Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гиперстимуляционные методы 8 глава




После христианизации в народных представлениях русских функцию Мирового древа взяло на себя райское древо жизни, которое, в свою очередь, часто путали с древом познания добра и зла. В апокрифической «Книге Еноха» говорилось, что Бог почивает на древе жизни, растущем в центре Рая. Связь Бога с древом жизни перекликалась со связью Христа с крестом, расцветшим после его распятия (142).

Иногда в космологических представлениях Древней Руси Ось мира вместо Мирового древа обозначалась огненной рекой, достигающей в высоту неба, а в глубину – преисподней. Как считает ряд исследователей, образ огненной реки старше Мирового древа, поскольку древними мир мыслился «стоящим «на воде высокой», опирающейся на камень, который держат четыре золотых кита, плавающих в огненной реке» (241). В дальнейшем, по наблюдению Б. А. Успенского, «в одних случаях огненная река в древнерусской письменности и фольклоре отделяет тот свет от этого (причем в христианских терминах тот свет может отождествляться с раем, а сама огненная река пониматься как ад), то в других случаях она разделяет рай и ад» (209). Огненная река выполняла функцию связи мира живых с миром умерших: по ней мертвецы плывут в загробную жизнь либо переправляются через нее по мосту, который, как правило, тоньше волоса. По наблюдениям этнографов, в отдельных регионах России (например, в Костромской губернии) река на «тот свет» называлась «Забыть-рекой», поскольку после переправы через нее умершие забывают свою земную жизнь и становятся полноправными жителями царства мертвых (236).

Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчетливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Обычно, по обе стороны от ствола находятся, чаще всего симметричные, изображения копытных или человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди). Такого рода композиции довольно прозрачно выступают и в более позднее время – в произведениях христианского и буддийского искусства (241).

Горизонтальная структура Мирового древа моделирует не только стороны света, но и времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь), цвета, элементы мира. В конце концов, само Мировое древо, в определенных контекстах, является моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Его образ выступает как посредник между Вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения, гарантирует целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во Вселенной. Образ Мирового древа – это символ символов, это архетип центра, стабильности и организации, порядка бытия.

 

Упражнение 10

Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте себе мировой океан. В океане стоит остров. На острове растет Древо. Какое это древо? Рассмотрите его подробнее. Кто живет на вашем древе, какие у него ветви, ствол и корни? Осознайте тот факт, что это древо стоит в самом центре мира и соединяет все его сферы, пронизывает все миры. Запомните его образ и зарисуйте в виде рисунка, образа, символа, мандалы и т.п.

 

Упражнение 11

Сядьте удобно и закройте глаза. Почувствуйте свое тело, как дверь в космос. Загляните в пустоту космоса и осознайте себя, как центр Мироздания, ось бытия.

Представьте, что вы дерево. Ваша крона шумит в верхних мирах, а ваши ветви опутывают нижние миры. Детализируйте образ насколько возможно. Прочувствуйте и проживите момент целостности восприятия и центра.


Глава 2

Три Космические Сферы – основы миропонимания и мироустройства

«Наказанием для грешника является то омерзительное состояние ума, в котором он пребывает до смерти. Оно и есть ад. Все это просто метафора происходящего с нами в жизни».

В. Пелевин «Железная борода»

2.1 Могущества, боги, духи и мистические существа

«Сангия Мапа – это не Эндур, он из другого ведомства», – сказал Колбо Бельды в 1972г. «Он живет наверху (одни говорят – на высокой горе, другие – на небе) и дает охотникам пушнину; он передает людям сунгкэ – души пушных животных. Если во сне увидишь убитого зверя – это Сангия Мапа дал тебе сунгкэ»

Чипика Бельды, сел. Джари, 1972г. (188).

 

Количество шаманских миров и их содержание в различных культурах не поддаются ни общим описаниям, ни классификации. Это говорит о том, что в наше время, если вы хотите приобщиться к шаманству, необходимо искать свой собственный путь. Сегодня на пути к Силе нельзя опереться на какую-либо из существующих шаманских школ, будь это курандеро, гавайская традиция, вуду, или древнеславянское шамано-язычество. Почему? Потому, что любой миф или история воспринятые со стороны, какими бы интересными и правильными они не показались, не являются собственной истиной. Только освободившись от всего, что знаешь, можно по крупицам отыскать истину. Только пережитая, открытая собственным опытом истина будет работать, создаст связь с реальностью. Даже если она будет похожа, скажем, на библейскую или кришнаитскую.

Тем не менее, некоторые аспекты шаманской мифологии настолько универсальны, что требуют внимательного изложения и примеров. Одним из таких аспектов является, бытующее повсеместно, представление о духах, могуществах, стихиях и божествах. Образ мышления, основанный на представлении о существовании духов и стихий, характерен для дорелигиозной стадии развития человеческой культуры и является стержнем любой религии. Анимистические представления о природе и мироустройстве классифицировать необычайно сложно в силу того, что в каждой местности духи разные.

По шаманским представлениям, весь мир населен духами, различными по функциям, внешнему виду, свойствам и отношению к людям. Одни духи связаны преимущественно со сферой леса (тайги, джунглей), другие – со сферой воды, земли, гор, огня и др. Все они оказывают большое влияние на жизнь, благополучие, хозяйство, промыслы и дела людей. В некотором роде, мир вообще одушевлен по самой своей сути. Дух есть у всего и во всем. Любой предмет, изделие или объект, обладает духовной составляющей, но иногда она слабо выражена, а иногда – очень сильно. Вселенная уникальна и одухотворена. За всю историю существования планеты нет и не вырастет двух одинаковых по форме яблок, нет двух одинаковых сосен или берез, а это значит, что у каждого объекта в мире – свой особый статус, свой Дух. Если посмотреть на мир под таким углом, то можно понять, что сотрудничество с некоторыми Духами и Смыслами для человека благоприятно, а с некоторыми из них лучше не иметь ничего общего. И при такой точке зрения, шаман – это тот, кто расставляет акценты и приоритеты.

Как уже было сказано, в шаманском мировосприятии, нет разделения на внутреннюю и внешнюю реальность, «реальное» и «нереальное». Мир фантазии и воображения не разделен с окружающим шамана миром природных объектов. Эмоции и чувства, образы, возникающие во снах и видениях – также реальны, как окружающие животные и деревья, родники, холмы или камни. Характерной особенностью шаманских состояний, является восприятие мира как места жительства духов, богов, могуществ и т.д.

В каждой культуре, в каждом племени есть своя концепция мироустройства, свои духи и волшебные существа – от гномов, до пернатых змеев. Их несметное множество. Разобраться и как-то классифицировать все это братство необычайно трудно. Тем не менее, в шаманской картине мира, все существа живут в строго отведенных для них местах. Кто-то существует в верхних сферах, а кто-то – в нижних. Поскольку мир разделен на три сферы (верхнюю, среднюю и нижнюю) – то и духи по месту жительства распределяются так же на три категории. В христианской культуре мы привыкли к тому, что «хорошие» боги и духи (ангелы) живут в верхних сферах, а «плохие» черти с дьяволом во главе, занимают нижние апартаменты. В традиционном буддизме, исламе и других новых религиях, подобная картина распределения добра и зла сохраняется. Чем моложе религия, тем проще и прямолинейней выражен конфликт нижних и верхних миров. Конфликт заключается в противостоянии злых и добрых сил, а значит и существ их представляющих. Как говорится, «В наших душах, черти борются с ангелами…»

Однако во многих более древних культурах, не все так просто. К примеру, в некоторых религиозных культах, существует представление о богах, живущих в нижних сферах (9, 35). Иногда эти боги даже ближе к людям, отвечают на их молитвы, помогают в житейских делах. К верхним богам не всегда можно обратиться в силу их удаленности, недоступности и важности. К «большим» богам апеллирует только шаман, заручившись более «мелкими» дружественными ему помощниками и покровителями. И делает он это лишь в случае крайней необходимости. Часто, в нижних мирах живут предки-покровители рода и родоначальники (4). К тому же, есть целый разряд миров (к примеру, «миры неорганических сущностей» по формулировке К.Кастанеды), в некотором роде классифицируемых, как чисто шаманские миры, которые вообще невозможно отнести ни к «добрым», ни к «злым». Это нечеловеческие миры, человеческим сознанием не организуемые. В них нет места человеческому сознанию (85). Шаман, часто путешествующий по этим мирам, сходит с ума или превращается во что-то неприродное, чему нет названия…

Итак, структура миров крайне неоднородна, здесь нет четко проведенной границы добра и зла.

Для того чтобы продемонстрировать этот тезис, приведем несколько картографий мироздания, наиболее известных в современной культуре.

 

2.2 Буддистская структура мироздания

 

Множество буддийских текстов содержат описания различных миров и Вселенных (34, 58). В них приводится упрощенное толкование этих миров, так как детальное их описание заняло бы громадный объем, и лишило бы тексты принципиальной простоты, необходимой для понимания и практики.

Будда говорил по поводу подробного объяснения миров Вселенной, «...бессмысленно говорить о вещах такого рода с людьми, не имеющих соответствующего опыта» (67).

«Когда что-то подается непривычным для вас способом, у вас может возникнуть множество сомнений. Например, когда вы делаете подношение мандала, вам говорят, что вы подносите Вселенную, которая состоит из осевой горы, окруженной четырьмя великими континентами, к каждому из которых примыкает по два субконтинента и так далее. Вы можете подумать, что это довольно-таки странное описание, ведь никто и никогда всего этого не видел. Но Будда сказал в одной сутре, что то, как живые существа воспринимают мир, зависит от их кармы и что нельзя сказать, будто бы одно описание достовернее другого. Даже нашу планету Земля можно воспринимать многими разными способами: некоторые видят ее плоской, другие – шарообразной, кто-то – как линейную, еще кто-то – как треугольную и так далее, в зависимости от различной кармической предрасположенности. Осевая гора, четыре континента и так далее, как описано в подношении мандала, – это также одно из возможных восприятий мира. Во время подношения мандала вы думаете, что подносите Трем Драгоценностям самое лучшее из всего, что существует: самые прекрасные образы, самые мелодичные звуки, лучшие запахи и тому подобное. По той же причине вы подносите эту особую модель Вселенной, поскольку считается, что она отражает наиболее совершенный из всех возможных способов видения мира, наиболее гармоничный и прекрасный. Очевидно, что это не отрицает возможность описания земли как шарообразной планеты, раз люди видят ее такой. Все это относительно истинно. Если сотня людей заснет, то каждому приснится свой мир, каждый сон можно назвать истинным, но было бы бессмысленно утверждать, что только в чьем-то сне мир настоящий, а у всех других ложный. Для каждого наблюдателя есть своя истина, в соответствии с кармической структурой, обуславливающей его восприятие.

Для йогина знание структуры Вселенной дает возможность более полного понимания закона кармы, какие действия тела, речи и ума приводят к рождению в каких мирах, а также к более глубокому пониманию того, к какому результату приводят различные системы и направления духовных практик» (58).

«Когда созревают плоды невежества, все видимое представляется враждебным, и нет ничего, что не было бы враждебным. Каждый горит в своем огне. Другого огня не существует. Собственные воззрения становятся врагом и облик этого врага ужасен».

«Повесть о Чойджит-дагини» (194)

«Перед теми, кто при жизни не создал причины блага, возникают Ады, так как их увлекает сила их коренной кармы».

«Сутра основных обетов бодхисатвы Кшитигарбхи» (194)

 

Даже самые ранние палийские тексты представляли мироздание постоянно меняющимся циклическим процессом (126). В каждом цикле (кальпа) выделяются четыре последовательных временных стадий: созидание мира, его становление, убыль и распад (пралая), длящиеся многие тысячи земных лет, а затем повторяющиеся в очередном цикле. Вселенная описывается в виде вертикали 32-х миров, или уровней сознания пребывающих на них существ: от тварей ада (нарака) до неких недоступных нирванических обителей просветленных умов в нирване. Все 32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара) (126).

Уровни мира подчинены функции «тяжести». Чем ниже мир, тем он «тяжелее». Тяжесть подуровня определяется качеством сознания существ его населяющих, а так же тех, кто фиксирует или связывает свое осознание с ним. Человеческое осознание само по себе напоминает «поплавок», плавающий на поверхности мира Людей. Ниже и выше располагаются подуровни и миры трех сфер. В норме, поплавок плавает на поверхности и фиксирует колебания низших миров, а также, отзывается на веяния высших. Если на «удочку» попадается «рыбка» – поплавок уходит под воду, то есть опускается в нижние миры. Если удочку вытягивают, то поплавок устремляется вверх и т.п.

Конечно, это только метафора, причем не очень адекватная, но она позволяет понять главный принцип в первом приближении – эмоции, чувства, представления о мире и т.п., разнятся по качеству, и «тяготеют» к определенным мирам и сферам. Чем дальше (не важно – вверх или вниз) от среднего мира, тем больше «размывается» граница осознания. Сознание становится менее сфокусированным, удержать персональные качества и личностные свойства становится сложнее. На предельных уровнях нижних и верхних сфер, человек забывает о границах своего я и как личность функционировать не может. Исключение составляют только те, кто путешествует по мирам целенаправленно – мистики, святые, шаманы и сильные личности выдающихся людей (писателей, художников, поэтов, ученых и т.д.).

Испытывая то или иное чувство, мы можем говорить о контакте с одним из подуровней высших, низших или средних сфер.

Согласно буддийской космологии, миры делятся на три сферы исходя из их отношения к чувственному и материальному миру, а также наличию материального тела у их обитателей:

1) Сфера чувственного, в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти;

2) Сфера форм (материальная сфера), соответствующая йогическим сосредоточениям полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности;

3) Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), в которой отсутствуют элементы материального мира – сфера глубокого медитационного созерцания.

 

Давайте посмотрим, как наши переживания и эмоции связаны с конструкцией миров (34,58).

 

Сфера чувственного

 

Сфера чувственного включает в себя адские миры, миры претов, демонов, животных, людей, а также мир асуров и некоторые миры богов (дэвов). В сферу чувственного не входят высшие миры богов, начиная с миров Брахмы.

Существа, рожденные в Сфере чувственного отличаются по степени счастья или несчасть. Однако все они, в отличие от архатов и Будд, подвержены влиянию демона Мары, они находятся во власти страстей, и поэтому в той или иной мере погружены в страдания.

Нижние по отношению к человеческому миры в буддизме делится на шесть уровней:

- мир животных;

- миры демонов и других существ; Земные местопребывания

- мир голодных духов;

- миры раздражения, гнева и т.п.;

- миры равнодушия, отчаяния, тоски и т.п.; Адские миры

- миры физических страданий и др.

Миры Ада

 

Самыми нижними и тяжелыми из миров, являются миры Ада. Ады подразделяются на три основные категории: Холодные Ады, Горячие Ады и Ады Боли. Также в сутрах упоминаются и другие Ады. Например, одним из самых ужасных миров Ада, является Ад Авичи («без волн») – вечный Ад, располагающийся на самом «дне миров».

Наиболее тяжелыми из всех миров, являются Ады Боли и физического разложения. Эти миры связаны с переживанием боли в самых различных ее качествах и свойствах. Это, в первую очередь, физическая боль разного характера, но это также и боль психическая, связанная с такими чувствами, как утрата чего-то, потеря смысла, дикий страх, тоска и т.п. Все эти переживания, мягко говоря, не приемлемы для любого живого существа и приходится только гадать, почему так много людей на земле упорно и устойчиво держатся в этих мирах.

 

Холодные Ады создаются нашей холодностью и равнодушием вызванным отвращением, неприятием и страхом.

 

Ненависть и причинение другим намеренных страданий, приводят осознание в Горячие Ады. В них, например, входит Ад Игл. Эти миры наиболее активны в отношении человеческого осознания. Здесь водится огромное количество безголовых духов и омерзительных существ, единственным желанием которых является желание причинять боль и вред другим существам. Они необычайно активны и сильны. Захватив сознание другого существа, безголовые духи подавляют любую активность жертвы, кроме желания причинять боль и вред другим, открывая прямой канал в миры Горячих Адов. На этом «проводе» висят маньяки, невротичные убийцы, диктаторы и прочая одержимая демонами дрянь.

Существуют и другие Ады близкие к этому уровню по своим характеристикам. Например, в Девадутта-сутре описаны такие Ады: Великий Ад, Ад Грязи и Нечистот, Ад Горячей Золы, Ад Реки. О страданиях, испытываемых в этих Адах в «Сутре основных обетов Бодхисаттвы Кшитигарбхи» сказано так: «Нестерпимо даже описывать страдания, испытываемые в Адах. Их невозможно подробно описать даже за сотни и тысячи лет».

 

Земные местопребывания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...