Тема 6. Психологические основы кадровой политики организации
Психология управления кадрами как самостоятельная отрасль научного знания. Предмет психологии управления. Основные принципы и правила кадровой политики.
Кадровая политика в сфере художественного образования. Современные методы управления кадрами в образовательном учреждении. Проблемы кадровых нововведений в организационных структурах.
Личность как субъект управления. Роль руководителя в формировании кадровой политики организации в сфере художественного образования.
Тема 7. Имидж руководителя в сфере художественного образования
Содержательная характеристика функций руководства в сфере художественного образования. Основные роли и система методов управления руководителя. Показатели эффективности управления организацией в сфере художественного образования.
Теории лидерских стилей. Ситуационные. Психоаналитические и личностно-ситуационные теории лидерства. Теории "обмена" и "трансактного анализа".
Требования к имиджу руководителя. Компоненты имиджа руководителя в сфере художественного образования. Технологии создания имиджа современного руководителя.
Тема 8. Технологии принятия управленческих решений
Понятие "управленческое решение". Виды и типы управленческих решений. Основные этапы процесса принятия решения. Характеристика подходов к разработке и принятию решений. Принятие решений в условиях риска и неопределенности. Индивидуальные стили принятия решений.
Эффективные управленческие решения в сфере художественного образования и их значение в управлении организацией.
Тема 9. Коммуникационный процесс в системе менеджмента художественного образования
Информация как основа коммуникационного процесса. Информация в системе управления организацией. Этапы коммуникационного процесса. Вербальная и невербальная коммуникации.
Основные препятствия обмену информацией. Принципы управления коммуникациями в организациях на примере художественного образования.
Тема 10. Психологические основы делового общения. Виды и формы деловых коммуникаций
Сущность общения: функции, виды и формы. Психологические особенности делового общения. Этические нормы и принципы делового общения. Этикет деловых отношений. Особенности подготовки и проведения бесед и переговоров. Методика проведения выступления и совещаний. Способы психологической защиты.
Виды и формы современных деловых коммуникаций в сфере художественного образования. Аудиовизуальные, контактные и опосредованные коммуникации руководителя образовательного учреждения.
Тема 11. Корпоративная культура и климат организации
Понятие "организационная культура". Структура и характеристики организационной культуры.
Виды организационной культуры и основные способы ее изменения на примере учреждений в сфере художественного образования.
Тема 12. Управление конфликтами в организации
Конфликтология и ее значение в формировании социально-психологического климата организации. Понятие и сущность конфликта. Основные причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях.
Стратегии поведения в конфликте. Стратегические и тактические методы управления конфликтом. Роль руководителя в конфликтной ситуации.
4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа проводится по каждой теме курса и включает в себя:
- подготовку к семинарским занятиям;
- выполнение практических заданий;
- изучение современной литературы и специальной периодической печати в области стратегического менеджмента и менеджмента художественного образования;
- изучение Internet-ресурсов в области управления организацией;
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие элементы:
- предварительную подготовку студентов к выполнению задания, постановку учебных задач под руководством педагога;
- составление детального плана выполнения задания под руководством преподавателя в начальный период обучения (в процессе обучения осуществляется плавный переход к самостоятельному составлению краткого плана выполнения задания);
- практическую работу над выполнением задания;
- взаимную корректировку предварительных результатов самостоятельной работы (в групповых занятиях);
- взаимную проверку и экспертизу полученных результатов, исправлений и дополнений к ним (в групповых занятиях);
- формулировку выводов.
Типовые задания для самостоятельной работы:
Выполнение творческих заданий в виде письменной работы или устного ответа по темам:
- Дайте определение понятиям "управление" и "менеджмент".
- Дайте определение педагогического менеджмента.
- Что является предметом педагогического менеджмента?
- Охарактеризуйте сущностные компоненты управления в сфере художественного образования.
- Приведите характеристику управленческого труда. В чем состоит его специфика в сфере художественного образования?
- Перечислите особенности труда руководителя образовательного учреждения в сфере искусства и культуры.
- Перечислите принципы педагогического менеджмента.
- Дайте краткую характеристику подхода научного управления.
- Дайте краткую характеристику административного подхода.
- Дайте определение понятиям "система", "подсистема", "элемент", "связи", "отношения".
- Опишите понятия "элементарная система" и ее составляющие.
- Охарактеризуйте виды систем в зависимости от квалификационных признаков.
- Что такое организация как "ресурсы – продукция "услуги"?
- Охарактеризуйте внутреннюю среду организации на примере сферы художественного образования.
- Дайте определение понятию "система управления", характеристику типов систем управления, опишите их преимущества и недостатки.
- Охарактеризуйте понятие "миссия организации". Приведите примеры формулировки миссий образовательных учреждений в сфере художественного образования.
- Охарактеризуйте понятие "цель" и перечислите свойства целей.
- Приведите примеры различных видов целей в области художественного образования.
- Охарактеризуйте этапы формирования целей в организации.
- В чем состоит значение метода управления по целям? поясните ответ на примере художественного образования.
- Дайте краткую характеристику планирования как функции управления. Перечислите принципы планирования.
- Каковы особенности долгосрочного подхода и стратегического планирования?
- В чем заключается функция планирования учебно-воспитательного процесса?
- Перечислите методы анализа внешней и внутренней среды организации.
- Оцените стратегию развития какой-либо организации в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "организационная структура управления". Охарактеризуйте элементы ее структуры.
- Перечислите факторы, определяющие организационную структуру управления.
- Каковы принципы построения организационной структуры?
- Опишите методы проектирования организационных структур.
- Каковы сущность функции координации? Приведите пример в области художественного образования.
- Рассмотрите способы координации, которые используются в учреждениях дополнительного художественного образования.
- Дайте определение понятию "контроль".
- Назовите этапы контроля, охарактеризуйте содержание работ на каждом этапе контроля.
- Дайте определение понятию "регулирование". Опишите виды регулирования.
- Приведите примеры систем контроля, используемые в различных организациях в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "функция руководства", характеристику ролей руководителя.
- Охарактеризуйте понятие "метод управления", приведите классификацию методов.
- Перечислите основные стили руководства.
- Кто является объектом и субъектом управления?
- Перечислите основные принципы кадровой политики.
- Перечислите этапы профотбора.
- Перечислите методы управления кадрами.
- Что означают термины "конвенциальные роли", "неформальные роли"?
- Перечислите и охарактеризуйте основные стили управления.
- перечислите слагаемые имиджа руководителя в сфере художественного образования.
- Дайте определение понятию "решение". Охарактеризуйте роли управленческих решений.
- Перечислите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Дайте характеристику этапов модели принятия решений.
- Укажите особенности этапа выбора решения.
- Проанализируйте индивидуальные стили принятия решений.
- Укажите критерии эффективного управленческого решения руководителя образовательного учреждения.
- Охарактеризуйте роль информации в управлении.
- Дайте определение понятию "информация", перечислите виды информации.
- Что входит в понятия "вербальная" и "невербальная" коммуникация? Приведите примеры из области художественного образования.
- В чем заключается сущность общения? Какие требования предъявляются к деловому общению?
- Дайте определение материальному общению.
- Дайте определение деятельному общению.
- Дайте определение кондиционному общению
- Дайте определение мотивационному общению.
- Охарактеризуйте социальное общение.
- Охарактеризуйте личностное общение.
- Перечислите коммуникативные барьеры делового общения.
- Что такое техника и приемы общения?
- Перечислите основные типы жестов.
- Перечислите механизмы психологической защиты.
- Опишите направления совершенствования коммуникаций в учреждениях художественного образования.
- Что означает понятие "социометрическая структура"?
- Охарактеризуйте статусную иерархию членов группы.
- Что понимается под коммуникативной структурой группы?
- Что понимается под фронтальной структурой группы?
- Дайте определение понятию "организационная культура". Охарактеризуйте ее составляющие.
- В чем отличия понятий "корпоративная культура" и "климат организации"?
- Дайте определение понятия "социально-психологический климат организации".
- охарактеризуйте основные типы руководителя.
- Дайте характеристику бюрократическому, рыночному, клановому и адхократическому типам организационной культуры.
- Перечислите и охарактеризуйте типы конфликтов.
- Каковы стратегии поведения в конфликте?
- назовите стратегические методы управления конфликтом.
- какова роль руководителя в конфликтной ситуации?
- Что такое педагогический конфликт? В чем заключается его сущность и особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: