Местопребывания вокруг горы Меру
Согласно буддийским представлениям, в центре земли возвышается огромная четырехгранная священная гора Меру (Сумеру), окруженная океанами, горными цепями с четырьмя материками (по сторонам света) и островами за ними. Меру рассматривается как центр всех материальных и духовных Вселенных. Ниже поверхности океанов располагаются семь подземно-подводных миров, самый нижний из которых – ад. Выше поверхности, на горе Меру живут божества, на ее вершине – небесные дворцы 33-х ведических богов во главе с Индрой. Мир ярости и шесть миров богов расположенных у горы Меру считаются омрачающими сознание не меньше нижних миров. Эти миры разрушаются во временном круговороте так же, как и все лежащие ниже. Каждый из них в период гибели распадается вплоть до хаоса первостихий (земли, воды, ветра, огня). Это самые низкие миры богов (дэвов) (142). Дэвы горы Меру очень жизнерадостны и эмоциональны, они наслаждаются собой, могут соперничать и бороться. Дэвы Сферы чувственного обладают телами подобно людям, но они больше людей. Их жизнь тоже похожа на жизнь людей, однако, куда более содержательная, включающая много удовольствий. В принципе, ключевой формулой Мира Страстей является слово «удовольствие». Однако качество удовольствий в небесных мирах отличается от того, что происходит в первых нижних мирах. Это уже не похоть и не жадность, но наслаждения более тонкие и сильные. В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров – существа в них все равно испытывают своего рода страдания. Пребывание в этих мирах, хотя и очень длительно, но рано или поздно прекращается, и обитатели этих миров погружаются обратно в круговорот бытия, в Сансару (34, 58). Практически во всех буддистских текстах посвященных этому вопросу, говорится о том, что пребывание в мирах богов менее удачливо, чем рождение в человеческой форме. Считается, что существа, испытывая наслаждения в божественных мирах, забывают о целях своего существования и неспособны к сознательным решениям, в отличие от человека. Поэтому Бодхисаттва должен обязательно пройти человеческое рождение.
Большинство существ шести небес, следующих после Миров Ярости, удовлетворены настоящей ситуацией, в некоторой степени практикуют Истину, имеют меньше гнева по сравнению с другими, но не проявляют подлинной симпатии к другим. Дэвы делятся на много различных миров и классов, для них разработана сложная иерархия. Дэвы нижнего ранга ближе по своей природе к людям. В некоторых сочинениях асуров относят тоже к богам, но натура асуров неспокойная и боевая, и они пребывают в постоянных конфликтах, поэтому их отделяют в особый мир у подножия горы Меру (126). Миры Ярости (Небеса Вырожденного Сознания, Асуры) – это миры, существа которых обладают сильным интеллектом и чистой логикой, они очень старательны, у них много концепций, они отчасти практикуют жертвования и способны в некоторой степени контролировать свой гнев. Иногда этими мирами интересуются уфологи (люди увлекающиеся поиском инопланетян), а также эзотерики, медиумы и оккультисты. Обитатели Миров Ярости также имеют чувства, но не обязательно сентиментальные. Они не уверенны, нужно ли им стремиться к добродетельным поступкам, поскольку имеют положительное отношение только к тому, что считают нужным в собственной системе ценностей, и не уважают других. У Асуров (обитателей Миров Ярости) развито стремление превзойти тех, кто выше, но, не зарабатывая Заслуги, а ниспровергая их при необходимости. Из-за этого стремления обитатели Миров Ярости негативно настроены и замкнуты, хотя каждый из них является очень талантливым специалистом в своей области. У них сильно развиты чувства гордости, зависти и ревности. Зависть к обитателям Небес Тридцати Трех Богов приводит к постоянным войнам с ними. Миры Асуров подразделяются на два мира: Мир Войны и Мир Борьбы. Как ни странно, в большинстве культур, такое чувство, как ярость не считается негативным. Раздражение, злоба и гнев – отрицательные эмоции Адской обители, но ярость, в некотором смысле, является высоким переживанием и делегируется в верхние сферы к Мирам Ярости.
Характерной чертой этих миров является праведная ярость и деятельный гнев. Гнев, помогающий достигнуть результата в каком либо деле, может стать привычкой. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо – что дело делается, а плохо – что при этом осознание застревает в мирах, из которых ему следует освобождаться.
Мир Четырех Небесных Королей находится на склонах горы Меру, но его обитатели живут в воздухе вокруг горы. Этим миром управляют четыре Короля, которых зовут Вирудхака, Дхиртараштра, Вирупакша и их предводитель Вайшварана. В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, и подчиненные королям существа – кумбханды, гандхарвы, наги (змеедраконы) и якши. К этому миру относят также небесную птицу Гаруду. Четыре короля охраняют четыре континента и не пускают асуров в высшие миры богов.
Мир тридцати трех дэвов – широкая плоская площадка на вершине горы Меру, наполненная дворцами и садами. Правитель этого мира – Шакра, господин богов. Помимо самих тридцати трех богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живет много других богов и фантастических существ, включая их помощников и нимф (апсары). Их сравнивают с греческими олимпийскими богами.
Небеса Сферы Чувственного
К небесам дэвов также относятся четыре мира, которые плывут по воздуху над горой Меру.
Мир Ямы, этот мир еще называют «Небесами без сражений», потому что это первый уровень, физически отделенный от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма; его жена – перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагирхи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам.
Небеса Тушита (Небеса Неравнодушия) – Мир жизнерадостных дэвов. Небеса Тушита отражают состояние сознания, характеризующееся беззаботностью и жизнерадостностью. В этом мире был рожден Бодхисаттва перед тем, как спустится в мир людей. Несколько тысяч лет назад, Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, который переродился в Сиддхартху и стал Буддой Шакямуни; после этого Бодхисатвой стал Натха (или Натхадэва), который переродится в Аджиту и станет Буддой Майтрея. Сюда попадают практикующие, достигшие ступени однократного перерождения в Мире Страстей. Здесь перерождаются уничтожившие в себе ненависть и имеющие любящую душу; добрые и сострадающие; отказавшиеся от жадности и щедрые, изучающие учение Истины и способные думать, основываясь на Истине, пусть даже еще и остаются мирские желания. Для перерождения на Четвертых Небесах необходимо вести практику Четырех Великих Неизмеримых Состояний Души, либо постоянно вести практику жертвования.
Небеса Нирманарати Здесь живут Боги, наслаждающиеся магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира называется Сунирмита. Здесь на вершине Заслуг находятся те, кто наслаждается, и те, кто дает наслаждение своими сверхъестественными способностями. По истечению Заслуг существа этих миров попадают в Ад. Страдания в Аду не приносят пользы их духовному росту, так как они думают только об осуждении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|