Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О запрещении гордости и тщеславия




 

Аллах Всевышний сказал:

«Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход». (“Рассказ”, 83)

Всевышний также сказал: «И не ходи по земле горделиво …» (“Ночное путешествие”, 37)

Всевышний также сказал:

«И не криви лица своего перед людьми [1221] и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца». (“Лукман”, 18)

Всевышний также сказал: «Поистине, Карун [1222] был из народа Мусы, однако он притеснял их [1223], а Мы даровали ему (столько) сокровищ, что (под тяжестью) ключей от них сгибалось (немало) сильных (людей) И вот сказали ему (люди из) его народа: “Не ликуй, (ибо) поистине, Аллах не любит ликующих, [1224] но стремись к миру вечному(используя) дарованное тебе Аллахом и не забывая о своём уделе в этой жизни, оказывай благодеяния (другим) подобно тому, как Аллах оказывал их тебе, и не стремись (к распространению) нечестия на земле(ибо) поистине, Аллах не любит творящих нечестие!” (Карун) сказал: “Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю.” Неужто не знал он, что до него уже погубил Аллах (целые) поколения тех, кто превосходил его силой и накопленными (богатствами)? А преступивших [1225] не станут (даже) спрашивать о грехах их! [1226] И он вышел к своему народу во (всём) своём великолепии. Желающие благ этой жизни сказали: “О если бы было нам даровано то же, что и Каруну! Поистине, он обладает великим уделом!” Те же, кому было даровано знание, сказали: “Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные (дела, будет) лучше(но) не обрести её никому, кроме терпеливых!” А потом заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом …» (Рассказ, 76-81)

612 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку.” (Услышав это, один) человек воскликнул: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” (На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Поистине, Аллах прекрасен, [1227] и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям.” [1228] Муслим 91.

613 - Саляма бин ‘Амр бин аль-Аква’ передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал ему: “Ешь правой!” Тот сказал: “Я не могу”, - и (тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме гордости!”, - и больше он уже не смог поднести ко рту (левую руку) [1229] Муслим 2021.

614 - Сообщается, что Хариса бин Уахб сказал: - Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (людям): “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? (Это -) каждый грубый /’утулль/, жадный /джавваз/ и горделивый.” [1230] аль-Бухари 4918, Муслим 2853.

615 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Некогда) рай и ад вступили в спор между собой, и ад сказал: “(Окажутся) во мне жестокие и надменные”, - рай же сказал: “А во мне - слабые и бедные люди”, - а Аллах рассудил (спор) между ними, сказав: “Поистине, ты, о рай, станешь милостью Моей, которую буду оказывать Я, кому пожелаю, ты же, о ад, поистине, станешь наказанием Моим, которому Я буду подвергать, кого пожелаю, и должен буду Я наполнить вас обоих!” [1231] Муслим 2847.

616 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости. аль-Бухари 5788, Муслим 2087.

617 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - В День воскресения Аллах не заговорит с тремя, [1232] не очистит их [1233] и не посмотрит на них [1234]: (такими окажутся) блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк. [1235] Муслим 107.

618 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Слава - Мой изар, [1236] а величавость - Моя накидка /рида’/, того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, [1237] Я подвергну мучениям! ” Муслим 2620.

619 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения. аль-Бухари 5789, Муслим 2088.

620 - Передается от Салямы бин аль-Аква’ что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не перестанет человек превозносить себя до тех пор, пока не будет он записан (как один из) заносчивых, и постигнет его то же самое, что постигло их. [1238] (” Да’ифуль джами’ 6344, сильсиля Да’ифа 1914, Да’иф ат-Тирмизи 343.

 

Глава 73

О БЛАГОНРАВИИ

 

Аллах Всевышний сказал: «… и, поистине, ты - (человек) великого нрава [1239]». (“Калам”, 4)

Всевышний также сказал: «… сдерживают свой гнев и прощают людям» (Семейство Имрана, 134)

621 - Сообщается, что Анас сказал: - По своему характеру посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был лучшим из людей. аль-Бухари 6203, Муслим 2150.

622 - Сообщается, что Анас сказал: - Я никогда не касался шёлка или парчи, которые были бы мягче ладони посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и никогда не ощущал аромата, который был бы приятнее аромата, (исходившего от) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Я служил посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!” [1240], - и когда я делал что-либо, он (ни разу) не спросил меня: “ Зачем ты сделал это?”, - если же я не делал чего-либо, он (ни разу не спросил меня): “Почему ты не не сделал того-то?” аль-Бухари 3561, Муслим 2330.

623 - Сообщается, что ас-Са’б бин Джассама сказал: - (Однажды) я подарил посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дикого осла [1241], но он вернул его мне, а когда увидел по выражению моего лица(что я огорчён), сказал: “Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама.” [1242] аль-Бухари 1825, Муслим 1193.

624 - Сообщается, что ан-Наввас бин Сим’ан сказал:

- (Однажды) я задал посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о благочестии и о греховном и он сказал: “Благочестиеесть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится) в твоей душе, а ты не желаешь, чтобы об этом знали люди.” [1243] Муслим 2553.

625 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал:

- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не произносил и не совершал ничего непристойного [1244] и он часто говорил: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами.” аль-Бухари 3559, 6035, Муслим 2321.

626 - Передается от Абу-д-Дарды что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия(ибо) поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова. (ат-Тирмизи, сказавший: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 5721, сильсиля сахиха 876, сахих ат-Тирмизи 1628.

627 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Однажды) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в рай, и он сказал: “Страх перед Аллахом и благонравие”, - (когда же) его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в огонь, он сказал: “Рот и половые органы.” [1245] (ат-Тирмизи Сильсиля сахиха 977, сахих ибн Маджа 3424.

628 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам. (ат-Тирмизи Сахихуль джами’ 1232, сахих ат-Тирмизи 928, мищка 3264.

629 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, благонравие обязательно приведёт верующегок ступени соблюдающего посты и совершающего молитвы.” [1246] (Абу Дауд) (Сахихуль джами’ 1932, сахих Абу Дауд 4013.

630 - Передается от Абу Умамы аль-Бахили что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах рая для благонравного. (Достоверный хадис, который с достоверным иснадом приводит Абу Дауд) (Сахихуль джами’ 1464, сильсиля сахиха 273, сахих Абу Дауд 4015.

631 - Передается от Джабира что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые /сарсаруна/, хвастливые /муташаддикуна/ и разглагольствующие /мутафайхи-куна/.” (Люди) сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) “болтливые” и “хвастливые”, но (кто такие) “разглагольствующие”?” Он сказал: “(Это) надменные.” Сахихуль джами’ 2201, сильсиля сахиха 791, сахих ат-Тирмизи 1642.

“Сарсар” - тот, кто неестественно много говорит; “муташаддик” - тот, кто оскорбляет людей своими речами, постоянно стараясь показать своё красноречие и придать как можно больше веса своим словам; (слово) “мутафайхик” происходит от слова “фахк”, что означает “наполненность”; (“мутафайхик”) - тот, кто наполняет свой рот речами, пространно говорит и использует малоупотребительные фразы в силу своего высокомерия, стремления к возвышению и желания показать своё превосходство над другими.

Ат-Тирмизи передаёт, что ‘Абдуллах бин аль-Мубарак, да помилует его Аллах, истолковал (смысл понятия) “ благонравие” (следующим образом): - Это весёлое выражение лица, (способность) приложения всех сил (ради осуществления) одобряемого (шариатом) и отказ от нанесения обид (людям)

 

Глава 74

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...