Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем 




3. 2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем 

  возрасте.

 

В раннем возрасте периодом, в отношении которого осуществляется оценка изменений, составляет на втором году жизни 3 месяца, на третьем – полгода.

Явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена из манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия (например, упорно пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена);

3) ограниченное понимание речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка – жизнь в своем собственном мире, снижение потребности в общении с детьми и взрослыми, неадекватные страхи, навязчивые стереотипные движения (например, раскачивание);

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

 

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим, бестормозен [10].

 

3. 3. Психодиагностический инструментарий.

 

В целях проведения диагностических срезов в работе с детьми раннего возраста могут быть использованы скрининговые методики и наблюдение, позволяющие достаточно быстро получить качественные данные об уровне развития ребенка.

Задания для диагностики развития познавательной деятельности для детей 1, 5 лет:

1. Вставить вкладыши в простую доску Сегена (круг, квадрат, треугольник) после показа. Предлагается три попытки.

2. Порисовать (ребенку предлагают лист бумаги, а в ручку вкладывают карандаш).

3. Сложить предметы в коробку (должен положить по показу не менее 5-6 предметов из 10).

4. Дать игрушку такого же цвета, как просит и показывает взрослый.

5. Дать предмет такой же формы, как просит и показывает взрослый.

6. Показать большой и маленький предмет (после показа взрослого).

Если ребенок не справляется с большинством заданий, не может действовать по просьбе взрослого и по показу, это может свидетельствовать об отставании в темпах развития познавательной деятельности.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы может быть выявлено в процессе наблюдения. В 1, 5 года оно проявляется в том, что ребенок:

- не плачет при расставании с матерью и не скучает некоторое время после него;

- не реагирует эмоционально (отказом от действий, слезами, обращением ко взрослому), когда что-то не получается и не радуется, когда получается;

- не подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации [10].

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 2 лет:

1. Вложить меньший предмет в больший (трехсоставные матрешки).

2. Подобрать по образцу 3-4- цвета.

3. Собрать в правильной последовательности пирамидку из трех колец (после показа).

4. Достать недосягаемый предмет (см. приложение«Диагностика умственного развития детей раннего возраста», задание 9).   

Также показателем нормативного психического развития является умение самостоятельно решать игровую ситуацию при предъявлении игрового материала, а также способность подражать действиям близкого взрослого.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

- понятия «хорошо» и «плохо» не выступают в качестве регуляторов поведения;

- не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 2, 5 лет:

1. Назвать 1-2 цвета, подобрать 4 цвета по образцу.

2. Построить башенку из кубиков.

3. Что-нибудь нарисовать (если не может рисовать, или рисует, но ничего не узнает в каракулях, то это может быть одним из признаков отставания в развитии когнитивной сферы).

4. Сложить пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку.

5. Показать известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда).

6. Сложить разрезную картинку из 2х половинок.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

- легко отвлекается от любого занятия;

- не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 3 лет:

1. Назвать свое имя, фамилию, пол.

2. Показать круг, квадрат, треугольник (плоскостная мозаика или картонные фигуры).

3. Дорисовать недостающие детали к рисунку взрослого; скопировать круг, крест.

4. Сложить доску Сегена с 6 вкладышами.

5. Указать самую длинную линию из трех, положить по просьбе в чашку 1-2 кубика.

6. Запомнить простые правила в подвижной игре.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- безразличен к похвале, положительному отношению со стороны взрослого;

- не владеет способами эмоционального общения (выразить свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, позой);

- не может проявлять эмоциональную сдержанность (кричит в общественных местах, постоянно вмешивается в разговор взрослых и др).

 

В психодиагностике умственного развития детей раннего возраста Е. А. Стребелева (приложение 3) предлагает учитывать специальные параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий [8; 16; 19]. В основе заданий положены предметно-манипулятивные действия и определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего годов жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предполагается считать принятие задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи – это согласие ребенка выполнять предложенное задание (независимо от качества самого выполнения). При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельное после обучения.

Адекватность действий определяют как их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственного развития ребенка.

Обучаемость определяется только в пределах заданий, рекомендуемых  для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.

На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показов способа не должно превышать трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.

Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение к деятельности и ее результату для  нормально развивающихся детей характеризуется, прежде всего, заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к результату.

Для того чтобы задачи диагностики детей раннего возраста решались максимально успешно, требуется особая тактика обследования. У психолога не должно быть сомнения в том, что ему удалось наладить с ребенком доброжелательный контакт, и что ребенок достаточно заинтересован в участии в эксперименте. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и психологом.

При анализе результатов обследования особое внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее простых до более усложненных. Отдельные задания дублируются, то есть даются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость приложения определенного мышечного усилия, что для отдельных детей может стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, в ходе которого выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Основными методиками являются «Доска Сегена» (2-3 формы), складывание пирамидки (из шариков, колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные и разрезные картинки. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале. При оценке действий ребенка учитывается его зона ближайшего развития: любое задание предлагается выполнять ребенку самому, а при затруднении – вместе со взрослым. Взрослый обучает ребенка конкретному действию, а затем оценивает, может ли ребенок действовать по подражанию, воспроизводить образец.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать тот факт, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие, поэтому при необходимости следует провести обследование слуха и зрения.

Для диагностики психомоторного развития детей раннего возраста могут быть использованы Шкалы психомоторного развития А. Гезелла (см. п. 2. 3. и приложение 1).

Как уже отмечалось, особо важной является диагностика речевого развития. Кроме имеющихся диагностических шкал для оценки развития речи может использоваться прием создания диагностических ситуаций.

Основное содержание психической активности ребенка в возрасте 12-18 месяцев - это активное исследование окружающего мира методом проб и ошибок. Если находящийся рядом взрослый сопровождает действия ребенка с предметами многократным называнием этих действий, - то количество слов, которое малыш понимает, быстро увеличивается. Это первое достижение ребёнка в традиционных схемах развития обычно описывается следующим образом: «понимает название многих часто употребляемых предметов и действий, в том числе запрет».

Чтобы создать диагностическую ситуацию для наблюдения описанного достижения, необходимо знать, с какими предметами и действиями ребенок чаще всего сталкивается, а затем естественно включать их в совместную деятельность ребенка и наблюдающего за ним взрослого. Например, при одевании, кормлении - просить взять тот или иной предмет, не указывая на него ни жестом, ни взглядом; или при манипулировании с игрушками - показать какое-нибудь действие с одной из них (прокатить в машине, коляске мишку, а потом предложить ребенку также покатать куклу, зайку, мячик и т. п. ). Очень важно, что бы все называемые для проверки понимания предметы находились неподалеку, в пределах досягаемости и в поле зрения малыша; взрослому также необходимо следить за собой, чтобы непроизвольно не посмотреть в сторону называемого предмета.

Трудно указать точные нормативные данные о количестве слов, понимаемых ребенком к полутора годам, - то есть назвать определенно то количество, которое может свидетельствовать о безусловно нормальном в этом отношении возрастном развитии. Диапазон нормы может быть достаточно широким: от 20 до 100 и более слов в зависимости от того, насколько разнообразен опыт ребенка и насколько часто его деятельность сопровождается соответствующими комментариями взрослого.

Второе достижение, отмечаемое в полуторагодовалом возрасте, касается осмысления знакомых слов. У большинства малышей к 18 месяцам не только увеличивается количество понимаемых слов, но также происходит и качественное изменение в понимании: некоторые слова приобретают обобщенный характер. Например, слово «собака» может относиться и к большой собаке, и к маленькой, черной, белой, живой, игрушечной, нарисованной.

Диагностическая ситуация для проверки наличия обобщения может представлять собой игру, в которой, например, всех собачек (которых должно быть минимум три и которые должны находиться среди других игрушек) нужно поселить в отдельный дом, или повести гулять, или покормить и т. д. При этом необходимо вести игру так, что бы в действиях взрослого не оказалось непроизвольной подсказки, - например, взглядывания на тот предмет, который нужно взять.

Некоторые дети в полтора года могут произносить уже несколько десятков слов. В этом случае, конечно, легче определить, имеют ли слова малыша обобщенный характер, - иногда для этого бывает достаточно рассматривать и называть картинки в игре. Если там представлены разные виды одной категории предметов.

Описывая основные достижения в понимании речи, которые появляются у большинства двухлетних детей при благоприятных условиях развития, обычно отмечают четыре факта:

1 - понимает смысл фраз, говорящих о его личном прошлом опыте,

2 - словом можно изменить эмоциональное состояние ребенка,

3 - словом можно усложнить действие ребенка,

4 - понимает рассказ по сюжетной картинке.

Из опыта психологического консультирования в детской поликлинике известно, что диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) довольно часто ставится двухлетним детям врачом-невропатологом или логопедом без достаточных на то оснований. За кажущейся простотой описания показателей понимания речи стоят серьезные трудности для их получения, то есть наблюдения фактов, позволяющих сделать обоснованный вывод о действительном наличии или отсутствии у малыша того или иного возрастного достижения.

Возьмем первый показатель: «понимает смысл фраз, говорящих о его личном прошлом опыте». Можно ли в принципе сконструировать стандартный набор таких фраз, которые предлагаются каждому ребенку в одинаковых условиях (а именно этого требуют правила психодиагностики)? Личный прошлый опыт - свой у каждого ребенка, и составляя «проверочные фразы», следует учитывать именно его индивидуальный опыт. Это может сделать только близкий ребенку человек, постоянно находящийся рядом и имеющий возможность внимательно наблюдать за жизнью малыша. Фразы, имеющие диагностическое назначение для одного ребенка, для другого могут не значить абсолютно ничего - и вовсе не потому, что вообще понимание речи у него находится на более низком уровне, а просто его личный опыт располагается в другой области.

Следует отметить, что конструирование диагностических ситуаций для двух-трехлетних детей требует не только знания показателей развития, но и определенных практических навыков взаимодействия с малышами, достаточного понимания, а иногда и интуиции при истолковании их реакций, а также контакта с близкими ребенку взрослыми [20].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...