Политическая культура, ее сущность. Структура, функции.
Политика как деятельность, предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. В ее основе сочетание двух составляющих: культуры и политики. Любое человеческое сообщество располагает определенным культурным потенциалом, специфическими культурными нормами, которые детерминируют процесс формирования политической жизни. Исследование общественных установок в области политики и роли в политической системе предполагает выделение феномена политической культуры. Проблема политической культуры уходит глубокими корнями в прошлое. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось ещё в Священном Писании, анализировалось и описывалось мыслителями древности: Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Однако сам термин появился позже – в ХVІІІ в. трудах немецкого философа – просветителя И.Гердера. В последствии, особенно в конце ХІХ, начале ХХ вв. эта категория активно использовалась к политических исследованиях различными научными школами, в том числе и марксизмом. Политическая культура однозначно сводилась в совокупности официальных норм и широко распропагандированных единичных примеров лояльного отношения к властям. Поэтому, именно в западной политической науке в 50-х, 60-х годах прошлого столетия возникло теоретическое направление, сформировался широкий спектр представлений о социокультурном содержании политических процессов. Теоретической предпосылкой концептуальной разработки этой проблемы стали исследования политических систем. В 1956 году категория политической культуры впервые появилась в работе американского теоретика Х.Файера «Системы правления великих европейских государств». В том же году попытку концептуального осмысления этого явления предпринял американский исследователь Г.Алмонд в статье «Сравнительные политические системы». Первоначальный акцент в политологических исследованиях фокусировался на сопоставлении политических культур различных режимов и государств. В последствии, благодаря междисциплинарному изучению политической культуры в рамках антропологии, социологии, философии и психологии, возобладало изучение более тонких и разносторонних связей и аспектов политической культуры. Основной вклад в разработку теории политической культуры внесли С. Верба, А. Липсет, Л.Пай, Н. Дюверже, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье и др.
Так, С.Верба понимал политическую культуру как элемент политической системы, обеспечивающий «субъективную ориентацию политики», а потому включавший в себя систему «эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей». Д. Мерлик отождествлял политическую культуру и политическую систему и толковал ее довольно широко. Л.Дитмер рассматривал политическую культуру сквозь призму отношений государства с гражданами. Рационально обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. Политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное – различный характер и удельный вес различных ценностей. Принято считать, что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры», которые дифференцируют на следующие блоки:
· ориентации относительно институтов государственного управления; в этот блок входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации; · ориентации относительно «других» в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка; · ориентации относительно собственной политической деятельности. включающие оценку своей политической компетентности (при участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти. Политические ориентации и ценности могут структурировать политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер ценности и внутренней неравновесности политической культуры.
Политическая культура позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане) этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных общества) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции: · идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; · ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав в конкретной политической системе; · предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; · адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; · социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; · интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; · коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных политических процессах, некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|