Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование муниципального имущества




Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Например, согласно Концепции управления муниципальной собственностью в городе Магадане до 2020 года в собственности муниципального образования «Город Магадан» находятся 116 учреждений.

В муниципальном образовании «Город Магадан» зарегистрировано 29 муниципальных унитарных предприятий, из которых в отношении 6 введены процедуры банкротства либо ликвидации.

Общая стоимость муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, составляет 1878627,1 тысячи рублей, общая площадь помещений, переданных в хозяйственное ведение предприятий, 53,4 тыс. кв. м.

В казне города Магадана числится:

объектов недвижимости общей площадью 260 907,8 тыс. кв. м;

единиц транспортных средств общей остаточной стоимостью 13506,2 тысячи рублей.

В собственности муниципального образования «Город Магадан» находится 6 пакетов акций акционерных обществ номинальной стоимостью 6021,0 тысячи рублей.

В собственности муниципального образования «Город Магадан» зарегистрировано 324 земельных участка общей площадью 981,63 гектара.

Формирование муниципальной собственности происходит:

) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, добровольных пожертвований, подлежащих зачислению в местный бюджет;

) при разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную;

) на основании правопреемства;

) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

) при разграничении муниципальной собственности;

) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;

) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

При формировании экономических основ местного самоуправления учитываются следующие принципы:

) принцип необходимости - определяет, что необходимо выделить в качестве муниципального имущества, чтобы реализовать потребности населения;

) принцип достаточности ресурсов муниципального образования - устанавливает, что муниципальное имущество должно обеспечивать реализацию основных функций местного самоуправления;

) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования (ресурсы соседних муниципальных образований должны использоваться только в исключительном случае);

) принцип инфраструктурной целостности (необходимо стремиться к максимальной завершенности технологического цикла, так как закрепление объектов управления за разными собственниками затрудняет их эксплуатацию);

) принцип динамичности (с течением времени происходит изменение состава и размеров муниципального имущества вследствие передачи, перераспределения, приватизации и т.п.);

) принцип гибкости - требует учитывать, что границы и размер муниципального имущества изменяются при изменении условий хозяйствования, нормативно-правовой базы и других внешних факторов;

) принцип невмешательства (формирование и развитие муниципальной собственности не должно препятствовать формированию и развитию иных форм собственности);

) принцип экономической самостоятельности органов местного самоуправления и другие.

В качестве критериев формирования муниципального имущества можно выделить следующие:

) критерий обязательности, то есть в состав муниципальной собственности обязательно должны входить объекты, обеспечивающие выполнение социальных, экономических прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять государственные органы;

) критерий структурной связанности (для объектов муниципальной собственности характерна высокая степень технологически-функциональных взаимосвязей в рамках муниципального образования);

) критерий значимости означает, что в состав муниципальной собственности должны входить наиболее значимые и приоритетные объекты для социально-экономического развития муниципального образования;

) критерий возможности: в состав муниципальной собственности следует вносить те объекты, содержание и финансирование которых возможны за счет средств местного бюджета.

Формирование муниципальной собственности осуществляется в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность. Данный порядок приобретения муниципальной собственности регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно данному Постановлению объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Оформление передачи данных объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима: 1) обязательная передача имущества от одного органа публичной власти другому; 2) факультативная (по согласованию) передача имущества от одного органа публичной власти другому.

Следует обратить внимание, что по смыслу закона обязательность передачи включает как обязанность одной стороны передать имущество, не отвечающее ее публичным задачам, так и обязанность другой стороны принять имущество, если оно соответствует ее публичным функциям. Таким образом, муниципальные образования имеют право требовать передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им федерального или регионального имущества в следующих двух ситуациях:

) если такое имущество может находиться исключительно в собственности этого муниципального образования - т.е. не может находиться в собственности РФ или субъекта РФ (не соответствует их задачам) и может находиться в собственности муниципального образования (независимо от того, что оно может находиться и в частной собственности!)

) если имущество может находиться в федеральной или региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.

Право муниципальной собственности прекращается:

1) В случае гибели или уничтожения имущества.

)   При отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации.

)   Путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном федеральным законом или договором.

)   По иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В ч. 5 ст. 50 Закона №131-ФЗ указано требование о том, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Таким образом, незаконной становится муниципальная практика по созданию предприятий, учреждений и организаций, не связанных с данными направлениями (например, организация органами местного самоуправления предприятий, осуществляющих производственную и торговую деятельность, связанную с реализацией вино-водочной, табачной, парфюмерно-косметической и другой продукцией, а также посредническую и иную деятельность).

В России продолжается процесс приватизации как государственного, так и муниципального имущества. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Несмотря на слишком широкое нормативное определение приватизации она распространяется в первую очередь, на продажу муниципальных унитарных предприятий, акций акционерных обществ, предприятия как имущественного комплекса, включая объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения, зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено, объектов культурного наследия.

Самая распространённая приватизация муниципального имущества - это приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, осуществляется на основе Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Важным документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации. Местные программы приватизации могут вводить дополнительные условия, например: ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности; критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности; обоснование выбора объектов муниципальной собственности для приватизации; дополнительные льготы при приватизации муниципального имущества, предоставляемые определенным социальным группам; прогноз поступления средств от приватизации; иные положения.

Торги объектами муниципальной собственности ведутся на конкурсной основе. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Основными показателями, характеризующими структуру муниципальной собственности, являются данные реестра муниципальной собственности. В нем учитываются:

) муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

) муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными учреждениями или предприятиями;

) муниципальные жилые и нежилые здания, строения, помещения, созданные или приобретенные за счет средств городского бюджета, внебюджетных фондов или переданные и отнесенные к муниципальной собственности в установленном законом порядке;

) муниципальные пакеты акций в уставном капитале акционерных обществ;

) объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства города;

) имущество, принятое в муниципальную собственность от предприятий, организаций различных форм собственности;

) иное движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в безвозмездное пользование, аренду, залог и т.п.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...