Недоразвитием речи (второй год обучения)
В связи с тем что после коррекционного обучения в старшей группе у детей с ОНР наблюдается определенное отставание в развитии языковых средств, трудности в их использовании в повседневном речевом общении, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают рекомендации по продолжению логопедической работы в подготовительной группе*. Логопедическая работа с детьми в подготовительной группе организуется на основе тех же теоретических положений и научно-методических подходов, что и в старшей группе. * Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа). М., 1993. Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью. Коррекционно-речевая работа с детьми 7-го года жизни в течение учебного года планируется и проводится в той же логике, что и в предыдущей группе. Вновь условно выделяются три периода обучения, в рамках которых определяется основное содержание логопедической работы, тип и количество логопедических занятий. В / период обучения (сентябрь — ноябрь) проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения. Во // период (декабрь — март) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения и 1 занятие по обучению грамоте.
В /// период (апрель — май) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 — по формированию произношения, 2 —- по обучению грамоте. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей. Алторы не только раскрывают приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи, но и иллюстрируют методические положения конспектами логопедических занятий. Необходимость ранней диагностики и раннего начала коррекционной работы с детьми обусловила разработку Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и включение в целостную систему устранения общего недоразвития речи проекта программы логопедической работы еще с одной группой — детьми средней группы (со JIуровнем речевого развития при ОНР) *. * Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003. Основными задачами работы с ними являются: — развитие понимания речи; — развитие словарного запаса; — формирование двусоставного предложения и предложения — развитие фонематического слуха; — развитие звукопроизношения и формирования слоговой Авторы считают, что наибольшей результативности в обучении детей со II уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с 1—2 детьми (в первые месяцы обучения), при этом продолжительность занятий составляет 10—15 мин. Спустя два месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2—3 человек, а время занятий увеличить до 15—20 мин.
Во втором полугодии состав подгрупп может включать 4—5 человек, что дает возможность проводить совместные игры и уделять внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности. При определении содержания логопедических занятий рекомендуется выверять посильность требования к ребенку и использовать средства, стимулирующие не только речевую, но и познавательную активность детей, поддерживающие их работоспособность и интерес к ним. Литература Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть I. Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студ. дефек-тол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993. Филичева Т.Б., Чиркина ТВ. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М, 1993. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект) Автор Т.А. Ткаченко Учебно-методический комплект адресован логопедам, воспитателям и методистам ДОУ, детских домов, поликлиник, санаториев, а также родителям детей, имеющих речевое недоразвитие. В нем представлен авторский взгляд на проблему формирования речи при ее недоразвитии, основанный на научно-методических подходах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. Вошедший в комплект оригинальный практический и наглядный материал — результат 30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения. Цели: — проводить коррекцию общего недоразвития речи у детей 5— 6 лет; — готовить их к школе. Задачи: — выработать у детей навык продуктивной учебной деятель — устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
— сформировать навыки звукового анализа, а затем и послого- — развить связную речь; — предупредить нарушения письма и чтения, вероятность про Представленная в учебно-методическом комплекте система кор-рекпионно-развивающей деятельности педагогов (логопеда и воспитателей) включает психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 5—6 лет, рекомендации по планированию работы воспитателя и логопеда в старшей и подготовительной группах, примерные конспекты занятий, другие методические и наглядные материалы. Литература Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2001. Ткаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы. М., 2004. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия: Альбом дошкольника. М, 2001. Ткаченко ТА. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000. Ткаченко ТА. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М., 2005. Ткаченко ТА. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М., 2005. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении Авторы: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи I—III (no P.E. Левиной) и IV уровня (по Т.Б. Филичевой). В соответствии с авторским замыслом вся логопедическая работа в ДОУ может быть представлена как логическая и преемственная смена ступеней воспитания и обучения дошкольников с ОНР со свойственными каждой из них задачами и содержанием работы. Первая ступень — младший дошкольный возраст — ориентировочно 3 (3,5)—4 (4,5) года. Вторая ступень — средний дошкольный возраст — ориентировочно 4,5—5,5 лет.
Третья ступень — старший дошкольный возраст — ориентировочно 5,5—6,5 (7) лет. В рамках каждой ступени выделены задачи и содержание подготовительного и основного этапов коррекционного обучения. Содержание программы первой ступени предусматривает кор-рекционно-логопедическую работу по преодолению ОНР (I уровень речевого развития по Р.Е. Левиной). Основное внимание на этой ступени направлено на создание условий для стимулирования речевой активности детей с ОНР. Задачи: — преодолевать речевой и неречевой негативизм (работа над ослаблением чувств неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям;
— развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности; — работать над расширением понимания речи; — развивать потребность в общении и формировать элемен — развивать интерес к окружающей действительности и сти — формировать речь во взаимосвязи с развитием воспитания, — работать над вербализацией игровых действий (учить отра — формировать общие речевые умения. На подготовительном этапе этой ступени реализуются следующие направления: — формирование произвольного слухового и зрительного вос — кинестетической и кинетической основы движений в про — мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обоб — слухозрительного и ел ухо моторного взаимодействия в про — развитие импрессивной речи; — вызывание речевого подражания, потребности подражать сло В содержание основного этапа первой ступени обучения включены следующие направления: — воспитание общих речевых навыков; — развитие импрессивной стороны речи; — формирование предметного, предикативного, адъективного — формирование грамматических стереотипов словоизменения — формирование синтаксических стереотипов и усвоение син — формирование связной речи; — коррекция нарушений фонетической стороны речи. Для каждого из выделенных направлений работы на подготовительном и основном этапах первой и последующих ступеней предлагается перечень необходимого для занятий оборудования и материалов, игр и литературного материала (потешки, сказки, стихотворения).
Логопедические занятия на первой и последующих ступенях проводятся в индивидуальной и групповой формах. Авторы отмечают, что переход к групповой форме работы осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности. Сформированные на логопедических занятиях общие речевые умения закрепляются на занятиях, проводимых другими педагогами. Содержание программы второй ступени раскрывает содержание ксоррекционно-логопедического воздействия применительно кде-гям со II уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной). Задачи: — формировать речевую практику как базу для усвоения элемен — работать над развитием произвольности и основных компо — совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу — расширять возможности понимания речи параллельно с рас — расширять объем предметного, предикативного и«дъектив- — формировать грамматические стереотипы словоизменения — формировать синтаксические стереотипы и работать над ус — расширять возможности участия ребенка в диалоге, форми — проводить коррекцию нарушений фонетической стороны — осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо На подготовительном этапе этой ступени продолжается работа по формированию когнитивных предпосылок речевой деятельности, кинестетической и кинетической основы движений, мыслительных операций, слухозрительного и слухомоторного взаимодействия. Для детей, страдающих дизартрией, дополнительно проводится работа по формированию сенсорно-прецептивного уровня восприятия звуков родного языка. На основном этапе второй ступени осуществляется: формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи; грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; синтаксической структуры предложения и связной речи. Не менее важными направлениями деятельности логопеда на этом этапе являются коррекция нарушений фонетической стороны речи, движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Программа третьей ступени обучения рассчитана на детей, имеющих III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной) и IV уровень речевого развития (по Т.Б. Филичевой). Основная цель логопедической работы — развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического). Задачи: — работать над совершенствованием процессов слухового и зри — развивать обшую, ручную и артикуляторную моторику; — осуществлять дальнейшее расширение объема и уточнение — совершенствовать воспитание, дифференциацию и навыки — совершенствовать навыки связной речи; — проводить коррекцию нарушений фонетической стороны — осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо — формировать мотивацию к школьному обучению. Специфика логопедической работы на этой ступени определяется, с одной стороны, возросшими речевыми возможностями детей, а с другой — его направленностью на подготовку детей к продуктивному усвоению школьной программы. В этом контексте обучение грамоте детей с ОНР рассматривается авторами программы не только как средство приобретения первоначальных школьных навыков, но и как один из способов формирования речи. На подготовительном этапе этой ступени направления логопедической работы те же, что и на предыдущих ступенях. В содержание основного этапа помимо задач формирования разных компонентов экспрессивной стороны речи входят и задачи обучения детей грамоте. Литература Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., БаряеваЛ.Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении //Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей-Сб. метод, рек. СПб.; М, 2006. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Автор Н.В. Нищева Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3—4 лет) с I—II уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Цель: выстраивать систему коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе, предусматривающую полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей с ОНР. Задачи; — осуществлять языковое и познавательное развитие; — формировать художественно-творческие и музыкальные на — укреплять физическое здоровье. Программа опирается на отечественные исследования в области логопедии (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, ГА. Волкова и др.), посвященные проблеме развития, воспитания и обучения в дошкольном детстве детей с общим недоразвитием речи I—IV уровня. В основе Программы лежит идея создания таких условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста, которые помогли бы им использовать все компенсаторные возможности и реализовать заложенные природой потенции. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей, а также реализации задач дошкольного воспитания с включением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Базовыми принципами построения программы являются принципы системности, комплексности, развития, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, отногенетический и эти-о патогенетический принципы, а также принципы наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода. Структура: пояснительная записка, характеристика основных направлений коррекционно-развивающей работы с рекомендациями по организации развивающей среды, по проведению занятий с детьми специалистами ДОУ и родителями, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал, план-программа коррекционно-развивающей работы по периодам. В приложение включены методические рекомендации по проведению обследования ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР, схема обследования, еженедельные задания воспитателю, перечень методических пособий и дидактических материалов к программе. Содержание. В программе выделены шесть направлений (разделов) коррекционно-развивающей работы, при этом каждый раздел имеет свои специфические задачи, определяющие содержание совместной деятельности педагогов и детей. Так в рамках центрального раздела — «Речевое развитие» — происходит развитие как импрессивной, так и экспрессивной речи воспитанников. Раздел «Познавательное развитие» решает задачи сенсорного воспитания, развития психических функций детей, ознакомления их с окружающей действительностью и художественной литературой, формирования пространственных, временных и элементарных математических представлений. В разделе «Креативное развитие» предусматривается вовлечение детей в художественно-творческую, игровую и театрализованную деятельность, музыкальное развитие, формирование мелкой моторики и конструктивного праксиса. Всестороннее полноценное развитие двигательных способностей и обогащение двигательного опыта детей, укрепление здоровья и закаливание организма, развитие его необходимых физических качеств и двигательных умений, а также профилактика плоскостопия и нарушений осанки выступают как обязательные составляющие работы педагогов по разделу «Физическое здоровье и развитие». На формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях, воспитание доброжелательного отношения к окружающим и вежливости ориентированы задачи и содержание раздела «Нравственное воспитание». Раздел «Трудовое воспитание» ориентирован на воспитание у детей желания принимать участие в трудовой деятельности и формирование навыков самообслуживания. Программное содержание внутри каждого раздела организовано в соответствии с тремя периодами. Системообразующим и цементирующим всю деятельность взрослых выступает тематический принцип планирования коррекционной работы, который обеспечивает концентрированное изучение материала и его многократное ежедневное повторение в специально организованных коммуникативных ситуациях. Особое внимание автор уделяет правильной организации предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении, поскольку именно она создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для него сферах жизни, позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Четкое распределение коррекционно-развивающих и воспитательных функций между специалистами ДОУ — еще одна особенность построения и реализации данной программы. Особенно значимым автор называет ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя в ходе режимных моментов, при планировании работы, выборе оптимальных средств коррекционно-развивающего воздействия. Существенным моментом программы является необходимость активной поддержки деятельности педагогического коллектива детского сада родителями, которая предполагает систематическую консультативно-методическую помощь им со стороны логопеда и воспитателей группы. В методический комплект к программе входит пособие для специалистов ДОУ, рабочие тетради для детей, комплекты дидактических игр, тетрадь с методическими рекомендациями для родителей и др. * * * Программа рекомендована региональным экспертным советом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга. Литература Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Младшая логопедическая группа. СПб., 2005. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развинающей работы в младшей логопедической группе. СПб., 2004. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развиваюшей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб., 2007. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (3—4 года). СПб., 2004. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. СПб., 2003. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4—7 лет) Автор Н.В. Нищева Программа рассчитана на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе ДОУ с 4-летнего возраста. Цель: построить систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи — [—III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной), IVуровень (по Т.Б. Филичевой) в возрасте 4—7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников. Задачи: коррекиионные, развивающие и воспитательные. Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Вместе с тем, автор особо подчеркивает приоритет коррек-Ционных задач и подчинение им задач общеобразовательной работы с детьми. Теоретической основой программы является рассмотрение общего недоразвития речи как системного нарушения речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р.Н. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина). Принципы построения программы. Основа программы — создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. По мнению автора, это достигается за счет модификации общеразвиваю-щих программ* и всего комплекса коррекдионно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей. В связи с этим первым в перечне принципов построения программы Н.В. Нищева называет принцип природосообразности, раскрывая его как стремление к реализации общеобразовательных задач параллельно с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей. Онтогенетический принцип предполагает учет общности развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Кроме того, в основу построения программы положены общедидактические принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп. Структура: пояснительная записка, общие рекомендации по реализации программы (включая примерные режим дня, расписание занятий на неделю, расписание работы логопеда и перечень лексических тем в каждой из них, рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды и осуществлению работы с родителями), а также подробное описание системы коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ОНР. В приложении содержатся рекомендации по проведению обследования и схема обследования ребенка с ОНР, перечень пособий методического комплекта, список специальной, методической и детской художественной литературы. Содержание. Центральным разделом программы является раздел «Речевое развитие», что обусловлено особенностями имеющихся * Программа воспитания и обучения в детском салу / Под ред. М.А. Васильевой, В.В- Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005; Детство: Программа развития и вое-питания в детском саду. СПб., 1995. у детей и требующих коррекции дефектов речи. Основными направлениями в рамках этого раздела выступают: — развитие словаря; — формирование и совершенствование грамматического строя — развитие фонетико-фонематической системы языка и на — обучение элементам грамоты; — развитие связной речи и речевого общения. Эти направления реализуются преимущественно в содержании деятельности логопеда, однако программой предусматривается активное включение в эту работу воспитателей ДОУ и родителей. Тематический подход к планированию содержания коррекци-онной работы обеспечивает концентрированное изучение материала и его ежедневное многократное повторение. Отбор лексического материала проводится с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. Другие разделы программы связаны с данным разделом и в совокупности позволяют решать задачи всестороннего и гармоничного развития личности каждого ребенка. Однако каждый раздел программы имеет свои специфические задачи и направления работы. Так, в разделе «Познавательное развитие» в качестве основных направлений деятельности специалистов ДОУ выделены: — сенсорное воспитание детей; — развитие психических функций; — ознакомление с окружающей действительностью; — ознакомление с художественной литературой; — развитие пространственных, временных и элементарных ма При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели организуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и математических представлений. В разделе «Креативноеразвитие» выделены следующие направления: — развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; — художественно-творческая деятельность; — музыкальное развитие; — игровая и театрализованная деятельность.
Руководство работой внутри раздела осуществляют воспитатели, в ней также участвует музыкальный руководитель и педагог-логопед. Воспитателям принадлежит и ведущая роль в реализации задач, выделенных в разделах «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание». Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» проводит главным образом руководитель физического воспитания с учетом состояния здоровья и уровня физического развития детей. Важной особенностью организации предметно-пространственной среды в соответствии с данной программой является создание в логопедическом кабинете, группе и ДОУ в целом специфических Центров детской деятельности, которые оснащаются необходимым учебно-игровым оборудованием. Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические рекомендации по планированию занятий воспитателя, примерные конспекты занятий, речевые карты, комплекты рабочих тетрадей, настольно-печатные игры и пособия для детей. Программа рекомендована к использованию в образовательных учреждениях экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Литература Ншцева Н.В. Конспекты подгрулповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. СПб., 2006. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., 2006. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб., 2006. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005. Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы детского сада № I, № 2, № 3. СПб., 2006. Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада № I, № 2. СПб., 2006. Нищева Н.В. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы № 1, № 2. СПб., 2006. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников)* Автор Г.А. Ванюхина Программа предназначена для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития (одаренных, со средшими способностями, с речевыми и психологическими нарушениями) и может использоваться: — в ДОУ общеразвивающего вида; — в группах для детей с недостатками речи (ФФН, ОНР II— Программа направлена на комплексное развитие у дошкольников разносторонних познавательных способностей, на совершенствование умений получать и передавать информацию посредством действия, мышления и речи. При этом речь выступает как ведущее коммуникативное средство и основной системообразующий фактор процесса познания. В качестве парциальной программы «Речецветик» согласуется с комплексными программами различной специфики, так как обогащает их системой способов, приемов и форм развития коммуникативно-познавательной речевой деятельности. Цель: формировать и гармонизировать энерпоинформационное пространство личности средствами природосоо)бразного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей детей. Задачи: — организовать биоадекватный воспитатель™ о-образовательный — обучать полисенсорным способам получения, переработки — проводить интеграцию направлений профилактической, ком
* Обзор подготовлен при участии Г.А. Ванюхиной. Степанова
|
|
|