Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История формирования муниципального имущества в России




Муниципальное имущество: состав, формирование, правовые режимы

 

 


 

Введение

муниципальный конституция имущество правовой

С целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления за ним признано право иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Однако самостоятельность местного самоуправления невозможна без финансово-экономической основы, включая муниципальное имущество. Данная самостоятельность должна опираться на экономическую основу в виде земли и природных ресурсов, муниципальных предприятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных доходов.

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности.

Вопросы, касающиеся муниципального имущества актуальны уже много лет. Процесс его становления продолжается и сейчас. В связи с этим раскрытие понятия, особенностей муниципального имущества, его структуры и правовой основы представляет определенный интерес.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и особенности муниципального имущества.

Задачи курсовой работы:

) Рассмотреть историю формирования муниципального имущества в России;

) Раскрыть понятие и состав муниципального имущества;

) Изучить принципы и способы формирования муниципального имущества;

) Рассмотреть особенности владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Объект исследования - правовой режим муниципальной собственности. Предмет исследования - отношения, возникающие в сфере владения, использования и распоряжения муниципальным имуществом.

При написании курсовой работы был изучено федеральное законодательство, регулирующее право муниципальной собственности, а также рассмотрены нормативно-правовые акты муниципального образования «Город Магадан».

При написании курсовой работы были задействованы учебники, комментарии и иные труды таких ученых как Г.В. Атаманчук, В.И. Васильев, А.Г. Бабичев, С.Ю. Наумов, А.Н. Борисов, А.А. Подсумкова и др.

Исследование выполнено на основе различных методов научного познания - общедиалектических (анализ, синтез), исторического, юридических - сравнительно-правового и др.

 


 

Создание, понятие и состав муниципального имущества

История формирования муниципального имущества в России

 

Муниципальная собственность как экономическая и правовая категория не была известна в Советском Союзе. Местные Советы распоряжались частью выделенной им государственной собственности. Распоряжение переданным им имуществом, было существенно ограничено, потому что оно являлось собственностью не местных Советов и не местного населения, а всего государства в целом.

Формирование муниципальной собственности и муниципального имущества началась в 1990-х гг. на основе Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В основном объекты муниципальной собственности складывались из объектов социальной сферы и жилья, находившихся на балансе местных Советов, и передачи в распоряжение городов и районов таких же объектов, находившихся в ведении предприятий и организаций, не подчиненных местным Советам. Число объектов «соцкультбыта» муниципального значения в то время значительно возросло. В некоторых городах их количество увеличилось в десятки раз.

Процесс муниципализации собственности сопровождался ее приватизацией, которая осуществлялась зачастую бездумно и хаотично, без всякого согласования с местными властями. В результате лучшие предприятия бытового обслуживания, общественного питания, магазины, ремонтно-строительные и другие организации ушли из ведения органов местного самоуправления. У них остались главным образом убыточные, к тому же ущербные, объекты, т.е. такие, которые находились в плохом состоянии и были мало пригодны для использования предприятиями и организациями.

Затем положение несколько выправилось. В 1994-1995 гг. Правительством РФ было издано несколько постановлений, регулирующих вопросы финансового и материально-технического обеспечения условий передачи объектов в муниципальную собственность. Из федерального бюджета стали выделяться средства на содержание передаваемых объектов, однако достаточными их назвать было никак нельзя.

К августу 1995 г., когда был принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», период массовой муниципализации государственного имущества прошел.

Закон определял, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29). Таким образом, перечень объектов муниципальной собственности не был закрытым и давал лишь примерное представление о составе муниципального имущества.

Главную часть этого имущества составляли организации и учреждения, задача которых заключалась в предоставлении социальных услуг населению. Другая, меньшая часть муниципального имущества напрямую не была связана с предоставлением социальных услуг. Это торговые предприятия, в том числе рынки, организации бытового обслуживания (банки, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, аптеки, сдаваемые в аренду нежилые помещения и т.д.). Некоторые муниципалитеты имели в собственности промышленные и строительные предприятия, а также предприятия по производству пищевых продуктов. Поскольку все они приносили доход и способствовали пополнению местных бюджетов, муниципалитеты болезненно воспринимали все предложения об их приватизации.

Новый Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определив вопросы местного значения, решаемые органами местного самоуправления, жестко связал эти вопросы с имуществом, которое может находиться в собственности муниципальных образований разных типов.

Смысл такого подхода заключается в том, чтобы материально подкрепить компетенцию органов местного самоуправления и сосредоточить их усилия на решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также имущество, предназначенное для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности самих органов и должностных лиц местного самоуправления.

Определяя эти концептуальные положения, законодатель ставил задачу учесть особенности нового экономического строя, где утверждается рыночная экономика и где предпринимательство должно находиться в частных руках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...