Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи




(для детей подготовительной к школе группы)

Программа разработана научными сотрудниками сектора ло­гопедии НИИ дефектологии АПН СССР*. Составители: ГА. Каше, Т.Б. Филичева

Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является ру­ководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Реализация программы осуществляется в контексте «Програм­мы воспитания в детском саду»**, однако содержание и методы обучения по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием:

— вводится новый материал «Формирование произношения
и подготовка к обучению грамоте», который учитывает осо­
бенности отклонений в речевом развитии детей, причем
обучению элементам грамоты предшествует длительный пе­
риод воспитания у детей правильного произношения в един­
стве с формированием речезвукового анализа и синтеза;

— в разделе «Формирование грамматически правильной речи»
определяются основные направления по развитию связной
речи детей с учетом имеющихся у них трудностей;

— особо выделен раздел «Развитие графических навыков», обес­
печивающий подготовку детей к письму.

Задачи:

помочь детям в овладении фонетической системой языка;

В настоящее время — Институт коррскционной педагогики РАО. 1 Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1978-


— подготовить к овладению грамотой общепринятым анали-
тико-синтетическим методом и усвоении некоторых элемен­
тов грамоты.

Структура: объяснительная записка, программа коррекцион-ного обучения и организационно-методические указания.

Содержание. В объяснительной записке составители программы раскрывают специальные методические подходы, обеспечиваю­щие эффективность коррекционно-речевой работы с детьми, име­ющими фонематическое недоразвитие речи в условиях специаль­ных детских садов или групп при массовых детских садах, описы­вают особенности речи детей, подлежащих воспитанию и обучению в логопедических группах. Здесь же подчеркивается необходимость четкой организации жизни детей во время пребывания их в ДОУ и важность правильного распределения обязанностей между ло­гопедом и воспитателем, приводятся режим дня и распределение занятий в течение недели в I—III периодах обучения.

В программе коррекционного обучения задачи индивидуальных, подгрупповых и фронтальных (групповых) занятий с детьми кон­кретизируются в соответствии с тремя периодами.

В организационно-методических указаниях содержатся:

— рекомендации по организации работы логопеда и ведению
документации;

— формированию у детей произношения, подготовке к обуче­
нию грамоте;

— формированию грамматически правильной речи;

— развитию графических навыков.

Главными ориентирами правильной организации логопедичес­кой работы названы:

— своевременное обследование детей;

— рационально составленное расписание занятий;

— планирование индивидуальной работы с каждым ребенком
в соответствии с общим планом;

— наличие планов фронтальных занятий и оснащение их не­
обходимым оборудованием и наглядными пособиями;

— совместная работа логопеда и воспитателей группы.

Составители отмечают, что неотъемлемой частью всего педаго­гического процесса в условиях специального детского сада явля­йся работа с родителями, осуществляемая в форме родительских собраний, «пятиминуток» для родителей, посещения ими откры­ли логопедических занятий и др.

В методических указаниях содержатся подробные рекоменда­ции логопеду и воспитателям группы по формированию у детей Произношения, подготовке к обучению грамоте, совершенствова-


 




нию связной речи и развитию графических навыков в соответ­ствии с тремя периодами коррекционного обучения.

* * #

Программа рекомендована к изданию Управлением по до­школьному образованию Министерства просвещения СССР (1978).

Литература

Каше Г.Л. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: По­собие для логопеда. М., 1985.

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М, 1978.

Программа обучения

правильной речи заикающихся детей

старшего дошкольного возраста

Программа составлена в НИИ дефектологии АПН СССР*, при ее разработке были использованы результаты исследований, проведенных в секторе логопедии данного учреждения под ру­ководством Р.Е. Левиной. Составитель С.А. Миронова

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возра­ста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи, составлена на основе «Программы воспитания в детском саду»**.

Цель:

— воспитывать ребенка, страдающего заиканием;

— подготовка его к школе.

Задачи можно разделить на две группы. Коррекционные:

— воспитывать общее и речевое поведение детей;

— развивать психофизиологические процессы и формировать
навыки пользования самостоятельной речью без заикания.

Образовательные:

— расширять и углублять знания детей об окружающей жизни
и природе;

* В настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО. ** Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1978.


 

— обучать рассказыванию и развитию элементарных матема­
тических представлений;

— обучать навыкам изображения простых и более сложных
предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, апплика­
ция, конструирование).

Все содержание программы по разделам — ознакомление с окружающей жизнью и природой, развитие речи, овладение ма­тематическими представлениями, изобразительная деятельность и конструирование в детском саду — направлено на воспита­ние речи заикающихся и коррекцию их общего и речевого по­ведения.

Структура. В программе представлены: объяснительная запис­ка, программа работы с детьми на занятиях, перечень педагогичес­ких задач и рекомендаций; приложение.

В объяснительной записке раскрываются организационные и методические аспекты коррекционно-воспитательной рабо­ты с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста, при этом акцент делается на важности совместной работы ло­гопеда, воспитателей и музыкального руководителя в процессе прохождения программного материала. Так, основной задачей логопедической работы является коррекция их общего и рече­вого поведения, обучение их навыкам пользования самостоя­тельной речью различной сложности, начиная от ситуативной, с постепенным переходом к контекстной ее форме, без меха­нических тренировок. Параллельно с ней и в ее русле педагоги группы строят свою работу по физическому, умственному, ре­чевому, нравственному и эстетическому развитию детей с уче­том их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

Центральным в этой части программы является освещение последовательности развития навыков пользования самостоятель­ной речью без заикания в рамках последовательно сменяющих Друг друга четырех этапов работы, которые служат ориентиром планирования и координации деятельности логопеда и воспита­телей.

Как и в обычном детском саду, основная форма обучения заи­кающихся старших дошкольников — занятия. Поэтому в про­грамму в качестве самостоятельного ее раздела входит перечень Педагогических задач и рекомендаций, определяющих работу ло-г°педа и воспитателей на занятиях по развитию речи и ознаком­лению с окружающим и природой, рисованию, лепке, апплика-Чии, конструированию в течение всего учебного года. В зависи­мости от местных условий, как замечает составитель, можно


 




                           
 
   
     
       
       
       
 
 
 
 
 
     
 


— развитие диалогической и монологической форм речи (в со­
ответствии с возрастными и произносительными возмож­
ностями детей).

Задачи индивидуальной коррекционной работы определяются с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта детей и их личностных особенностей.

Обучение на занятиях рассматривается как основная форма кор-рекционно-воспитательной работы с детьми, при этом разработ­чики программы подчеркивают их важное значение для форми­рования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. В процессе обучения используются три типа занятий: ин­дивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий:

— развитие артикуляционного праксиса;

— фонационные упражнения;

— уточнение артикуляции правильно произносимых звуков и
различных звукослоговых сочетаний;

— вызывание и постановка отсутствующих или коррекция ис­
каженных звуков;

— автоматизация (первоначальный этап) исправленных зву­
ков в облегченных фонетических условиях.

Дополнительно на подгрупповых занятиях, в которых^частву-ют 3—4 ребенка, имеющих однотипные нарушения звуковой сто­роны речи, осуществляется:

— закрепление навыков произношения изученных звуков;

— отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных
слоговых структур, состоящих из правильно произносимых
звуков;

— воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов,
состоящих из правильно произносимых звуков;

— расширение лексического запаса в процессе закрепления по­
ставленных ранее звуков;

— закрепление доступных возрасту грамматических категорий
с учетом исправленных на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные и подгрупповые занятия готовят детей к ра­боте на фронтальных занятиях, включающих в себя:

— закрепление правильного произношения изучаемого звука;

— дифференциация звуков (на слух и в произношении).
Планирование содержания индивидуальной, подгрупповой и

фронтальной коррекционно-речевой работы рекомендуется осу­ществлять в соответствии с тремя периодами обучения.

1. Сентябрь — первые две недели ноября,

2. Вторая половина ноября — первая половина февраля.


3. Вторая половина февраля — май.

Каждый период обучения имеет свои специфические задачи и содержание, ориентированное на два главных направления ра­боты: подготовка детей к звуковому анализу и синтезу, закреп­ление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

В качестве одного из главных условий эффективности коррек­ционной работы авторы программы называют углубленное изуче­ние речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей с ФФН. В связи с этим в нее включены рекомендации по органи­зации первичной и углубленной комплексной (мед и ко-психоло­го-педагогической) диагностики детей при зачислении в группу, которые помогают логопеду определить общие (в целом для всей группы детей с ФФН) и частные (индивидуальные) задачи кор­рекционно-речевой работы и спланировать их реализацию в тече­ние учебного года.

Другим, не менее важным, условием, выступает взаимодей­ствие работы логопеда и воспитателя. Совместно решая задачи развития речи воспитанников группы, они не подменяют, а до­полняют работу друг друга. Разработчики анализируемой про­граммы подчеркивают роль стартовой педагогической диагнос­тики, проведенной воспитателем группы, в дальнейшем выборе основной (комплексной) образовательной программы и ее со­гласовании с уровнем фонетического, фонематического и обще­го речевого развития детей.

Программа сопровождается методическими рекомендациями, в которых дается характеристика недостатков в развитии фонема­тического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются мето­ды и приемы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются осо­бенности взаимодействия логопеда и воспитателя.

* + *

Программа и методические рекомендации входят в Федераль­ный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (до­пущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в ДОУ.

Литература

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей до­школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод, рек. для дошкольного учреждения компенси­рующего вида (старшая группа). М., 2003.


Программа коррекционного обучения

и воспитания детей с общим недоразвитием речи

6-го года жизни

Авторы:Т.Ъ. Филичева, Г.В. Чиркина

Программа предназначена для обучения и воспитания детей с II—Ш уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Система обучения дошкольников 6-го года жизни с ОНР в условиях специального детского сада разработана на основе специальных исследований, проведенных сотрудника­ми лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР* и кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГЗПИ**.

Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возмож­ные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных ре­чевым недоразвитием.

Задачи:

— помочь детям в практическом усвоении лексических и грам­
матических средств языка;

— формировать правильное произношение (воспитание арти­
куляционных навыков, звукопроизношения, слоговой струк­
туры и фонематического восприятия); в

— готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элемента­
ми;

— развивать навыки связной речи.

Теоретическая и методологическая основа: положения, разрабо­танные Л.С. Выготским, Р.Е.Левиной, В.И. Лубовским и др.

1. Принцип развития, который состоит в анашзе объектив­
ных и субъективных условий формирования речевой функции
ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического раз­
вития, который раскрывает зависимость формирования отдельных
компонентов речи от состояния других психических процессов.

Весь процесс коррекпионного обучения имеет четкую комму­никативную направленность. Усваиваемые элементы языковой си­стемы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в ана-

* В настоящее время — Институт коррскционной педагогики РАО. ** В настоящее время — ГОУ ВПО Московский государственный гуманитар­ный университет им. М.А. Шолохова.


логичных или новых ситуациях, творчески использовать получен­ные навыки в разных видах деятельности.

Структура представлена следующими разделами:

— характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразви­
тием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе;

— организация обучения и воспитания детей с ОНР;

— программа коррекционно-логопедического обучения;

— занятия воспитателя.

Основная форма коррекционного обучения: логопедические за­нятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Содержание коррекционной работы с детьми определяется ав­торами, исходя из представления об общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом как речевой аномалии, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, зву­копроизношения. В программе особо подчеркивается системный характер нарушения речи, затрагивающий ее смысловую и произ­носительную сторону.

Содержание. Структурировано в соответствии с тремя периода­ми обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуаль­ных логопедических занятий.

Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конк­ретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию леке и ко-грамматических средств
языка:

а) словарного запаса;

б) грамматического строя.
Основные задачи занятий этого типа:

— развитие понимания речи;

— уточнение и расширение словарного запаса;

— формирование обобщающих понятий; практических навы­
ков словообразования и словоизменения;

— выработка умения употреблять простые распространенные
предложения и некоторые виды сложных синтаксически
структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основные задачи:

— формирование правильного произношения звуков;

— развитие фонематического слуха и восприятия;

— выработка навыков произнесения слов различной звукосло-
говой структуры;


 




контроль за внятностью и выразительностью речи;

— подготовка к усвоению элементарных навыков звукового ана­
лиза и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача — обучение детей самостоятельному выска­зыванию.

Логопедические занятия первого и третьего типов строятся с учетом требований общей и специальной дошкольной педагогики. При их планировании и проведении логопед:

— определяет тему и цель занятия;

— выделяет предметный и глагольный словарь, словарь при­
знаков, который дети должны усвоить в активной речи;

— отбирает лексический и грамматический материал с учетом
темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, ин­
дивидуального подхода к речевым и психическим возмож­
ностям детей (при этом допускается ненормативное фоне­
тическое оформление речевого материала);

— обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь
И взаимообусловленность, а также сформулировав цель каж­
дого этапа;

— подчеркивает наличие обучающего момента и последователь­
ного закрепления нового материала;

— обеспечивает постепенную смену видов речевых й речемыс-
лительных заданий возрастающей сложности;

— включает в занятие разнообразные игровые и дидактичес­
кие упражнения с элементами соревнования, контроля за
своими действиями и действиями товарищей;

— учитывает при отборе программного материала зону бли­
жайшего развития дошкольника, потенциальные возможно­
сти для развития мыслительной деятельности, сложных форм
восприятия, воображения;

— предусматривает приемы, обеспечивающие при индивиду­
альном подходе к детям вовлечение их в активную речевую
и познавательную деятельность;

— регулярно повторяет усвоенный речевой материал.

Специфика логопедических занятий второго типа (по форми­рованию произношения), которые строятся с учетом задач и со­держания каждого периода обучения, обусловливает подбор лек­сического материала, насыщенного изучаемыми и правильно про­износимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки.

В каждом занятии обязательно предусматриваются этапы по закреплению правильного произношения данного звука (на мате­риале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонемати-


ческого слуха, восприятия, слухоречевой памяти, овладению на­выками элементарного анализа и синтеза.

Все занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. На фронтальные занятия выносятся только правильно произносимые звуки и предусматрива­ется постепенное усложнение условий для различения речевых зву­ков. Дополнительно в занятие включается постепенная отработка име­ющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъяв­лением требования их правильного фонетического оформления.

Iпериод обучения: сентябрь — ноябрь. Содержание коррекцион­ного обучения включает в себя:

— развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в
обращенную речь, выделять названия предметов, действий,
признаков, понимание обобщающего значения слова;

— подготовку к овладению диалогической формой общения;

— практическое усвоение некоторых способов словообразова­
ния с использованием существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами и глаголов с разными пристав­
ками (на-, по-, вы-);

— усвоение притяжательных местоимений мой— моя в сочета­
нии с существительными мужского и женского рода, неко­
торых форм словоизменения путем практического овладе­
ния существительными единственного и множественного
числа, глаголами единственного и множественного числа
настоящего и прошедшего времени, существительными в
винительном, дательном и творительном падежах (в значе­
нии орудийности и средства действия);

— преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го
лица единственного числа в изъявительное наклонение 3-го
лица единственного числа настоящего времени (спи — спит,
пей — пьет);

— овладение навыками составления простых предложений по
вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям:
им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение; им.
п. суш. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола
существительных в косвенных падежах;

— усвоение навыка составления короткого рассказа.
Лексические темы*: «Помещение детского сада», «Профессии

людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Иг­рушки», «Осень», «Овощи, фрукты».

* Здесь и далее перечень лексических тем приведен по изданию: Фшшчева Т. Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сала. М., 1991.



// период обучения — декабрь — март.

Содержание занятий по формированию навыков лексико-грам-матических средств языка включает:

— уточнение представлений детей об основных цветах и их
оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

— практическое образование относительных прилагательных
со значением соотнесенности к продуктам питания (лимон­
ный, яблонный),
растениям (дубовый, березовый), различным
материалам {кирпичный, каменный и т.д.);

— различение и выделение в словосочетаниях названий при­
знаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое*
формирование ориентировки на совпадение окончания во­
просительного слова и прилагательного; усвоение навыка
согласования прилагательных с существительными в роде,
числе;

— упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм
одних и тех же глаголов (лежилежитлежу), измене­
ние формы глаголов 3-го лица единственного числа на фор­
му 1-го лица единственного и множественного числа (идет —
иду — идешь — идем);

— употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих про­
странственное расположение предметов, в сочетаниях с со­
ответствующими падежными формами существительных;

— совершенствование навыка ведения подготовленного диа­
лога (просьба, беседа, элементы драматизации);

— закрепление навыка построения предложений, распрост­
ранение предложений путем введения однородных чле­
нов, первоначальное усвоение наиболее доступных конст­
рукций сложносочиненных и сложноподчиненных пред­
ложений;

— составление коротких рассказов по картине, серии картин,
рассказов-описаний, пересказов.

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторе­ние), «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «Восьмое марта», «Весна».

На фронтальных занятиях по формированию звуковой сторо­ны речи осуществляется:

— закрепление правильного произношения звуков, уточненных
или исправленных на индивидуальных занятиях I периода;

— постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция ис­
каженно произносимых звуков;

— дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного
звукослогового состава;


 

— формирование фонематического восприятия на основе чет­
кого различения звуков по признакам: глухость — звонкость,
твердость — мягкость;

— воспитание готовности к первоначальным навыкам звуко­
вого анализа и синтеза.

/// период: апрель — июнь.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматичес-ких средств языка и связной речи:

— закрепление навыков употребления обиходных глаголов с
новым лексическим значением, образованным посредством
приставок, передающих различные оттенки действий (вы­
ехал
подъехалсъехал и т.п.);

— закрепление навыка образования относительных прилага­
тельных с использованием продуктивных суффиксов (-ов,
-ин, -ев, -ан, -ян);

— образование наиболее употребительных притяжательных
прилагательных (волчий, лисий);

— образование прилагательных, имеющих ласкательное зна­
чение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

— усвоение наиболее доступных антонимических отношений
между словами (добрый — злой, высокий — низкий и т.п.);

— уточнение значений обобщающих слов;

— формирование практического навыка согласования прила­
гательных с существительными в роде, числе, падеже (с ос­
новой на мягкий и твердый согласный звук);

— расширение значения предлогов: к (употребление в датель­
ном падеже), от (родительном), с, со (винительном и твори­
тельном);

— отработка словосочетаний с названными предлогами в со­
ответствующих падежах;

— составление разных типов предложений: простых распрост­
раненных из 5—7 слов с предварительной отработкой эле­
ментов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
предложений с противительным союзом «а» в облегченном
варианте, с противительным союзом «или»; сложноподчи­
ненных предложений с придаточным причины (потому что),
с дополнительными придаточными, выражающими желатель­
ность или нежелательность действия;

— преобразование предложений путем изменения главного
члена предложения, времени действия к моменту речи, за­
лога (встретил брата — встретился с братом и т.п.); изме­
нением вида (мальчик писал письмомальчик написал письмо
и т.п.);


- умение определять количество слов в предложении в соб­ственной и чужой речи (два — тричетыре);

— умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

— развитие и усложнение навыка передачи в речи последова­
тельности событий, наблюдений за серией выполняемых деть­
ми действий;

— закрепление навыка составления рассказов по картинке и
серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпи­
зодов, изменение начала, конца рассказа);

— составление рассказов по теме с использованием ранее от­
работанных синтаксических конструкций.

Лексические темы: «Весна», «Транспорт», повторение всех ра­нее пройденных тем.

Содержание занятий по формированию звуковой стороны речи:

— усвоение звуков [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в
твердом и мягком звучании в прямом слоге;

— дифференциация звуков по участию голоса, твердости —
мягкости, месту образования;

— овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и
обратного слога (ас-са), односложных слов типа «суп».

В программе приведен примерный режим дня, рааписание за­нятий логопеда и воспитателя, которые строятся с учетом возраст­ных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также ре­шаемых в процессе обучения и воспитания коррекдионных задач. При составлении расписания занятий на неделю предусматрива­ется деление детей на подгруппы.

Так, в Г периоде обучения фронтальные занятия (с подгруп­пой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю (13—14 за­нятий посвящается словарной и грамматической работе, а 6— 7 занятий ~ формированию первоначальных навыков связной речи).

Во II периоде обучения фронтальные занятия по формирова­нию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю (14 по формированию словаря и грамматического строя речи, 12 — по развитию связной речи). Занятия по формированию произношения проводятся 1 раз в не­делю.

В III периоде фронтальные занятия по формированию лекси­ко-грамматических средств языка и развитию связной речи про­водятся 3 раза в неделю (17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 33 — по развитию связной речи). За-


нятия по формированию произношения проводятся 2 раза в не­делю*.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — пер­воначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражне­ний; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой струк­туры слова; развитие фонематического восприятия. Особеннос­тью таких занятий является предваряющая отработка артикуля­ции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

На индивидуальных занятиях в I периоде осуществляются:

— уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у],
Lo|, [э], [и], [м], [м'], [н], [H'j, [п], [n'J, [т], 1т'], [ф], [ф'1, [в], [в'],
[б], 1];

— постановка и первоначальное закрепление отсутствующих
звуков ([к], [к'], [г], [г'], [х], [x'L [л'], йот, [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р]);

— различение на слух гласных и согласных звуков;

— выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т.п.),
анализ звуковых сочетаний типа уа, ау.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии во II и III пери­одах все дети умели его правильно артикулировать.

На индивидуальных занятиях II периода уточняется произноше­ние поставленных ранее звуков в речевом потоке. Коррекции под­лежат следующие звуки: |л'], [б], [б'], [д], [д'], [г], 7], [с], [с1], [з], [з'], [ш], [ж], [р], |л]. Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, опреде­лению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начально­го сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и одно­сложных словах. Последовательность и сроки изучения определя­ются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

Индивидуальные логопедические занятия с детьми логопед про­водит ежедневно. Для повышения их результативности в програм­ме особо выделен раздел по организации индивидуальных заня­тий с детьми, страдающими дизартрией и ринолалией.

Особым разделом программы стали рекомендации по органи­зации деятельности воспитателя. В условиях группы для детей с ОНР он выполняет помимо общеобразовательных задач и ряд кор-рекционных, направленных на устранение недостатков в сенсор­ной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловлен­ных особенностями речевого дефекта.

* Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с обшим недоразвити­ем речи в условиях специального детского сада. М., 1991.


Авторы программы отмечают, что компенсация речевого не­доразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладе­ния теми же видами деятельности, которые предусмотрены про­граммой массового детского сада. В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель особое внимание должен уде­лить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познаватель­ных интересов.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелатель­ной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в соб­ственные возможности, снятие отрицательных переживаний, свя­занных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Решение этих задач невозможно без хорошего знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особен­ностей детей, поэтому воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напро­тив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности, вя­лости.

В программе содержатся рекомендации для воспитателя по про­ведению диагностической и коррекционно-воспитауельной дея­тельности в соответствии с ее основными направлениями (разви­тие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, изобразительное искусство, физическая культу­ра, трудовое воспитание).

Содержание и планирование коррекционной работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...