Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм.
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Вопросы по политологии (интегрированный модуль) Уч.г. Cущность и структура и политической идеологии Функции политической идеологии, её место и роль в жизни общества. Особенности современных идеологических процессов.
Зарождение и развитие либерализма, его основные принципы и Ценности. Неолиберализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVІІ – ХІХ вв. Либерализм рассматривается как разновидность идеологии отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства. Основные принципы и ценности классического либерализма: · абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей; · признание определенных естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). · идея индивидуализма, индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли; · сущностная рациональность (разумные действия человека, направленные на удовлетворение собственных потребностей) и добродетель человека (соблюдение норм протестантской этики: трудолюбие, бережливость, дисциплинированность и т.д.); · экономическая платформа (господство частной собственности и ее неприкосновенность; идеалы свободного рынка, предпринимательства, личной инициативы, «честной конкуренции»; освобождение экономической деятельности от надзора государства, которое должно выполнять роль «ночного сторожа», охраняя жизнь, права и собственность граждан); · приоритеты в политической среде (идея суверенности народа как источника и контролера власти; конституционализм; правовое государство, основанное на верховенстве закона и равенстве всех людей перед ним; принцип разделения властей с целью их взаимного контроля; парламентаризм; политическая свобода и представительная демократия);
· идея гражданского общества как общества прежде всего экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов; · в социальной сфере обосновывается идея «естественного неравенства людей» как естественный биологический социальный и исторический факт, связанный с неравенством способностей, талантов, трудолюбия; · в духовной сфере провозглашается свобода волеизъявления – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания, а также дух терпимости и компромисса; концепция социального прогресса выделяет два типа общественной эволюции: искусственную, насаждаемую государством сверху, и естественную, происходящую в гражданском обществе. Естественная эволюция опирается на свободу частно капиталистических отношений, автоматически обеспечивая социальную гармонию в обществе и его безкризисное развитие. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему. Он изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Как уже отмечалось, представители классического либерализма считали, что свобода частнокапиталистических отношений должна была обеспечить социальную гармонию в обществе, его стабильность и безкризисное развитие. Однако в конце ХІХ в. классический либерализм вступил в полосу кризиса. В это время явственно обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию, справедливость и расцвет экономики. Кроме того, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства и капитала, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов. В результате произошло изменение функций свободного рынка.
Кризис классического либерализма потребовал пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального либерализма (неолиберализма). У его истоков стояли такие мыслители, как Дж. Милль, Дж. Кейнс, Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, сформулировавшие новые принципы либерализма. К ним можно отнести следующие: · целью общества является прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка; · на смену идее о «государстве – ночном стороже» пришла идея активного вмешательства государства в социально – экономическую сферу, государственного регулирования экономической деятельности с целью недопущения разрушительных экономических кризисов и минимизации социальных конфликтов. Инструментами такого регулирования выступают формирование государственного сектора экономики, планирование, налоговая и бюджетная политика, обеспечение «полной» занятости населения, регулирование заработной платы и др. В ежегодном Послании 1998 года Президента Республики Беларусь белорусскому Парламенту сформулирована идея эффективного государства, регулирующего и планирующего процессы экономического и социалдьного развития. · концепция «государства всеобщего благосостояния» отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Она предусматривала увеличение государственных ассигнований на поддержку наиболее обездоленных слоев населения, создание эффективной системы социального обеспечения, введение бесплатного образования, доступность для всех граждан медицинского обслуживания;
· развитие плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, свободную конкуренцию между потенциальными политическими и государственными лидерами и элитами за голоса избирателей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что граждане обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решений; · внедрение в общественную практику принципа справедливости, понимаемого как предоставление всем гражданам равных политических прав и возможностей для самореализации в различных сферах жизни, равенство всех перед законом.
Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм. В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности. К основным принципам и ценностям консерватизма относятся: · нравственный абсолютизм, обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества; · традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. К ним консерваторы относят брак, семью, религию, частную собственность, национальный опыт и культуру, историю народа, патриотизм; · отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию, порождаемую различием в способностях, трудолюбии, активности, предприимчивости людей и существующей системой разделения общественного труда. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду; · политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности. Любые социальные изменения должны проводиться постепенно и продуманно при сохранении основных ценностей и устоев общества, преемственности в развитии;
· отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами; · критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм. Суть демократии состоит в том, что управление обществом отдано элитам, избираемым народом. Поэтому политический процесс – это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдения демократических правил; · развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией. Кроме того, провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого, дух патриотизма.
В этих условиях все большую популярность и влияние стал приобретать неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Развернулась так называемая «неоконсервативная революция» или наступление эпохи «новой консервативной волны». Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации власти. Он оказался в данной ситуации более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения социально-экономических проблем в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества. Видными идеологами неоконсерватизма явились Дж. Белл, З. Бжезинский (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. Основными положениями неоконсервативной идеологии являются: в мировоззренческом плане - · пессимистическая оценка человеческой природы, разума, стремлений и возможностей человека; · противопоставление индивидуализма коллективизму. Коллективизм рассматривается как «дорога к рабству», ведущая к подавлению личности и ее нивелировке;
· поддержка предприимчивости и стремления к индивидуальному успеху; · отрицание возможности социального равенства, совместимости его со свободой. Равенство понимается как равенство перед законом, политических прав и возможностей; в экономической области - · ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, достижение оптимального сочетания рыночных и регулирующих механизмов в ее функционировании; · содействие развитию свободного предпринимательства, частной инициативы, создание благоприятных условий для накопления капитала посредством снижения налоговой нагрузки, упразднения контроля над доходами и валютного контроля; · приватизация государственных предприятий; в политической сфере - · сильное и авторитетное иерархизированное государство, эффективно выполняющее охранительные функции по борьбе с преступностью, радикализмом, терроризмом и другими негативными проявлениями; · недопустимость неограниченного расширения демократии, могущего привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Суть демократии заключается в правлении профессиональных элит, избираемых народом; · обоснование необходимости деэтатизации и дебюрократизации общества; в области социальной политики - · отрицательное отношение к идее «государства всеобщего благосостояния»; · ограничение социальных программ с целью изживания настроения социального иждивенчества и стимулирования заинтересованности каждого трудоспособного гражданина в раскрытии своего творческого потенциала и стремления к самообеспечению. В заключение следует отметить, что политика неоконсервативных партий в социально-экономической сфере, с одной стороны, способствовала росту производительности труда, подъему общего жизненного уровня, а, с другой стороны, наряду с этим привела в ряде стран к увеличению бедности и безработицы, ухудшению состояния систем образования и здравоохранения, обострению социальных конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|