О том, какая хула является дозволенной.
Знай, что хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путём её достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин: ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: “Такой-то обидел меня в том-то.” ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В этом случае человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): “ Такой-то поступает так-то, удержи его от этого”, - и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно. ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/, когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): “Меня обидел в том-то мой отец (или: … мой брат; или: … мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?”, - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: “Что ты скажешь о человеке (или: … муже), который поступает так-то?” Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд. ЧЕТВЁРТАЯ: Предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет, что (допускается в целом) ряде случаев(в том числе):
- (когда нужно дать) отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям(в которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости; - (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путём заключения брака[2191], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о (том, про кого его спрашивают), но упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет; - если кто-нибудь увидит, что изучающий фикх посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив тому его положение, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрый совет, так пусть же это будет ему понятно; - может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо рассказать правителю, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом, чтобы поступить с ним сообразно его положению, не оказаться введённым им в заблуждение и постараться побудить его придерживаться прямоты или заменить его (другим) ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (иных) неправильных дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.
ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или под каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда целью (обращения по прозвищу) является только умаление достоинства человека, а поэтому если можно назвать его как-нибудь иначе, будет лучше. Эти шесть причин упоминались улемами и относительно большинства их мнение их было единодушным, что же касается достоверных хадисов, в которых имеются указания на это, то они известны. К числу их относятся (следующие хадисы): 1531 - Передается от ‘Аиши что (как-то раз) один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти и он сказал: - Впустите его, но сколь плох он как соплеменник! аль-Бухари 6032, Муслим 2591. Аль-Бухари использовал этот хадис как аргумент в пользу того, что отзываться плохо о порочных и сомнительных допустимо. 1532 - Передается от ‘Аиши что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии. аль-Бухари 6068. Аль-Ляйс бин Са’д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: - Эти двое были из числа лицемеров. 1533 - Сообщается, что Фатима бинт Кайс сказала: - (В своё время) я пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “Ко мне посватались Абу-ль-Джахм и Му’ауия”, - (на что) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Что касается Му’авийи, то он - бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча.” аль-Бухари – у него нет; Муслим 1480. В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): “ … что же касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин”, - что является объяснением той версии(где сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): “ … то он не убирает палку со своего плеча.”
Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует. 1534 - Сообщается, что Зайд бин Аркам сказал: - (В своё время) мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход[2192], в котором людям пришлось испытать (немало) тягот, и (я услышал, как) ‘Абдуллах бин Убайй[2193] сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И ещё он сказал: “Поистине, если мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных!”[2194] После этого я пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему об этом и он послал за ‘Абдуллахом Ибн Убаййем, который стал горячо клясться, что не делал этого. Тогда (люди) сказали: “Зайд обманул посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” И (из-за) этого меня охватила печаль, в которой я пребывал до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал (суру, начинающуюся с того аята, где сказано): “Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: “Мы свидетельствуем, что ты - действительно посланник Аллаха”, - и Аллах знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами”[2195], - (и это) подтвердило мою правоту. А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал их[2196], чтобы испросить для них прощения у Аллаха, однако они отвернулись.[2197] аль-Бухари 4903, Муслим 2772. 1535 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - (Однажды) Хинд, жена Суфьяна,[2198] сказала пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Поистине, Абу Суфьян[2199] - человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома”, - (на что) он сказал: “Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка(согласно обычаю)[2200] аль-Бухари 2211, 5364, Муслим 1714.
ГЛАВА 257
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|