Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
(для детей подготовительной к школе группы) Программа разработана научными сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР*. Составители: ГА. Каше, Т.Б. Филичева Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе. Реализация программы осуществляется в контексте «Программы воспитания в детском саду»**, однако содержание и методы обучения по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием: — вводится новый материал «Формирование произношения — в разделе «Формирование грамматически правильной речи» — особо выделен раздел «Развитие графических навыков», обес Задачи: — помочь детям в овладении фонетической системой языка; В настоящее время — Институт коррскционной педагогики РАО. 1 Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1978- — подготовить к овладению грамотой общепринятым анали- Структура: объяснительная записка, программа коррекцион-ного обучения и организационно-методические указания.
Содержание. В объяснительной записке составители программы раскрывают специальные методические подходы, обеспечивающие эффективность коррекционно-речевой работы с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие речи в условиях специальных детских садов или групп при массовых детских садах, описывают особенности речи детей, подлежащих воспитанию и обучению в логопедических группах. Здесь же подчеркивается необходимость четкой организации жизни детей во время пребывания их в ДОУ и важность правильного распределения обязанностей между логопедом и воспитателем, приводятся режим дня и распределение занятий в течение недели в I—III периодах обучения. В программе коррекционного обучения задачи индивидуальных, подгрупповых и фронтальных (групповых) занятий с детьми конкретизируются в соответствии с тремя периодами. В организационно-методических указаниях содержатся: — рекомендации по организации работы логопеда и ведению — формированию у детей произношения, подготовке к обуче — формированию грамматически правильной речи; — развитию графических навыков. Главными ориентирами правильной организации логопедической работы названы: — своевременное обследование детей; — рационально составленное расписание занятий; — планирование индивидуальной работы с каждым ребенком — наличие планов фронтальных занятий и оснащение их не — совместная работа логопеда и воспитателей группы. Составители отмечают, что неотъемлемой частью всего педагогического процесса в условиях специального детского сада являйся работа с родителями, осуществляемая в форме родительских собраний, «пятиминуток» для родителей, посещения ими открыли логопедических занятий и др.
В методических указаниях содержатся подробные рекомендации логопеду и воспитателям группы по формированию у детей Произношения, подготовке к обучению грамоте, совершенствова-
нию связной речи и развитию графических навыков в соответствии с тремя периодами коррекционного обучения. * * # Программа рекомендована к изданию Управлением по дошкольному образованию Министерства просвещения СССР (1978). Литература Каше Г.Л. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., 1985. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М, 1978. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста Программа составлена в НИИ дефектологии АПН СССР*, при ее разработке были использованы результаты исследований, проведенных в секторе логопедии данного учреждения под руководством Р.Е. Левиной. Составитель С.А. Миронова Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи, составлена на основе «Программы воспитания в детском саду»**. Цель: — воспитывать ребенка, страдающего заиканием; — подготовка его к школе. Задачи можно разделить на две группы. Коррекционные: — воспитывать общее и речевое поведение детей; — развивать психофизиологические процессы и формировать Образовательные: — расширять и углублять знания детей об окружающей жизни * В настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО. ** Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1978.
— обучать рассказыванию и развитию элементарных матема — обучать навыкам изображения простых и более сложных Все содержание программы по разделам — ознакомление с окружающей жизнью и природой, развитие речи, овладение математическими представлениями, изобразительная деятельность и конструирование в детском саду — направлено на воспитание речи заикающихся и коррекцию их общего и речевого поведения.
Структура. В программе представлены: объяснительная записка, программа работы с детьми на занятиях, перечень педагогических задач и рекомендаций; приложение. В объяснительной записке раскрываются организационные и методические аспекты коррекционно-воспитательной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста, при этом акцент делается на важности совместной работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя в процессе прохождения программного материала. Так, основной задачей логопедической работы является коррекция их общего и речевого поведения, обучение их навыкам пользования самостоятельной речью различной сложности, начиная от ситуативной, с постепенным переходом к контекстной ее форме, без механических тренировок. Параллельно с ней и в ее русле педагоги группы строят свою работу по физическому, умственному, речевому, нравственному и эстетическому развитию детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей. Центральным в этой части программы является освещение последовательности развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания в рамках последовательно сменяющих Друг друга четырех этапов работы, которые служат ориентиром планирования и координации деятельности логопеда и воспитателей. Как и в обычном детском саду, основная форма обучения заикающихся старших дошкольников — занятия. Поэтому в программу в качестве самостоятельного ее раздела входит перечень Педагогических задач и рекомендаций, определяющих работу ло-г°педа и воспитателей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим и природой, рисованию, лепке, апплика-Чии, конструированию в течение всего учебного года. В зависимости от местных условий, как замечает составитель, можно
— развитие диалогической и монологической форм речи (в со Задачи индивидуальной коррекционной работы определяются с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта детей и их личностных особенностей. Обучение на занятиях рассматривается как основная форма кор-рекционно-воспитательной работы с детьми, при этом разработчики программы подчеркивают их важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. В процессе обучения используются три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий: — развитие артикуляционного праксиса; — фонационные упражнения; — уточнение артикуляции правильно произносимых звуков и — вызывание и постановка отсутствующих или коррекция ис — автоматизация (первоначальный этап) исправленных зву Дополнительно на подгрупповых занятиях, в которых^частву-ют 3—4 ребенка, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи, осуществляется: — закрепление навыков произношения изученных звуков; — отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных — воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, — расширение лексического запаса в процессе закрепления по — закрепление доступных возрасту грамматических категорий Индивидуальные и подгрупповые занятия готовят детей к работе на фронтальных занятиях, включающих в себя: — закрепление правильного произношения изучаемого звука; — дифференциация звуков (на слух и в произношении). фронтальной коррекционно-речевой работы рекомендуется осуществлять в соответствии с тремя периодами обучения. 1. Сентябрь — первые две недели ноября, 2. Вторая половина ноября — первая половина февраля. 3. Вторая половина февраля — май. Каждый период обучения имеет свои специфические задачи и содержание, ориентированное на два главных направления работы: подготовка детей к звуковому анализу и синтезу, закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. В качестве одного из главных условий эффективности коррекционной работы авторы программы называют углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей с ФФН. В связи с этим в нее включены рекомендации по организации первичной и углубленной комплексной (мед и ко-психолого-педагогической) диагностики детей при зачислении в группу, которые помогают логопеду определить общие (в целом для всей группы детей с ФФН) и частные (индивидуальные) задачи коррекционно-речевой работы и спланировать их реализацию в течение учебного года.
Другим, не менее важным, условием, выступает взаимодействие работы логопеда и воспитателя. Совместно решая задачи развития речи воспитанников группы, они не подменяют, а дополняют работу друг друга. Разработчики анализируемой программы подчеркивают роль стартовой педагогической диагностики, проведенной воспитателем группы, в дальнейшем выборе основной (комплексной) образовательной программы и ее согласовании с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей. Программа сопровождается методическими рекомендациями, в которых дается характеристика недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются методы и приемы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются особенности взаимодействия логопеда и воспитателя. * + * Программа и методические рекомендации входят в Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в ДОУ. Литература Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод, рек. для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2003. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни Авторы:Т.Ъ. Филичева, Г.В. Чиркина Программа предназначена для обучения и воспитания детей с II—Ш уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Система обучения дошкольников 6-го года жизни с ОНР в условиях специального детского сада разработана на основе специальных исследований, проведенных сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР* и кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГЗПИ**. Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Задачи: — помочь детям в практическом усвоении лексических и грам — формировать правильное произношение (воспитание арти — готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элемента — развивать навыки связной речи. Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные Л.С. Выготским, Р.Е.Левиной, В.И. Лубовским и др. 1. Принцип развития, который состоит в анашзе объектив 2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ 3. Принцип связи речи с другими сторонами психического раз Весь процесс коррекпионного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в ана- * В настоящее время — Институт коррскционной педагогики РАО. ** В настоящее время — ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. логичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности. Структура представлена следующими разделами: — характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразви — организация обучения и воспитания детей с ОНР; — программа коррекционно-логопедического обучения; — занятия воспитателя. Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Содержание коррекционной работы с детьми определяется авторами, исходя из представления об общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом как речевой аномалии, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. В программе особо подчеркивается системный характер нарушения речи, затрагивающий ее смысловую и произносительную сторону. Содержание. Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы. 1. Занятия по формированию леке и ко-грамматических средств а) словарного запаса; б) грамматического строя. — развитие понимания речи; — уточнение и расширение словарного запаса; — формирование обобщающих понятий; практических навы — выработка умения употреблять простые распространенные 2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. — формирование правильного произношения звуков; — развитие фонематического слуха и восприятия; — выработка навыков произнесения слов различной звукосло-
— контроль за внятностью и выразительностью речи; — подготовка к усвоению элементарных навыков звукового ана 3. Занятия по развитию связной речи. Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию. Логопедические занятия первого и третьего типов строятся с учетом требований общей и специальной дошкольной педагогики. При их планировании и проведении логопед: — определяет тему и цель занятия; — выделяет предметный и глагольный словарь, словарь при — отбирает лексический и грамматический материал с учетом — обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь — подчеркивает наличие обучающего момента и последователь — обеспечивает постепенную смену видов речевых й речемыс- — включает в занятие разнообразные игровые и дидактичес — учитывает при отборе программного материала зону бли — предусматривает приемы, обеспечивающие при индивиду — регулярно повторяет усвоенный речевой материал. Специфика логопедических занятий второго типа (по формированию произношения), которые строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения, обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки. В каждом занятии обязательно предусматриваются этапы по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонемати- ческого слуха, восприятия, слухоречевой памяти, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Все занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. На фронтальные занятия выносятся только правильно произносимые звуки и предусматривается постепенное усложнение условий для различения речевых звуков. Дополнительно в занятие включается постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления. Iпериод обучения: сентябрь — ноябрь. Содержание коррекционного обучения включает в себя: — развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в — подготовку к овладению диалогической формой общения; — практическое усвоение некоторых способов словообразова — усвоение притяжательных местоимений мой— моя в сочета — преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го — овладение навыками составления простых предложений по — усвоение навыка составления короткого рассказа. людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи, фрукты». * Здесь и далее перечень лексических тем приведен по изданию: Фшшчева Т. Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сала. М., 1991. // период обучения — декабрь — март. Содержание занятий по формированию навыков лексико-грам-матических средств языка включает: — уточнение представлений детей об основных цветах и их — практическое образование относительных прилагательных — различение и выделение в словосочетаниях названий при — упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм — употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих про — совершенствование навыка ведения подготовленного диа — закрепление навыка построения предложений, распрост — составление коротких рассказов по картине, серии картин, Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «Восьмое марта», «Весна». На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляется: — закрепление правильного произношения звуков, уточненных — постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция ис — дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного
— формирование фонематического восприятия на основе чет — воспитание готовности к первоначальным навыкам звуко /// период: апрель — июнь. Содержание занятий по формированию лексико-грамматичес-ких средств языка и связной речи: — закрепление навыков употребления обиходных глаголов с — закрепление навыка образования относительных прилага — образование наиболее употребительных притяжательных — образование прилагательных, имеющих ласкательное зна — усвоение наиболее доступных антонимических отношений — уточнение значений обобщающих слов; — формирование практического навыка согласования прила — расширение значения предлогов: к (употребление в датель — отработка словосочетаний с названными предлогами в со — составление разных типов предложений: простых распрост — преобразование предложений путем изменения главного - умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два — три — четыре); — умение выделять предлог как отдельное служебное слово; — развитие и усложнение навыка передачи в речи последова — закрепление навыка составления рассказов по картинке и — составление рассказов по теме с использованием ранее от Лексические темы: «Весна», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем. Содержание занятий по формированию звуковой стороны речи: — усвоение звуков [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в — дифференциация звуков по участию голоса, твердости — — овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и В программе приведен примерный режим дня, рааписание занятий логопеда и воспитателя, которые строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекдионных задач. При составлении расписания занятий на неделю предусматривается деление детей на подгруппы. Так, в Г периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю (13—14 занятий посвящается словарной и грамматической работе, а 6— 7 занятий ~ формированию первоначальных навыков связной речи). Во II периоде обучения фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю (14 по формированию словаря и грамматического строя речи, 12 — по развитию связной речи). Занятия по формированию произношения проводятся 1 раз в неделю. В III периоде фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю (17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 33 — по развитию связной речи). За- нятия по формированию произношения проводятся 2 раза в неделю*. Основная задача индивидуальных логопедических занятий — первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Особенностью таких занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. На индивидуальных занятиях в I периоде осуществляются: — уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у], — постановка и первоначальное закрепление отсутствующих — различение на слух гласных и согласных звуков; — выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т.п.), Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии во II и III периодах все дети умели его правильно артикулировать. На индивидуальных занятиях II периода уточняется произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Коррекции подлежат следующие звуки: |л'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г7], [с], [с1], [з], [з'], [ш], [ж], [р], |л]. Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей. Индивидуальные логопедические занятия с детьми логопед проводит ежедневно. Для повышения их результативности в программе особо выделен раздел по организации индивидуальных занятий с детьми, страдающими дизартрией и ринолалией. Особым разделом программы стали рекомендации по организации деятельности воспитателя. В условиях группы для детей с ОНР он выполняет помимо общеобразовательных задач и ряд кор-рекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. * Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с обшим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991. Авторы программы отмечают, что компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных интересов. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Решение этих задач невозможно без хорошего знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, поэтому воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности, вялости. В программе содержатся рекомендации для воспитателя по проведению диагностической и коррекционно-воспитауельной деятельности в соответствии с ее основными направлениями (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое воспитание). Содержание и планирование коррекционной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|