1. Аксенова Л. И., Лисеев А. А., Тюрина Н. Ш., Шкадаревич Е. В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - №5.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.
1. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. - №4. – С. 82-92.
2. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с.
3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.
4. Домишкевич С. А., Инденбаум Е. Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с.
5. Ефимкина Р. П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.
6. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
7. Ильина М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004.
8. Инденбаум Е. Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с.
9. Исаев Д. Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47.
10. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
11. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И. В. Кузнецова, Т. В. Ахутина, М. Р. Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000.
14. Стребелева Е. А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. - №1.
15. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
16. Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.
17. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
18. www. detisite. ru
А
Н
Ранний неонатальный период
А
Н
4 недели и младше
А
Н
8 недель
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед. )
Подвешенное кольцо: замечает и вне линии зрения (12 нед. )
Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед. )
Подвешенное кольцо: реагирует на руку исследователя
Погремушка: сразу теряет вложенную в руку погремушку (8 нед. )
Погремушка: держит дольше, чем раньше
Звон колокольчика: прислушивается, снижает двигательную активность
Колокольчик: ответ мимикой (24 нед. )
Подвешенное кольцо: следит дальше границ поля зрения
2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
Положение лежа на спине: преобладает поворот головы вбок (16 нед. )
Сидение: при присаживании поднимает голову (16 нед. )
Положение лежа на спине: шейно-тонический рефлекс (16 нед. )
При поддержке под живот: на весу удерживает голову
Положение лежа на спине: поэтапное поворачивание на бок (8 нед. )
Положение лежа на животе: голова в срединном положении
Присаживание за руки: значительное или заметное отклонение головы назад
Положение лежа на животе: ненадолго приподнимает голову на 45 градусов от горизонтальной поверхности
Сидение: голова падает (8 нед. )
При поддержке под живот: на весу не удерживает голову
Положение лежа на животе: легкий поворот головы
Положение лежа на животе: попытки поднять голову
Положение лежа на животе: ползающие движения (8 нед. )
3. Р Е Ч Ь
Выражение лица: спокойное (8 нед. )
Выражение лица: улыбка
Выражение лица: неопределенный ответ мимикой на внешние раздражители
Выражение лица: настороженное
Произнесение звуков: при спокойном бодрствовании слабая непродолжительная вокализация
Произнесение звуков: простые гласные: " а", " э", " о" (36 нед. )
4. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
Фиксирует внимание на лице исследователя, снижает двигательную активность (8 нед. )
Социальный ответ: мимикой
Положение лежа на спине: внимательно изучает окружающее
Положение лежа на спине: следит за движущимся человеком
Кормление: два ночных кормления
Положение лежа на спине: фиксирует внимание на исследователе
Кормление: одно ночное кормление
Таблица №2
А
Н
12 недель
А
Н
16 недель
А
Н
20 недель
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по средней линии
Подвешенное кольцо, погремушка: сразу замечает
Погремушка, колокольчик: приближаются обе руки (28 нед. )
Подвешенное кольцо: следит в пределах 180 градусов
Подвешенное кольцо, погремушка: активизация движений рук (24 нед. )
Погремушка, подвешенное кольцо: хватает, если рядом с рукой
Погремушка: рассматривает в руке
Подвешенное кольцо, погремушка: замечает в руках
Погремушка: следит глазами за упавшей погремушкой
Кубик, чашка: более длительная реакция
Подвешенное кольцо, погремушка: подносит ко рту
Кубик: держит один, реагирует на другой
Подвешенное кольцо, погремушка: перекладывает в другую руку по средней линии (28 нед. )
Несколько кубиков: схватывает один при дотрагивании (24 нед. )
Крышка стола: смотрит вниз на крышку стола или на руки
Кубик, чашка: переводит взгляд с объекта на руки
Пилюля: реагирует повторно
2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
Супинация: голова в основном несколько повернута в сторону (шейно-тройничный рефлекс) - (16 нед. )
Супинация: преимущественно в среднее положение головы
Вытягивание: в положении сидя, голова падает
Сидение: голова наклонена вперед, падает (16 нед. )
Супинация: симметричное положение конечностей
Сидение: шея выпрямлена, голова не падает
Супинация: срединное положение головы и симметричное положение конечностей
Супинация: играет руками (24 нед. )
Пронация: руки разогнуты
Стояние: короткий момент устойчивости
Сидение: голова устойчива, наклон корпуса вперед (20 нед. )
Стояние: поднимает ноги (28 нед. )
Пронация: голова в зоне 3, устойчива
Пронация: голова в зоне 2, устойчива
Пронация: ноги разогнуты или полусогнуты (20 нед. )
Пронация: опора на предплечья (20 нед. )
Пронация: на грани переворота (20 нед. )
Пронация: бедра низко, ноги согнуты
3. Т О Н К А Я М О Т О Р И К А
Супинация: кисти разогнуты или слегка согнуты
Подвешенное кольцо: удерживает
Пронация: царапает поверхность крышки стола (28 нед. )
Погремушка: активные движения рук
Супинация: движения пальцами, царапается, сжимает
Кубики: случайно захватывает (24 нед. )
Чашка: дотрагивается
4. Р Е Ч Ь
Произнесение звуков: гуление (36 нед. )
Выражение лица: возбуждение, тяжелое дыхание
Произнесение звуков: визжит
Произнесение звуков: радостно смеется
Произнесение звуков: громко смеется
Социальная реакция: ответ звуками
5. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
Социальная реакция: ответ звуками
Социальная реакция: спонтанная улыбка
Социальная реакция: улыбается отражению в зеркале
Супинация: преимущественно реагирует на исследователя
Социальная реакция: при перемещении в положение сидя произносит звуки или улыбается (24 нед. )
Кормление: похлопывает бутылочку обеими руками
Игра: реагирует на движение рук (16 нед. )
Кормление: ожидание пищи при ее виде
Игра: тянет за одежду (16 нед. )
Игра: сидит с поддержкой 10-15 мин. (40 нед. )
Игра: играет руками
Игра: натягивает одежду на лицо (24 нед. )
Таблица №3
А
Н
24 недели
А
Н
28 недель
А
Н
32 недели
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Кольцо, кубик, погремушка, колокольчик: тянется и схватывает
Погремушка, колокольчик: тянется одной рукой и схватывает
Кубик: схватывает второй кубик
Погремушка: точно прослеживает за упавшей
Несколько кубиков: держит один, хватает другой
Кубик: удерживает два кубика, когда подают третий
Кубик: немедленно замечает третий
Несколько кубиков: держит более длительно
Кубик: держит долго 2 кубика
Кубик, колокольчик: подносит ко рту (18 нед. )
Колокольчик: ударяет им
Кубик, чашка: держит кубик, заменяет чашку (36 нед. )
Кубик: схватывает упавший кубик
Погремушка: трясет ею с целью, а не случайно
Кольцо на шнурке: прочно держит кольцо
Несколько кубиков: держит один, тянется за другим (28 нед. )
Кольцо, кубик: перекладывает из руки в руку
Колокольчик: правильно перекладывает, руки не сцепляет
Колокольчик: удерживает, не теряет, когда трясет им, облизывает
2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
Положение на спине: высоко поднимает разогнутые ноги
Положение на спине: поднимает голову (40 нед. )
Сидение: в течение 1 мин., прямо, неустойчиво (36 нед. )
Положение на спине: переворачивается на живот
Сидение: недолго, наклон вперед на руки (32 нед. )
Стояние: коротко удерживается при поддержке за руки (36 нед. )
В положении сидя: поднимает голову, подтягивается (40 нед. )
Сидение: на мгновение выпрямляется
Положение на животе: вертится (40 нед. )
Сидение на стульчике: туловище выпрямлено (36 нед. )
Стояние: фиксирует значительную часть массы тела (32 нед. )
Стояние: при поддержке разгибает колени вновь и вновь (36 нед. )
3. Т О Н К А Я М О Т О Р И К А
Кубик: схватывает всей кистью, удерживает предмет в центре ладони, обхватив его пальцами (36 нед. )
Кубик: захват предмета всей кистью, но с противопоставлением большого пальца (36 нед. )
Пилюли: " лучевое" схватывание (36 нед. )
Погремушка: удерживает при манипуляциях
Пилюли: тянется всей рукой и дотрагивается (32 нед. )
Пилюли: безуспешное схватывание по типу ножниц (36 нед. )
4. Р Е Ч Ь
Звон колокольчика: поворачивает голову
Произнесение звуков: " м-м-м" (плач) (40 нед. )
Произнесение звуков: одинаковые созвучия типа " ба", " да", " ка"
Произнесение звуков: хрюканье, рычание, ворчание (36 нед. )
Произнесение звуков: осмысленнные многосложные гласные звуки (36 нед. )
Произнесение звуков: произносит звуки, призывая окружающих к общению, " говорит" с игрушками
5. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
Социальная реакция: различает своих и чужих
Кормление: хорошо берет твердую пищу
Игра: кусает, грызет игрушки
Игра: в положении на спине захватывает ноги (36 нед. )
Игра: в положении на спине подносит ноги ко рту (36 нед. )
Игра: упорно тянется к тем игрушкам, которые не может достать (40 нед. )
Игра: сидит с поддержкой в течение 30 мин. (40 нед. )
Зеркало: тянется, похлопывает свое отражение
Кольцо на шнурке: настойчиво пытается захватить шнурок
Зеркало: улыбается отражению и произносит звуки
Кольцо на шнурке: суетится; если не получается схватить, прекращает попытки
Таблица №4
А
Н
36 недель
А
Н
40 недель
А
Н
44 недели
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Кубики: схватывает третий кубик (40 нед. )
Кубики: сравнивает кубики (15 мес. )
Чашка и кубик: вынимает кубик из чашки
Кубики: ударяет, толкает кубик о кубик (15 мес. )
Чашка, кубик: ощупывает кубик в чашке (44 нед. )
Чашка и кубик: Помещает кубик в чашку, но не отпускает его (после демонстрации) (52 нед. )
Чашка и кубик: подносит кубик к чашке (44 нед. )
Пилюля: приближает указательным пальцем
Пилюля в бутылочке: указывает на пилюлю через стекло (18 мес. )
Пилюли и бутылочка: сначала тянется к бутылочке (40 нед. )
Пилюли и бутылочка: сначала тянется к пилюле
Кольцо на шнурке: сначала тянется к шнурку
Кольцо на шнурке: манипулирует со шнурком
Пилюли и бутылочка: схватывает пилюлю
Колокольчик: замечает и пытается потрогать, достать " язычок"
Пилюля в бутылочке: реагирует на пилюлю, когда она выпадает наружу
Колокольчик: схватывает за ручку
Колокольчик: раскачивает и ударяет
2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
Сидение: на 10 минут больше, чем раньше, устойчиво
Сидение: неопределенно, устойчиво
Стояние: держится за перила кроватки, поднимает и передвигает ноги (48 нед. )
Сидение: наклоняется вперед и снова выпрямляется
Сидение: переходит в положение на животе
Стояние: держится за перила кроватки, наваливается на них всем телом (48 нед. )
Стояние: встает на ноги с помощью перил (15 мес. )
Положение на животе: ползет (15 мес. )
3. Т О Н К А Я М О Т О Р И К А
Кубик: лучевое пальцевое схватывание
Кубик: неловко выпускает (15 мес. )
Колокольчик: схватывает за кончик ручки
Пилюли: цепкое клешневое схватывание (40 нед. )
Пилюля: схватывает обязательно
Пилюля: нижнее пинцетное схватывание (48 нед. )
Кольцо, шнурок: легко защипывает шнурок
4. Р Е Ч Ь
Произнесение звуков: " да-да" или что-то короткое
Словарь: " па-па", " ма-ма" со значением
Произнесение звуков: имитирует звуки
Словарь: одно " слово".
Понимание речи: отзывается на имя, понимает слово " нет"
Понимание речи: понимает, отвечает на слово " до свидания", играет в " ладушки", " козу" и т. д.
5. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
Кормление: держит бутылочку с пищей (15 мес. )
Социализация: машет рукой " до свидания", играет в " ладушки"
Социализация: протягивает игрушку другому человеку, на выпуская ее из своих рук (52 нед. )
Кормление: сам ест печенье
Кормление: иногда пьет молоко из чашки ( 15 мес)
Зеркало: дотягивается до изображения мячика в зеркале (52 нед. )
Таблица №5
А
Н
48 недель
А
Н
52 недели
А
Н
56 недель
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Кубик: последовательная игра с несколькими кубиками (перекладывание по очереди) (48 нед. )
Кубик: (с демонстрацией) пытается построить башню, она падает (15 мес. )
Чашка и кубик: (без демонстрации) помещает 1 кубик в чашку
Пилюли и бутылочка: берет только пилюлю (52 нед. )
Чашка, кубик: (демонстрация) выпускает 1 кубик в чашку (56 нед. )
Рисование: подражая, энергично скребет (18 мес. )
Доска с формами: легко вынимает круглый блок
Пилюли и бутылочка: пытается запихнуть пилюлю, выпускает, попытки неудачны (15 мес. )
Доска с формами: (демонстрация) выставляет круглый блок (15 мес. )
Кольцо, шнурок: подвешивает кольцо на шнурке
Доска с формами: ищет глазами круглую дырку (56 нед. )
2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
Сидение: поворачивается
Прогулка: необходима поддержка за руку (15 мес. )
Стояние: один, но недолго (15 мес. )
Стояние: переступает с помощью перил (15 мес. )
Прогулка: необходима поддержка за обе руки (52 нед. )
3. Т О Н К А Я М О Т О Р И К А
Пилюля: точное пинцетное схватывание
Кубик: схватывает 2 в одну руку
4. Р Е Ч Ь
Словарь: 2 слова (кроме " мама", " папа" )
Словарь: 3-4 слова
Понимание речи: дает игрушку в ответ на просьбу или жест
Произнесение звуков: начинающийся жаргон (15 мес. )
Понимание речи: дает несколько предметов по названию
5. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
Игра: игрушки у боковых перил (15 мес. )
Зеркало: предлагает мяч своему отражению в зеркале
Мяч: легонько толкает по направлению к исследователю
Игра: игра на плоской поверхности (15 мес. )
Одевание: помогает в одевании (48 нед. )
Таблица №6
А
Н
15 месяцев
А
Н
18 месяцев
А
Н
21 месяц
1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
Кубики: башня из 2х кубиков
Кубики: башня из 3-4- кубиков
Кубики: башня из 5-6 кубиков
Чашка и кубик: 6 кубиков в чашке (18 мес. )
Чашка и кубик: 10 кубиков
Воспользуйтесь поиском по сайту: