Игра на скрипке — это прежде всего игра
В первую очередь надо учить не детей, а их родителей. Хотя мы принимаем в нашу школу совсем маленьких детей, мы не сразу даем им в руки скрипку. Сначала мы учим маму сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Что же касается ребенка, то сначала мы даем ему послушать запись пьесы, которую собираемся разучивать. Основное место обучения ребенка — это семья. Поэтому для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети в три-четыре года такого желания не испытывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая обстановка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание. Мы побуждаем детей играть с инструментом Как только создалась подобная ситуация, начинается собственно обучение. Первым делом родители спрашивают ребенка:
— Ты тоже хочешь научиться играть на скрипке? Ответ всегда бывает положительным! — Ты будешь усердно заниматься? —Да. — Хорошо, мы попросим учителя, чтобы в следующий раз он тоже разрешил тебе поиграть. Этот метод всегда приносит успех. С каким трепетом ребенок приходит на первый урок! И с какой радостью он кричит после его окончания: «Я тоже играл! Мне теперь можно играть с другими детьми». Родители, которые хорошо понимают детей, становятся для нас прекрасными помощниками. Занятия делятся на индивидуальные и групповые. В том случае, когда родители плохо разбираются в психологии детей, они полагают, что платят только за индивидуальные уроки, а групповые занятия считают отдыхом. Поэтому они строго следят за тем, чтобы ребенок посещал индивидуальные занятия и не обращают внимания на групповые. Однако на самом деле ребенку больше всего нравятся именно групповые занятия. Там у него есть возмож- ность поиграть с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для их обучения. Именно здесь и воспитывается талант. Все начинается с игры «Мой ребенок не любит упражняться дома», — зачастую жалуются родители. Это происходит потому, что они не хотят понять психологию ребенка, считающего, что скрипка — это игрушка. Такие родители не хотят платить деньги только за то, чтобы ребенок развлекался. Другими словами, они подходят к воспитанию с коммерческими мерками, а это сильно отвращает ребенка от обучения. Начинать любое обучение необходимо с игры, а возникающее при этом радостное настроение само поведет ребенка в нужном направлении. В этом и заключается наша методика. Хитоми Касуя в три года играла на скрипке по три часа в день. Как можно убедить трехлетнего ребенка столько времени посвящать музыке? Мать Хитоми купила ей скрипку вместо куклы и каждый день ставила ей запись одной и той же скрипичной пьесы. Музыка была постоянным фоном повседневной жизни. Хитоми целый день могла играть со скрипкой, словно с игрушкой. Время от времени мать, следуя на-
шим инструкциям, показывала ей, как нужно правильно держать скрипку и смычок, причем все это происходило в виде игры матери и дочки. Это самый лучший способ обучения. В конечном итоге у ребенка в ходе игры вырабатываются необходимые навыки. Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формированию навыков. Это совершенно естественный порядок вещей. Хитом и Касуя очень быстро освоилась с инструментом, и в 1964 году, когда ей было всего пять лет, она уже отправилась вместе с нами на гастроли в Америку. Пять минут или три часа Наряду с детьми, которые не любят упражняться дома, есть немало и таких, для которых упражнения на скрипке благодаря мудрому руководству родителей становятся естественной частью повседневной жизни. Однажды в летней школе я обратил внимание на шестилетнего мальчика, который очень чисто и технично исполнял концерт Вивальди. Я спросил у матери, сколько лет он уже играет на скрипке. — Полтора года, — ответила она. — Очень хорошо играет! И как долго он упражняется каждый день? — Примерно три часа. Другого я и не ожидал. Если ребенок усердно работает, то это сказывается на его игре. Это заметно невооруженным глазом. Постоянные и длительные упражнения по нужной методике приводят к появлению способностей. Если строго придерживаться этого принципа, то необходимые навыки обязательно возникнут. При сравнении ребенка, который упражняется пять минут в день, с тем, кто работает по три часа, разница очень ощутима, даже если оба играют на скрипке каждый день. При недостаточной работе навык не формируется. Только приложенные усилия ведут к успеху. Исключений не бывает. Если ребенок, упражняющийся лишь пять минут в день, захочет повторить результат того, кто упражняется по три часа, то ему потребуется для этого девять лет. То, что один делает за три месяца, другой одолеет только за девять лет. И по-другому быть не может. Хитоми Касуя, Тосия Ето, Кодзи Тойода, Кендзи Кобаяси — все они работали не меньше трех часов в день.
Выработка способностей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|