Контрольные вопросы.. Словарь терминов
Контрольные вопросы. 1. Назовите основные показатели развития ребенка в раннем детстве. 2. Определите параметры диагностики психофизического развития в раннем возрасте. 3. Каковы основные критерии нормативности психического развития раннего возраста? 4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период раннего возраста. 5. Каковы диагностические возможности методики диагностики умственного развития детей раннего возраста Е. А. Стребелевой? 6. Каковы особенности диагностики речевого развития в раннем детстве?
Словарь терминов Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический. Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение. Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития). Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления.
Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого. Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению. Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т. д. Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов. Когнитивная сфера – часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи). Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций. Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок. Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению). Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы. Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания. Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению. Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них. Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Психологический прогноз - оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития. Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности. Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики. Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма. Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека. Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами.
Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах. Уровень психического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|