Структура УМКД по дисциплине для студентов ОФО
2. Структура и содержание дисциплины Дидактические единицы ГОС ВПО по дисциплине ДПП. Ф. 11.00 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста. Содержание математического развития ребенка. Генезис математических представлений у детей. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. Педагогические условия освоения математических представлений. Методы обучения. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах.
2.1 Тематический план
100 44 56
2.Структура и содержание дисциплины
2.2 Содержание лекций Тема 1. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука. «Теория и методика математических представлений у детей дошкольного возраста» как наука об использовании математики во всестороннем развитии детей и специальной подготовке их к школе. Место методики «Теория и методика математических представлений у детей дошкольного возраста» в системе педагогических наук: связь с детской психологией, дошкольной педагогикой, математикой и другими науками. Основные задачи курса: научное обоснование содержания работы по формированию математических представлений у детей в дошкольном учреждении; разработка и внедрение в практику работы с детьми эффективных методов, дидактических средств и разнообразных форм организации процесса обучения математике; определение содержания и методов работы по подготовке квалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания; разработка методических рекомендаций по развитию математических представлений у дошкольников в условиях семьи. Теоретические основы курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»: исходные положения философии и математики; психолого-педагогические исследования; программные материалы; методическая литература; передовой педагогический опыт работы дошкольных учреждений. Основные понятия: программные материалы, содержание, формы работы, научное обоснование. Тема 2. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
Истоки развития методики. Западная прогрессивная педагогика о необходимости использования математики в воспитании и развитии детей до школы. Требования к отбору содержания и средств обучения математике дошкольников в педагогических системах Я.А.Каменского и И.Г.Песталоцци. Содержание и методы обучения математике в системах сенсорного развития Ф.Фребеля и М.Монтессори. Русская прогрессивная педагогика об обучении детей математике до школы. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой о содержании и методах обучения арифметике детей дошкольного возраста. Влияние методов обучения арифметике в школе (монографический и вычислительный) на развитие методики математики в дошкольных учреждениях. Теория и практика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, разрабатываемых на разных этапах становления отечественной дошкольной педагогики (К.Ф.Лебединцев, Н.А.Яблоков, Н.А.Менчинская и др.). Вклад Е.И.Тихеевой в теорию и практику формирования математических представлений у детей в детском саду (определение содержания, методов и средств обучения). Ф.Н.Блехер о формировании математических представлений у дошкольников (определение содержания, методов и средств обучения, разработка системы дидактических игр). Исследование А.М.Леушиной проблемы математического развития детей. Теоретическое и методическое обоснование содержания, средств и форм организации обучения математике детей дошкольного возраста. Педагогический опыт работы по формированию математических представлений у детей (З.С.Пикулевская, Ф.А.Михайлова, Н.Г.Бакст, Я.Ф.Чекмарёв, Л.С.Метлина и др.) и его влияние на развитие данной методики. Содержание понятия «развитие математических представлений у детей дошкольного возраста». Интеллектуальное развитие детей в процессе обучения математике (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева, А.М.Леушина, З.А.Михайлова, Ж.Пиаже и др.), подготовка их к усвоению математики в школе.
Реализация принципа развивающегося обучения при формировании математических представлений и понятий у дошкольников. Интеграция и индивидуализация процесса обучения математике детей дошкольного возраста. Основные понятия: монографический и вычислительные методы, система сенсорного развития, интеллектуальное развитие, развивающее обучение, индивидуализация, интеграция обучения. Тема 3. Подходы к разработке содержания математического развития ребёнка. Генезис математических представлений у детей. Понятие о содержании обучения математике детей дошкольного возраста. Разнообразие теоретических подходов к определению содержания обучения математике дошкольников. Современные исследования вопроса о содержании обучения математике детей дошкольного возраста. Анализ современных альтернативных программ. Содержание понятия «методы обучения». Классификация методов, их характеристика. Понятие об эффективных методах обучения детей математике. Взаимосвязь методов. Ведущая роль практических и игровых методов при обучении математике детей дошкольного возраста. Приёмы активизации умственной активности детей при усвоении математического материала. Содержание понятия «средство обучения». Средства формирования математических представлений у детей, их характеристика. Наглядный дидактический материал – средство активизации познавательной деятельности детей. Виды наглядного материала, требования к нему. Принципы подбора наглядного материала для занятий по математике. Понятие о формах организации обучения детей математике. Специфика организации и методика проведения занятий по математике в разных возрастных группах детского сада. Типы занятий, длительность их проведения, структура занятий по математике. Реализация основных дидактических принципов обучения при развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Организация обучения математике в разновозрастной группе детского сада. Основные формы организации детской деятельности, направленной на развитие математических способностей у детей: игры, упражнения, экспериментирование и исследование повседневной жизни; самостоятельная творческая деятельность детей (в условиях игротек); взаимосвязь разных форм организации обучения. Основные понятия: содержание, методы, средства обучения, формы организации обучения.
Тема 4. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающегося обучения при формировании математических представлений.
Современные требования к математическому развитию детей. Умственное развитие детей. Умственное развитие детей в процессе обучения математике: формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов, усвоение системы знаний, развитие познавательных операций и речи. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация и др.), формирование сенсорных процессов и способностей. Расширение словаря детей и совершенствование связанной речи. Формирование начальных форм учебной деятельности: развитие элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, нахождение способов решения её, контроль за выполнением и др.), формирование умений использовать знания по математике в разных ситуациях и разных видах деятельности (игровой, изобразительной и др.). Основные понятия: амплификация, обследовательские действия, сенсорные эталоны, познавательная деятельность. Тема 5. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. 1. Развитие количественных представлений у детей третьего и четвёртого года жизни. Особенности восприятия, воспроизведения и сравнения количества предметов детьми раннего дошкольного возраста. Сенсорная основа в формировании представлений о множестве. Задачи формирования у детей представлений о количестве. Знакомство с отношениями между «много» и «один», «много» и «мало». Соединение элементов в единое целое и дробление целого на элементы. Обучение детей группировке предметов по разным признакам. Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств. Использование игр и игровых упражнений. Развитие движений глаз и правой руки слева направо при раскладывании предметов по горизонтали. Понимание и усвоение детьми выражений: столько – сколько, поровну, больше – меньше «по количеству», по одному, ни одному. Обучение правильному построению предложений. 2. Формирование у детей знаний о числе, обучение счёту. Особенности развития у детей представлений о натуральном ряде чисел в процессе счёта, измерения. Этапы развития счётной деятельности. Задачи обучения детей счёту в разных возрастных группах. Образование чисел на основе сравнения множеств и действий с величинами. Обучение детей количественному и порядковому счёту. Правила счёта. Пересчитывание, отсчитывание указанного количества. Независимость результатов счёта от качественных признаков предметов и их расположению в пространстве. Обобщение совокупностей по признаку числа. Счёт при участии различных анализаторов. Обучение устному счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с цифрами. Деление целого на 2 и 4 равные части, усвоение отношений целое – часть. Формирование у старших дошкольников вычислительной деятельности. Приёмы ознакомления с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Значение этих знаний для подготовки детей к осмыслению арифметических действий. Арифметические задачи. Особенности понимания детьми арифметической задачи. Методические приёмы и последовательность в работе над задачами. Знакомство со знаками «+, -, =, <, >». Разные подходы к отбору содержания и обучения (А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, Е.А.Тарханова и др.). Освоение вычислительных и арифметических действий детьми дошкольного возраста. Моделирование арифметических действий. 3. Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении. Понятие о величине. Основные свойства величины. Особенности восприятия величины предметов в раннем и дошкольном возрасте. Чувственное познание – основы формирования представлений о протяженности. Роль слова в восприятии и сравнении величины предмета. Задачи ознакомления детей с величиной предметов. Обучение детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте; приёмы упорядочивания предметов по величине. Развитие глазомера. Обучение детей способам уравнивания и изменения протяжённости предметов. Развитие способности видеть в предмете три измерения независимо от его положения в пространстве. Формирование у детей представлений об измерении различных величин с помощью условной меры. Содержание и методические приёмы ознакомления детей с массой и способами её сравнения. 4. Формирование у детей представлений о форме предметов. Геометрическая фигура как эталон восприятия форм предметов. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрической фигуры. Обследовательские действия и их роль в познании формы. Роль слова в восприятии и формировании представлений о форме. Задачи ознакомления детей с формой предметов. Обучение умению различать и называть геометрические фигуры. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по количеству углов, сторон, измерение их, формирование обобщённых понятий. Упражнения детей разных возрастных групп в анализе формы предметов и их частей. Роль игры и занимательных упражнений в формировании у детей геометрических знаний. 5. Формирование пространственных представлений у детей. Понятие о пространстве и пространственных ориентирах. Генезис пространственных ориентировок у детей. Чувственная основа формирования пространственных ориентировок. Роль слова в восприятии и ориентировке в пространстве. Задачи по формированию ориентировки в пространстве. Различение основных направлений от себя в статике и в движении. Умение ориентироваться в окружающем пространстве «от себя» и «от объектов», определение положения предметов в отношении друг к другу. Освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве. Определения расстояния на основе зрительного восприятия и измерения. Развитие ориентировки на листе бумаги и тетради в клетку. Роль игровых методов в формировании пространственных представлений. 6. Формирование временных представлений у детей. Время и его особенности. Особенности восприятия времени детьми разного возраста. Задачи обучения детей ориентировке во времени. Обучение детей развлечению частей суток, умению определять их последовательность. Усвоения понятия «сутки». Понимание временной последовательности и усвоение значений слов вчера, сегодня, завтра. Ознакомление с календарём как, системой мер времени: сутки, неделя, месяц. Использование моделей с целью овладения детьми умением воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времён года. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Определение времени по часам. Развитие способности планировать во времени длительность, регулировать темп и ритм работы в зависимости от отведённого времени и от объёма работ. Основные понятия: дочисловая, счётная, вычислительная деятельность, воспроизведение количества, величина, непосредственное сравнение, опосредованное уравнение, измерение, функциональная зависимость, геометрическая фигура, форма предмета, пространственные восприятия, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, чувство времени. Тема 6. Педагогические условия освоения математических представлений. Значение и задачи методической работы в дошкольном учреждении. Роль заведующего детским учреждением и старшего воспитателя в организации работы по развитию математических представлений у детей. Основные направления методической работы: создание условий для работы; повышение теоретического и профессионального уровня педагогов; организация контроля за работой воспитателей; изучение, обобщение и распространение передового опыта работы по математике; работа с родителями. Формы методической работы в дошкольном учреждении по математике: организация и проведение семинара - практикума, консультаций, открытых мероприятий (занятий, игровой деятельности детей, КВН, математических праздников и др.), взаимопосещений, бесед и др. Методический кабинет - центр организации методической работы. Содержания методических материалов по математике, их оформление и принципы расположения в кабинете. Значение планирования роботы по математике. Виды планирования. Перспективное и календарное планирование работы по математике. Требования к планированию занятий по математике. Основные понятия: планирование, календарное, годовое, индивидуальная работа, развивающая среда, методическая работа. Тема 7. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов в обучении детей. Использование моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Виды моделей, специфика и возможность их использования в дошкольном воспитании. Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера. Использование моделей с целью развития представлений о свойствах, отношениях предметов. Формирование у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов (графический план, круги Эйлера). Основные понятия: модель, технологии, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Тема 8. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми. Назначение диагностики. Содержание понятия «диагностика математического развития». Значение и задачи диагностики математического развития. Психолого-педагогические основы диагностики (методы, формы организации диагностической работы, педагогические условия правильного её проведения). Методическая диагностика, этапы проведения данной работы: определение содержания, разработка диагностических методик, отработка критериев оценки знаний, подготовка наглядных пособий, обработка материалов обследования (составление таблиц, графиков, количественный и качественный анализ результатов). Выводы, методические рекомендации по результатам работы. Основные понятия: диагностические методы, тесты. Тема 9. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей. Содержание понятия «преемственность в работе детского сада и школы по математике». Требования современной начальной школы к математической подготовке детей в детском саду. Преемственность в содержании программ по методике (детский сад - школа), в методах и формах организации обучения. Критерии уровней развития и готовности дошкольника к усвоению школьной программы по математике. Значение и задачи работы детского сада с семьёй. Ознакомление родителей с содержанием и методами работы с детьми по математике в условиях семьи. Формы организации преемственности в работе детского сада, семьи и школы по развитию математических представлений у детей: консультации, семинары, семинары – практикумы, индивидуальные беседы, открытые мероприятия (занятия, игра, праздник и др.), организация выставок, собрания и др. Основные понятия: преемственность в работе, психологическая готовность к обучению в школе, специальная подготовка к обучению в школе. Тема 10. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах. Задачи преподавания курса в колледже и педучилище и его место в учебном плане. Содержание курса на основе анализа программы, формы организации студентов. Контроль и учёт знаний студентов по курсу. Организация и руководство самостоятельной работой студентов (содержание, формы организации, педагогические условия). Педагогическая практика учащихся в детском саду. Планирование работы по данному учебному предмету, поурочное распределение программного материала. Внеклассная работа со студентами по математике. Оборудование курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогическом колледже и училище наглядными пособиями. Изготовление некоторых наглядных пособий учащимися, использование средств ТСО. Основные понятия: лекция, занятия, семинарско-практические занятия, лабораторные работы, практика, самостоятельная работа. 2.3 Содержание практических разделов дисциплины Семинарские занятия Содержание теоретических разделов дисциплины (семинарские)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|