Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Правовое государство — многомерное развивающееся явление, которое в ходе общественного прогресса приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. При этом общим началом любого правового государства является его связанность правом. В юридической науке и практике выделяют следующие основные признаки правового государства. 1. Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества. 2. Признание народа единственным источником государственной власти. 3. Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом. 4. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основные права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса). 5. Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона. 6. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).
7. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием всех других нормативных актов закону, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности. 8. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности). В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизируют или дополняют приведенные выше. В результате реализации правовых принципов государство должно превратиться в реального выразителя и защитника интересов гражданского общества. «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в статье 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». Народ – единственный источник государственной власти. Верховной властью изначально только он и обладает. Государство реализует мандат народа через формирование представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. Создается парламент, обладающий правом издания законов – имеющих высшую юридическую силу нормативно-правовых актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Уважение закона и, прежде всего, конституции, является неотъемлемой чертой правового государства, атрибутом поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, закрепляют данное положение прямо или косвенно в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в статьях 2, 21, 22. При правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признается примат международного права. Конституции и текущее законодательство учитывают и реализуют правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе, прежде всего, следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации труда). Правовое государство предполагает не только признание и закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав как от иных лиц и организаций, так и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, должна быть предусмотрена система юридических гарантий прав личности. Основным атрибутом организации и деятельности правового государства является принцип разделения властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Однако разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция – должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией. Все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый политический механизм сдерживания и противовесов.
Уяснение основных признаков правового государства позволило белорусским учёным обобщить его научное понимание: Правовое государство — это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»). Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Понятие общества как совокупности граждан сложилось на основе представлений о гражданстве и гражданине. Это произошло еще в античности. Однако тогда ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его современном понимании.
Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями ) гражданского общества являются: - высокое сознание людей; - наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); - широкие связи между членами общества; - наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; - децентрализация власти; - передача части власти органам самоуправления; - развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; - личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность; - законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Всё это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что существование многих организаций и институтов демократического общества, их законность и авторитет не зависят от правительства. При наличии гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных общественных сил. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность, право на свободу выбора форм собственности, определение профессии и вида труда, распоряжение результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения. Гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность, доступ к различной информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.
Структура гражданского общества достаточно сложная. В ней существуют многообразные общественные формы и институты (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.), которые позволяют выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Структура и функционирование общественной системы гражданского общества характеризуется плюрализмом, который проявляется во всех сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам Становление гражданского общества – это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуется и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего, на правотворческую деятельность государства, внося в них дополнения, изменения или предлагая новое. Правоприменительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Гражданское общество выступает как окружение государственных структур и представляет собой промежуточную среду между властью и гражданами. Оно противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением представителей властных структур, защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|