Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика государств в системе международных отношений.




Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене. Внешняя политика любого государства формируется и осуществляется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам внешней политики относятся: уровень материального производства в стране, ее экономическая мощь, самообеспеченность основными материальными ресурсами, геополитическое положение, численность населения, характер исторических связей и традиций, авторитет, постоянство и предсказуемость ее внешней политики и т.д. Субъективными факторами внешней политики государства выступают: способность правящей элиты разрабатывать и осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю политику.

В зависимости от этих факторов можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях:

Пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре;

Агрессивная внешняя политика, которая заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства;

Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;

Консервативная внешняя политика, заключающаяся в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Сущность внешней политики определяется целями и средствами их достижения. Цели внешней политики любого государства дифференцированы. Они обусловлены общественно-политическим устройством государства, формой правления, политическим режимом, уровнем социально-экономического развития, политической культуры, союзом с другими государствами, историей, традициями, геополитическими реалиями и т.д. Общепринятыми основными целями внешней политики являются: обеспечение национальной безопасности данного государства; возрастание экономического и политического могущества государства; рост престижа и упрочнение международных позиций государства.

Укрепление национальной безопасности одна из важнейших задач государства. Без реализации этой цели нет внешней политики. Среди важнейших целей внешней политики государства является рост его экономического и политического потенциала. Рост престижа государства осуществляется за счет успешного осуществления первых двух целей.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится в первую очередь дипломатия, Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Действенными экономическими средствами являются эмбарго или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлении инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи, или отказе в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозы применения силы.

Информационно-пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров.

Внешнеполитическая деятельность государства выражается в следующих функциях:

- Охранительная функция связана с охраной прав и интересов государства и его граждан за границей. Институтами, которые выполняют эту функцию, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

- Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства. Она реализуется в рамках культурных, научных, спортивных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.

- Организаторская функция заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и иных контактов, создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Реализация этой функции осуществляется через деятельность центральных органов внешней политики (МИД, Посольства, Консульства).

Основными направлениями политики на международной арене являются:

· Вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

· Активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

· Способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

· Участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

· Энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Внешнеполитические приоритеты Беларуси включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ и Европейского экономического сообщества; участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество в международных организациях; укрепление региональной и глобальной безопасности, наибольшую угрозу которой представляют терроризм, национально-экономические и территориальные конфликты.

Одним из важнейших приоритетных направлений внешней политики белорусского государства было и остается укрепление дружбы и сотрудничества, осуществление экономической интеграции с Российской Федерацией. 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год (2 апреля 1997г.) Договор о Союзе, утвержден его Устав 8 декабря 1999г. президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000г.

Ключевой приоритет внешней политики республики Беларусь – страны соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается - Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Только в 2008 году товарооборот между нашими странами составил 34 млрд. долларов.

2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год Договор о Союзе. 8 декабря 1999 года президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства. Строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъективности.

Важнейшими этапами реализации являются создание правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

Несмотря на существующие объективные и субъективные проблемы, сложности в создании Союзного государства, Беларусь рассматривает интеграцию с Россией как магистральное направление своей внешней политики, как главный фактор укрепления независимости и суверенитета страны.

Важным приоритетом внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС (Евразийское экономическое пространство).

Содружество независимых государств основано в 1991г. на началах суверенитета государств всех членов, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, а постоянно действующим – Исполнительный комитет СНГ.

В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах деятельности с учетом национальных приоритетов и экономической эффективности.

Евразийское экономическое сообщество объединяет 6 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан). Его цель – ускоренное формирование единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единых транспортных, энергетических и информационных систем.

Государства ЕврАзЭс – Беларусь, Казахстан и Россия – наиболее продвинутся в интеграционных процессах, выработали нормативно-правовую базу по открытию к 2010 году таможенного союза, а к июлю 2011г. завершения его создания будет осуществляется режим свободной беспошлинной торговли. По мере готовности к Таможенному союзу могут присоединятся и другие государства ЕврАзЭс.

Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКД) государств- участников СНГ, объединяющие сегодня Россию, Беларусь, Казахстан, Армению, Таджикистан и Киргизстан. ОДКБ выносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в этом регионе. Беларусь рассматривает ОДКД как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.

Организация военно-политического Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) государств-участников СНГ, объединяющая Беларусь, Российскую Федерацию, Армению, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, нелегальной миграции, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.

На более высокий уровень вышли двусторонние связи со странами СНГ. Успешно развиваются отношения с Украиной, обладающей мощным экономическим и научным потенциалом. Товарооборот в 2008 году с ней Республики Беларусь составил более 8 млрд. долларов. Развивается взаимовыгодное сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном – государствами, богатыми энергоресурсами.

Для республики приоритетное значение приобретает укрепление и расширение связей с Европейским союзом (ЕС), который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси.

ЕС включает 27 государств с населением 500 млн. человек. Он превратился в один из крупнейших в мире рынков с высокой покупательной способностью.

Беларусь – важная артерия в транзите энергоресурсов, грузов, пассажиров из Европы в Россию и страны Азии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...