Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.
Контрольные вопросы. 1. Назовите основные показатели развития младенца. 2. Определите параметры психологической диагностики в младенческом возрасте. 3. Каковы основные критерии нормативности психического развития младенца? 4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период младенчества. 5. Каковы диагностические возможности «Шкал психомоторного развития» А. Гезелла?
Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.
3. 1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики.
Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности. На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами. В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6). Таблица 6 Двигательные навыки в раннем детстве [18].
В качестве параметров предметной деятельности выступают: - виды действий, - познавательная активность, - включенность деятельности в общение со взрослым [5]. Выделяют насколько видов действий с предметами: 1. Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др. ), предметные манипуляции (стучит, бросает и др. ), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др. ) 2. Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др. ). Познавательная активность включает следующие показатели: - интерес к действиям с предметами;
- настойчивость в предметной деятельности; - эмоциональная вовлеченность в действия с предметами; - стремление к самостоятельности в деятельности. Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах: - стремление ребенка действовать по образцу; - ориентация на оценку взрослого; - речевое сопровождение действий. Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг). Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения. Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др. ). На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: - инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей); - длительность игры; - эмоциональное состояние в ходе игры. Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются: - понимание речи взрослого; - экспрессивно-мимические средства; - предметные действия; - активная речь (лепет, отдельные слова, фразы). Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.
При диагностике развития речи выделяют три главных параметра: - степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка; - степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи; - способность выполнять речевые инструкции взрослого [5]. Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря. Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450, в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый " пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше " активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав. К 2, 5 годам к уже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой». Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов " маленькие" и " большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей). Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»). К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.
Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать. Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически». В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять. В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова. Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи [20].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|