Выборы и избирательные системы.
В политической практике часто встречаются и так называемые смешанные варианты избирательных систем. В них элементы одной избирательной системы смешиваются с элементами другой. Например, половина депутатов парламента может избираться от партий, а вторая половина – по мажоритарной системе. В этом случае избиратель получает на выборах два бюллетеня и голосует дважды: один раз как житель данного округа, избирающий депутата именно от этого округа, а второй раз – как представитель электората всей страны, отдавая голос той или иной партии. Такая система действует, например, в России. Соотношение депутатов, избираемых по мажоритарной системе, и депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, может быть не только 50:50 (как в Германия). Возможны самые разные варианты 70:30=мажоритарная:пропорциональная (как было в России); 60:40; 75:25 и т.д. Выбор той или иной избирательной системы зависит от множества обстоятельств. Это и текущая политическая ситуация, и количество партий, и политическая традиция, это ещё и ответ на вопрос кого выбирают – парламент или главу государства (последний всегда по мажоритарной системе). Каждое государство формирует свою избирательную систему, сходную с уже известными типами, но всё же различаются в нюансах и деталях. Не всегда удаётся сразу найти удачный вариант. Не исключены случаи, когда избирательную систему приходится менять из-за перемен в политической обстановке. Но эти поиски нужны. Ведь хорошо работающая, отлаженная избирательная система обеспечивает гражданину свободу его волеизъявления и оптимальность его выбора. Конституция Республики Беларусь в качестве основного принципа построения правового государства (формирования его органов) закрепляет такие институты, как референдум и свободные выборы, а единственным источником государственной власти – народ. На основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также депутаты местных Советов депутатов Республики Беларусь. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.
Третий раздел Конституции Республики Беларусь называется «Избирательная система. Референдум». Согласно этому раздел выборы в Республике Беларусь являются всеобщими (активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; лишаются избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы); свободными (каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос); равными (избиратели имеют равное число голосов); прямыми (граждане избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству); тайными (контроль за волеизъявлением избирателей в ходе выборов запрещается). Пассивное избирательное право оговаривается в четвёртом разделе «Президент. Парламент. Правительство». Так Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости). Депутаты Палаты представителей избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав нижней палаты – 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска тайным голосованием избираются 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент. Всего членов Совета Республики 64 человека. Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет). Ценз оседлости установлен только для члена Совета Республики (проживание на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет).
В пятом разделе «Местное управление и самоуправление» сказано, что местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц. Подобное избирательное право и выборы практически универсальны, характерны для конституционной практики современных демократических государств, соответствуют нормам Всеобщей декларации прав человека. В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система. Это означает, что депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же депутатов Палаты представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесённых в списки для голосования. Приходя на избирательный участок, гражданин получает бюллетень для голосования, в который внесены фамилии, имена и отчества тех, кто зарегистрирован кандидатами в данном округе, и делает свой выбор. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25 %+1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если же такого успеха не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур выборов. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25 %+1 голос, пришедших на выборы граждан.
По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % граждан, внесённых в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов, то в двухмесячный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. На этот раз для победы достаточно набрать относительное большинство. И на президентских, и на парламентских выборах избиратель может проголосовать против всех кандидатов. Это происходит в том случае, когда избиратель не находит подходящей кандидатуры и предпочитает отказать в доверии всем. Каждый избиратель должен знать особенности той избирательной системы, по которой проводятся выборы в его стране. В противном случае он рискует наделать ошибок, которые сделают его голос недействительным. Например, когда в 90-е гг. ХХ в. в бюллетене нужно было вычеркнуть тех кандидатов, против которых ты голосуешь, многие подчёркивали своего избранника или ставили напротив его фамилии какие-либо пометки. Сейчас часто встречаются бюллетени, в которых нет никаких пометок вообще (это скорее означает, что человек хотел проголосовать против всех, но в этой графе тоже нет пометок); встречаются и другие ошибки, которые делают голос избирателя недействительным. Вывод. Процедура выборов базируется на избирательном праве, которое в соответствии с демократическими стандартами должно быть построено на трёх принципах: всеобщность, равенство, тайна голосования. Выборы позволяют гражданину в законной форме высказать своё отношение к существующей власти, заявить о своих потребностях и интересах. Неучастие в выборах равносильно добровольному отказу от участия в решении судеб общества и своей личной судьбы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|