О благочестии и отказе от сомнительного
Аллах Всевышний сказал: «… и вы считаете подобное [1181] незначительным, тогда как это пред Аллахом - великий (грех)». (“Свет”, 15) Всевышний также сказал: «… поистине, Господь твой наблюдает!» (“Рассвет”, 14) 588 - Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается (от него) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придёт и к совершению) запретного подобно тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть (своё) заповедное место и, поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это - сердце.” (Этот хадис приводят аль-Бухари 52 и Муслим 1599, передававшие его различными путями[1182] и в разных версиях[1183]) 589 - Передается от Анаса что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) нашедший на дороге финик, сказал: - Если бы я не опасался, что он (может) оказаться (частью) садаки [1184], то обязательно съел бы его. аль-Бухари 2055, 2531, Муслим 1071. 590 - Передается от ан-Навваса бин Сим’ана что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Благочестие есть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится) [1185] в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом знали люди. Муслим 2553. 591 - Сообщается, что Вабиса бин Ма’бад сказал: - (Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он спросил: “Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?” Я сказал: “Да.” Тогда он сказал: “Спроси об этом своё сердце. Благочестие есть то, в чём ощущают уверенность сердце и душа, а греховным является то, что (шевелится) в душе и (не даёт покоя) сердцу, даже если люди [1186] (не раз) скажут тебе(что это дозволено) (Хороший хадис, который приводят Ахмад и ад-Дарими в своих “Муснадах”. Сахихуль джами’ 948..
592 - Передают, со слов Абу Сирва’а Укбы бин аль-Хариса что когда он женился на дочери Абу Ихаба бин Азиза, к нему пришла одна женщина и сказала: “Поистине, я кормила грудью и Укбу, и ту, на ком он женился!” [1187] (В ответ) ей Укба сказал: “Я не знал, что ты вскормила меня, и (раньше) ты не говорила мне (об этом)!” А затем он верхом отправился [1188] к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находившемуся в Медине, и задал ему вопрос (относительно этого дела) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано (что она - твоя молочная сестра)?!” И (после этого) Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека. аль-Бухари 88, 2640. 593 - Сообщается, что аль-Хасан бин ‘Али сказал: - Из (слов) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я запомнил (следующее): “Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает.” (ат-Тирмизи Сахихуль джами’ 3377, гъаятуль маарам 179, ируа 2074.. 594 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - У Абу Бакра ас-Сиддика был раб, приносивший ему подать [1189], и Абу Бакр употреблял в пищу то, что он приносил. Однажды (этот раб) что-то принёс ему и Абу Бакр поел этого, а потом раб сказал ему: “Знаешь ли ты, что это?” Абу Бакр спросил: “А что это?” Он сказал: “Во времена джахилийи я делал предсказания для одного человека, (хотя) прорицателем я был плохим и только обманывал его, а (теперь) он встретил меня и дал мне то, чего ты поел”, - и(услышав это) Абу Бакр сунул себе в рот руку и изверг из себя всё то, что было у него в животе. [1190] аль-Бухари 3842.
595 - Передается от Нафи’а, что ‘Умар бин аль-Хаттаб назначил первым мухаджирам по четыре тысячи (дирхемов),[1191] а своему сыну - три тысячи пятьсот, когда же его спросили: “Почему ты уменьшил (содержание) ему, ведь он тоже из (числа первых) мухаджиров?”, - он сказал: “Он совершил хиджру вместе со своими родителями [1192] и не может равняться с теми, кто совершил её самостоятельно.” аль-Бухари 3912. 596 - Сообщается, что сподвижник Атыйа бин Урва ас-Са’ди сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Рабу (Аллаха) не достичь (такого положения, когда) будет он (одним) из богобоязненных, пока (раб этот) не откажется от неплохого [1193] из опасения перед тем, что (может) принести беду.” (Да’ифуль джами’ 6320, Да’иф ат-Тирмизи 435, гъаятуль маарам 178)
Глава 69 О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ УЕДИНЕНИЯ В СЛУЧАЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОРОКОВ СРЕДИ ЛЮДЕЙ И НАСТУПЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПАДЕНИЯ НРАВОВ ИЛИ ЖЕ ИЗ СТРАХА ПЕРЕД ИСКУШЕНИЕМ В РЕЛИГИИ И СОВЕРШЕНИЕМ ЗАПРЕТНЫХ, СОМНИТЕЛЬНЫХ И ТОМУ ПОДОБНЫХ ВЕЩЕЙ
Аллах Всевышний сказал: «Бегите же к Аллаху: поистине, я для вас от Него увещатель явный! [1194]» (“Рассеивающие”, 50) 597 - Сообщается, что Са’д бин Абу Уаккас сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Поистине, Аллах любит благочестивого, ненуждающегося, [1195] незаметного [1196] раба.” Муслим 2965. 598 - Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: - Один человек спросил (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): “О посланник Аллаха, кто является лучшим из людей?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “ Верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, (не жалея) ни самого себя, ни своего имущества.” (Этот человек) спросил: “А после (него)?” (Пророк, да будет доволен им Аллах) сказал: “После (него - тот верующий), который поклоняется своему Господу в одном из горных ущелий [1197]. ” В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … страшась Аллаха [1198] и избавляя людей от того зла(которое он может им принести) [1199] аль-Бухари 2786, Муслим 1888. 599 - Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет ходить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией. аль-Бухари 19.
600 - Передается от Абу Хурайры, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Какого бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец.” Его сподвижники спросили: “А ты?”, - и он сказал: “Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов.” [1200] аль-Бухари 2262. 601 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Лучшим (образом) жизни для людей является жизнь (такого) человека, который крепко держится за поводья своего коня на пути Аллаха и всякий раз летит [1201] на нём (туда, откуда до него) доносятся пронзительные крики, [1202] стремясь (вступить в) бой или (найти) смерть там, где можно её найти, [1203] или (жизнь такого) человека, который вместе со (своими) немногочисленными овцами будет находиться на одной из этих вершин или в одной из этих долин, совершая молитвы, выплачивая закят, поклоняясь своему Господу до тех пор, пока не придёт к нему смерть, и не (поддерживая) с людьми (связей) ни в чём, кроме благого. [1204] Муслим 1889.
Глава 70 О ДОСТОИНСТВЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОСЕЩЕНИЕ ИХ ПЯТНИЧНЫХ И ПРОЧИХ ОБЩИХ МОЛИТВ, (УЧАСТИЯ В) ПРАЗДНИКАХ И СОБРАНИЯХ, НА КОТОРЫХ ПЕРЕДАЮТ ЗНАНИЕ И ПОМИНАЮТ АЛЛАХА, ПОСЕЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ, УЧАСТИЯ В ПОХОРОННЫХ ПРОЦЕССИЯХ, УТЕШЕНИЯ НУЖДАЮЩИХСЯ ИЗ ИХ ЧИСЛА, УКАЗАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ НЕВЕЖЕСТВЕННЫМ СРЕДИ НИХ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЧИХ ДЕЛ В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ТЕХ, КТО СПОСОБЕН ПОБУЖДАТЬ К ОДОБРЯЕМОМУ (ШАРИАТОМ), УДЕРЖИВАТЬ ОТ ПОРИЦАЕМОГО (ИМ), НЕ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ НАНОСИТЬ ОБИДЫ (ЛЮДЯМ) И ПРЕТЕРПЕВАТЬ ОБИДЫ, (НАНОСИМЫЕ ЕМУ ЛЮДЬМИ)
Знай, что поддержание такого общения с людьми, о котором я упомянул[1205], и есть то наиболее предпочтительное, чего придерживался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и другие пророки, да благословит их Аллах и да приветствует, а также праведные халифы, прочие сподвижники и последователи, мусульманские ‘Уляма и лучшие из мусульман. Подобного образа действий придерживалось большинство последователей и тех, кто пришёл после них,[1206] и на необходимость этого указывали (имамы) аш-Шафи’и и Ахмад, а также большинство факихов, да будет доволен ими всеми Аллах.
Аллах Всевышний сказал: «И помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности …» (“Трапеза”, 2)
Глава 71 О СМИРЕНИИ [1207] И ПРОЯВЛЕНИИ МЯГКОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕРУЮЩИМ
Аллах Всевышний сказал: «… и проявляй мягкость по отношению к верующим, которые последовали за тобой». (“Поэты”, 215) Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его, проявляющих смирение [1208] по отношению к верующим и суровых с неверными …» (“Трапеза”, 54) Всевышний также сказал: «О люди! Поистине, Мы создали вас из (одной пары -) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый». (“ Комнаты”, 13) Всевышний также сказал: «Не обеляйте же [1209] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». (“Звезда”, 32) Всевышний также сказал: «Оказавшиеся на преградах [1210] станут обращаться к тем людям, которых они узнают по их приметам [1211], говоря: “Не помогло вам ваше сборище [1212] и то, чем вы гордились!” Не тем ли, относительно которых вы клялись, что Аллах не окажет им (Своей) милости(будет сказано): “Войдите в рай, нечего вам бояться и не станете вы печалиться!”?» (Преграды, 48 – 49) 602 - Передается от ‘Ийада бин Химара что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, Аллах ниспослал мне откровение(сказав, что следует) вам проявлять смирение [1213], чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого. Муслим 2865/64. 603 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Садака никак не уменьшает богатства, Аллах не добавит (Своему) рабу(прощающему других) ничего, кроме славы, а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает. [1214] Муслим 2588. 604 - Передают, что (однажды) Анас бин Малик проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: “Так всегда поступал и пророк (мир ему и благословение Аллаха)” аль-Бухари 6247, Муслим 2168. 605 - Сообщается, что Анас бин Малик сказал: - Поистине (любая маленькая) рабыня в Медине могла взять пророка (мир ему и благословение Аллаха) за руку и увести его, куда хотела. [1215] аль-Бухари 6072.
606 - Сообщается, что аль-Асуад бин Язид сказал: - (Однажды) Аишу спросили: “Чем занимался пророк (мир ему и благословение Аллаха) у себя дома?”Она ответила: “Обычно он делал что-нибудь (полезное) для своей семьи, [1216] а когда наступало время молитвы, выходил на молитву.” аль-Бухари 676. 607 - Сообщается, что Абу Рифа’а Тамим бин Усайд сказал: - (Однажды) я подошёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносившему проповедь, и сказал: “О посланник Аллаха, явился чужеземец, [1217] который спрашивает о своей религии, не зная о том, в чём она состоит.” (Услышав эти слова) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся ко мне, прервал свою проповедь и подошёл ко мне. Потом ему принесли скамью, он сел на неё и принялся обучать меня тому, чему научил его Аллах, после чего вернулся к проповеди и довёл её до конца. Муслим 876. 608 - Передается от Анаса что закончив есть, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) облизывал три своих пальца. (Анас, да будет доволен им Аллах) сказал: - (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть (поднимет его) очистит от грязи и съест, не оставляя его шайтану”, - и он велел вытирать блюдо [1218], сказав: “Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать.” Муслим 2034. 609 - Передается от Абу Хурайры, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Какого бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец.” Его сподвижники спросили: “А ты?”, - и он сказал: “Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов.” [1219] аль-Бухари 2262. 610 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если пригласят меня отведать баранью ногу [1220], я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)” аль-Бухари 2568. 611 - Сообщается, что Анас сказал: “У пророка была верблюдица по кличке аль-’Адба, которую никто не мог обогнать, но однажды приехал какой-то бедуин на верблюде, которому было меньше шести лет, и обогнал её. Мусульмане были так огорчены этим, что (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) заметил это и сказал: “Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижает это.” аль-Бухари 2872.
Глава 72
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|