Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.




Контрольные вопросы.

1. Назовите основные показатели развития младенца.

2. Определите параметры психологической диагностики в младенческом возрасте.

3. Каковы основные критерии нормативности психического развития младенца?

4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период младенчества.

5. Каковы диагностические возможности «Шкал психомоторного развития» А. Гезелла?

 

 

 

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

 

3. 1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики.

 

Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.

На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами.

В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6).

                                                                                                           Таблица 6

Двигательные навыки в раннем детстве [18].

Возраст Тонкая моторика Грубая моторика
12-13 месяцев     15-18 месяцев   18-21 месяц   21-24 месяца   24-30 месяцев Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие, например, прищепку в бутылку. Держит ложку, подносит ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.   Переворачивает страницы книги (по 2-3 сразу).     Выводит каракули, росчерки.   Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз.   Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой.   Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки.     Ходит босиком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1, 5 метра.   Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую.   Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет.   Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Ездит на маленьком трехколесном велосипеде, крутя педали.

 

В качестве параметров предметной деятельности выступают:

- виды действий,

- познавательная активность,

- включенность деятельности в общение со взрослым  [5].

Выделяют насколько видов действий с предметами:

1. Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др. ), предметные манипуляции (стучит, бросает и др. ), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др. )

2. Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др. ).

Познавательная активность включает следующие показатели:

- интерес к действиям с предметами;

- настойчивость в предметной деятельности;

- эмоциональная вовлеченность в действия с предметами;

- стремление к самостоятельности в деятельности.

Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах:

- стремление ребенка действовать по образцу;

- ориентация на оценку взрослого;

- речевое сопровождение действий.

Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг).

Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др. ).

На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:

- инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей);

- длительность игры;

- эмоциональное состояние в ходе игры.

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества.

Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются:

- понимание речи взрослого;

- экспрессивно-мимические средства;

- предметные действия;

- активная речь (лепет, отдельные слова, фразы).

Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.

При диагностике развития речи выделяют три главных параметра:

- степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

- степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

- способность выполнять речевые инструкции взрослого [5].

Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря.  Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450,  в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый " пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше " активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав.

К 2, 5 годам к уже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой».

Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов " маленькие" и " большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей).

Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»).

К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.

Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать.

Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически».

В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять.

В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова.  

Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи [20].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...