "инвестор-генеральный директор" в рамках различных НП может быть великое множество! Например: - Оба совмещают в себе функции Инвесторов и Гендиров. - Один Инвестор на два НП (не будем прикидываться младенцами и делать вид, что никогда не встречали мужчин, которые содержат сразу 2 семьи). - Два Инвестора - один Гендир (а вот и не угадали! Имеется в виду ситуация, когда супруги работают, а НП руководит свекровь-теща)
- Один совмещает в себе роль и Инвестора, и Гендира, а второй вообще не при чем (валяется на диване - читай - творческая личность). - ну и т.д.
Раз у нас разговор про домохозяек, то я беру абсолютно стандартнейшую ситуацию: он - Инвестор, она - Генеральный директор НП "Семья Ивановых".
продолжение следует, а пока в качестве домашнего задания предлагаю отвлечься и прикинуть: как в Вашем НП "Семья Таких-то" с распределением ролей и не режет ли вообще Ваш слух сравнение семьи с бизнес-системой?
День 2. Домоведение.
Я не случайно в предыдущем посте, назвав домохозяйку самой «беззаботной» категорией людей, взяла этот эпитет в кавычки. На мой взгляд, труд домохозяйки – один из самый сложных и тяжелых. И, что самое главное, редко бывает вознаграждаем по заслугам. Причем, заметьте, говоря о вознаграждении, я имею в виду не только материальную сторону. В редких семьях домочадцы и родственники действительно ценят то, что делает для них домохозяйка. Чистота в доме, приготовленный обед, выстиранная и выглаженная одежда – часто всё это воспринимается как само собой разумеющееся. Словно в доме, стоит им закрыть дверь, всё начинает делаться само по мановению волшебной палочки: тарелки радостно прыгают под струю воды, белье рассортировывается по цветам и занимает очередь в стиральную машину, а веник с совком устраивают веселые пляски в погоне за мусором. А раз всё так, то за что же благодарить домохозяйку, которая пытается присвоить себе все результаты домашней работы, хотя сама наверняка всё это время смотрела сериалы или болтала по телефону с подругой?
Уверена, что каждой женщине хотелось бы иметь такую волшебную палочку! Только вот где же её взять? Приходится, засучив рукава, делать всё самой.
Я часто вспоминаю всем известное изречение, что «любая кухарка может управлять государством». Насчет кухарки – не знаю, а вот по поводу домохозяйки… Как мы уже успели установить, каждая женщина может запросто стать Генеральным директором! Да, пусть в пределах небольшой фирмы, именуемой НП «Семья Таких-то», но все-таки в её руках могут находиться рычаги власти. А чем, по сути, управление государством отличается от управления домом? Размерами, если только! Шучу, конечно. Однако, в каждой шутке, как всегда, есть доля правды
Сегодня, для более детального «вживания в роль» Генерального директора, предлагаю рассмотреть все те направления, которыми Вы заведуете в собственной семье. Э… Как-то громко сказано, не правда ли? Возможно. Однако про каждого Генерального директора можно сказать то же самое. Можно отделаться простым: «ходит на работу», «выполняет свои обязанности». А можно сказать с пафосом: «в его руках находятся рычаги управления всей фирмой», «он главное лицо в компании, и от его решений зависит судьба всей фирмы». И то, и другое в конечном счете будет правдой. Как вам больше нравится? Про женщину, уверяю вас, можно сказать абсолютно теми же словами!
Итак. Считаем вместе?
Первое направление. Дом (квартира) как место обитания всей семьи.
В первую очередь, конечно же, необходимо как-то этот дом найти. Вариантов здесь бывает много, и, как правило, женщине в такой ситуации не приходится решать всё самой. Однако всё равно дел и хлопот, связанных с поиском жилища, ремонтом и переездом, женщине, безусловно, перепадает. В таких ситуациях остается лишь утешать себя мыслью, что всё это явление временное, и когда-нибудь весь этот период закончится. Семья совьет свое гнездышко, обустроится и… И вот тут-то начнутся большинство обязанностей Генерального директора! Главная цель работы: поддержание порядка. Перефразируя классиков: «Ох, как много в этом звуке для сердца женского слилось, как много в нём отозвалось». Всего-то два слова, а сколько за этим всем стоит! Это и обеспечение чистоты. Дела ежедневные: посуда, стирка белья, полы. Дела еженедельные: уборка, мытье стен, ванной, туалета. Дела сезонные: стирка штор, мытье окон, люстр… Списки, конечно, у нас со всеми вами получатся несколько различными, но суть будет та же. Это и создание удобства и комфорта всем обитателям дома. Повесить симпатичную картинку, положить на стулья подушечки, вовремя сделать перестановку под изменившиеся семейные обстоятельства, - всё это лишь малая часть того, что способна сделать женщина для создания уюта вокруг домашнего очага. Приплюсуйте сюда подготовку дома к празднику (Дню рождения, Новому году) или приходу гостей, - сколько хлопот и времени на это уходит? Это и поддержание работоспособности всей техники. Опять-таки, у всех будет по-разному, но в нашей семье, например, это целиком и полностью моя обязанность. Сели батарейки, что-то вышло из строя, надо вызвать мастера, отнести в ремонт, заменить. А если восстановлению не подлежит? Значит, поиск новой модели, заказ, покупка. А если покупка? Значит, чтение инструкции, настройка всех необходимых функций-программ, обучение остальных домашних. Плюс техническое сопровождение всего действующего. Например, те же антивирусники на компьютер установить и не забыть вовремя зарядить фотоаппарат.
Второе направление. Самое важное. Дети.
Ну-у-у… О детях можно говорить часами! Наверное, одних перечислений всех действий родителей по отношению к своим детям хватило бы на целую книгу. Поэтому в рамках данного поста постараюсь ограничиться обобщениями. Когда мы начинаем уделять внимание детям, отдавая им и их проблемам собственное время? Я думаю, что еще задолго до их рождения! Ведь нам требуется время, чтобы подумать и поразмышлять об их приходе в нашу жизнь. Требуется время, чтобы принять решение о том, что мы хотим и готовы впервые (второй, третий… десятый раз) стать матерью. Потом нам требуется время для того, чтобы… хм… забеременеть, в общем. А сам период беременности? Сколько в нём мыслей, волнений, хлопот… усталости и снижения работоспособности, - всё это так или иначе занимает наше время. И вот, наконец, этот комочек счастья оказывается в наших руках! Мы так долго готовились к его появлению, так ждали, и всё равно не могли даже представить: НАСКОЛЬКО изменится теперь наша жизнь! О чём нам теперь предстоит позаботься? В первую очередь, о здоровье нашей малышни. У каждого, опять-таки, будет свой список. Закаливание или прививки, плавание или плановые посещения всех врачей, - всё это только профилактика. А когда, несмотря на все наши усилия, всё-таки наступает болезнь? Врачи (вызов, поход, запись, ожидания, приготовления), лекарства (покупка, прием по расписанию), дополнительные процедуры (сдача анализов, ингаляции, физиотерапия) и прочее, и прочее. Во вторую очередь, это обеспечение нормальной жизни (в голову почему-то приходят фразы типа «функционирования организма» и «обеспечение жизнедеятельности». Никак не получается придумать красивое определение. Если есть у кого какие мысли – буду рада!). Что сюда входит? Очень многое! Ребенок должен быть:
* Обут (выбор и поиск обуви, магазины, покупки и т.д.); * Одет (выбор и поиск одежды, магазины, покупки, штопка, стирка, глажка, смена при наступлении следующего сезона и т.д.); * Накормлен (ревизия продуктов, составление списка покупок, закупка продуктами, приготовление, мытье посуды и т.д.): * Обеспечен всем необходимым (портфелем – для школы, карандашами – для кружка по рисованию, зубной щеткой и предметами личной гигиены и т.д.).
Причем всё это нужно собрать и приготовить заранее! Не дожидаясь, пока ботинки, из которых сын вырос, натрут ему ноги, или учительница позвонит 10-го сентября и сообщит, что у дочери до сих пор нет дневника.
В третью очередь, это физическое и интеллектуальное развитие. Пока малыш маленький, этот пункт – целиком и полностью лежит на плечах родителей. Чем старше становится ребенок, тем, как правило, меньше внимания требуется от родителей в этой области. Однако всё равно остаются вопросы, связанные с поиском школ, курсов, репетиторов, кружков и секций. Остаются вопросы, связанные с устранением проблем в обучении и развитии.
В четвертую, но не последнюю по значимости очередь, это психологическое развитие. Даже перечислить не берусь! Рука на такое не поднимается! Напомню только о необходимости устраивать праздники и готовить подарки. Опять-таки, сколько всего только в этом пункте наберется? Начиная от разработки сценария праздника, до обеспечения красивой обертки у долгожданной покупки.
Поехали дальше? Если Вы еще не забыли – мы ведем речь о тех направлениях, которыми «ведает» домохозяйка (интересно было бы назвать «домовед» – ведать домом, по аналогии с медведем – ведать медом).
Направление третье. Финансы семьи. Кхе-кхе, моя любимая тема! Конечно же, её можно было бы включить в другие направления, но не могу удержаться и не создать для нее отдельное направление. Уж простите меня за это! Итак. Перечисляем? Учет (посчитать, спросить о купленном за день, внести в домашнюю бухгалтерию), планирование (составление списков покупок, выбор времени), распределение (эти деньги – на то, эти – на это, сравнение цен, поиск подходящих покупок), составление отчетов (ежемесячных, ежеквартальных, годовых), подбор финансовых продуктов (банковских депозитов, кредитов, страховок, ПИФов и т.д.), отслеживание роста активов… Так, стоп! Семинар нынче по управлению временем, а не деньгами! Поэтому на этом откланиваюсь, всеми силами заглушая свой словесный поток на эту тему.
Направление четвертое. Обеспечение психологического комфорта семьи. Чем домохозяйка отличается от психолога? Исключительно только тем, что денег не берет. И, если женщина не выделяет хоть пол часа в день на общение с каждым своим домочадцем, чтобы быть в курсе их жизни и их проблем, то что-то явно не так с погодой в этом доме! А обеспечение досуга? Отпуск, отдых на выходных, поездки на дачу и в гости. Сколько всего надо заранее распланировать и сделать? Сколько всего продумать, собрать и приготовить? Кстати, есть среди участников семинара те, кто практикует семейные игры? Поднимите руки, пожалуйста! Такие люди знают, что игру тоже надо заранее «присмотреть», купить, заказать, смастерить самостоятельно, объяснить всем правило, выделить, наконец, время для самой игры… Зато каков эффект!
Ну, и, наконец, последнее направление – частичка жизни для себя, любимой. Не случайно я ставлю это направление на последнее место. Редко какая женщина бросит всё вышеперечисленное, чтобы заняться собой. Как правило, это направление реализуется всегда по остаточному принципу. Между тем, по значимости оно должно бы находиться на первом месте. Нет, я так говорю не потому, что я законченная эгоистка. Просто я понимаю: насколько важно для женщины ощущать, что она… Женщина! «Ах какое блаженство, ах какое блаженство, знать, что я совершенство, знать, что я идеал». Сразу за спиной крылья вырастают, и появляется огромное количество силы и энергии для выполнения всех дел!
А ведь для того, чтобы почувствовать себя Женщиной, нужно-то совсем немного! ВСЕГО ЛИШЬ:
* Ухаживать за собой. Маникюрчик, педикюрчик, прическа, салон красоты, солярий, фитнес-центр, масочка на лицо, скрабики-баночки на тело… Эх, «всего-то»! А еще одежда, аксессуары (что значит: пробежаться не раз по магазинам и много чего примерить). * Заниматься саморазвитием. Читать интересные книги, ходить на курсы, семинары, проходить обучение * Отдыхать. Поваляться в ванне со свечками или на диване с книгой (а еще лучше – на пляже на курорте), поболтать с подругой в кафе или по Интернету, полазить по интересным сайтам, помедитировать… * Иметь собственное хобби. Пусть даже маленькое, но свое пространство.
Пять направлений. Всего пять направлений. Целых пять направлений. Все, конечно, могут думать по-разному. Можно ли всё это вместить в обычный распорядок дня? 24 часа в сутки. 7 дней в неделю. Что-то – легко. Часть этих дел мы делаем, совершенно не задумываясь и не обращая внимания. Что-то – со скрипом и «в авральном режиме», когда всё из рук валится, но надо успеть. Безусловно, в ущерб качеству. А до многих дел наверняка руки так и не доходят. И не дойдут всю жизнь.
Так чем же, по сути, домохозяйка отличается от Генерального директора? Вы только посмотрите: сколько разноплановых дел ей приходится выполнять! Сколько всего продумать и распланировать! При этом Гендир всегда может большую часть работ переложить на подчиненных или нанять нового сотрудника, а женщина, как правило, вынуждена со всем справляться самостоятельно.
Домохозяйка – это и начальник, и исполнитель в одном лице!
А теперь вопрос: КОМУ ВАЖНЕЕ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ: ОБЫЧНОМУ ГЕНДИРУ ИЛИ ДОМОХОЗЯЙКЕ?!
Что я еще хочу добавить? 1. Всё вышеперечисленное – относится к более-менее стандартной семейной ситуации, когда ОНА – Генеральный директор, а ОН – Инвестор НП «Семья Таких-то». Естественно, вариаций распределения обязанностей и, соответственно, этих направлений может быть великое множество! В какой-то семье супруги всё это поделят пополам, в какой-то… не сосем пополам, но поделят. В какой-то семье часть направлений будет отдана другим людям (няням, бабушкам, детским садикам и т.д.), а в какой-то – со всем этим самостоятельно будет справляться один человек. Это нормально. Это жизнь.
2. Опять-таки, всё вышеперечисленное касается домохозяйки. Однако большинство из вас наверняка где-то работает или занимается чем-то помимо дома или семьи (благотворительностью, например). Поэтому эти 5 направлений можно дополнять еще очень долго индивидуальными занятиями каждого.
А теперь, дорогие мои женщины (домохозяйки и не очень), посмотрите, пожалуйста, внимательно на все эти пять направлений и выделите то, что вы делаете (или хотели бы делать) в своей жизни (можно просто скопировать в ВОРД и выделить текстовыделителем). Если необходимо, дополните и допишите этот список, включив туда то, чем Вы занимаетесь помимо дома и семьи. После этого внимательно посмотрите на получившийся список и честно ответьте сами себе на вопрос: «Реально ли всё это успевать делать КАЧЕСТВЕННО без умения рационально управлять временем?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|