Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На музыкально-ритмическом занятии




 

Одной из форм организации работы по РСВ является музы­кально-ритмическое занятие. Эти занятия введены в работу школ в 1986/87 учебном году, но до сих пор не нашли достаточ­ного отражения в литературе. Существуют отдельные статьи практических работников школ в журнале "Дефектология", од­нако они не имеют серьезного теоретического обоснования. Сле­дует отметить, что большую помощь может получить практи­ческий работник из пособия Т. М. Власовой и А. Н. Пфафенродт (1989) "Фонетическая ритмика".

Задачей музыкально-ритмических занятий в школах глухих и слабослышащих является развитие слухового восприятия во вза­имосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.

Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у глухих и слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению позна­вательных интересов, автоматизации произносительных навы­ков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Вот некоторые аспекты музыкально-ритмического воспитания де­тей с нарушенным слухом, которые имеют существенные откло­нения от нормы и требуют коррекции в учебной, воспитатель­ной работе и образовании в целом.

Содержанием обучения является развитие двигательных навы­ков под музыкальное сопровождение, восприятие несложных му­зыкальных произведений, воспроизведение простейших музы­кальных ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, барабан, дудка и т. д.), работа над произноси­тельной стороной речи с использованием фонетической ритмики и без нее, овладение элементами речитативного пения и т. д.

Программа музыкально-ритмических занятий тесно связана с развитием слухового восприятия и формированием произношения.

Первое направление — связь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение, т.е. сделать речь ребёнка эмоциональной и выразительной.

В упражнениях осуществляется работа над целым словом, его элементами, т. е. слогами и отдельными звуками. Материалом служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, короткие тексты в виде пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешек, небольших стихотворений, песен и др.

Речевой материал проговаривается в сочетании с движения­ми, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с об­щей моторикой тела. Это составляет часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой.

Таким образом, в процессе перехода от макродвижений к микродвижениям у детей формируется естественная речь с ин­тонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия.

Вторым направлением музыкально-ритмических занятий яв­ляется развитие слухового восприятия. Это значит, что в процессе занятий используется остаточный и сниженный слух для разви­тия слухового восприятия музыки, неречевых звуков и речи. Вос­приятие неслышащими и слабослышащими музыки основыва­ется на использовании и развитии сохранной функции слухово­го анализатора. Для этого используются произведения песенного характера, небольшие и несложные музыкальные пьесы, русские народные песни и др. В содержание работы над песней и музы­кальными пьесами входит их прослушивание, небольшая бесе­да об авторах, определение характера музыкального произве­дения (быстрая, медленная, грустная, веселая, тихая, громкая и т. д.). Эту работу можно сочетать с рассматриванием и подбо­ром пейзажа, картины, портрета, раскрывающих эмоциональ­ную сторону восприятия музыки, с подбором соответствующих картин к определенным выразительным частям музыкальной пьесы и т. д. Учитель может научить учащихся узнавать на слух характер музыкального произведения, настроение героя пьесы уже в 1-м классе. Об этом пишет в своей статье Т. М. Вилочкина (1990) в журнале "Дефектология" № 2. Автором использовался "Детский альбом" П. И. Чайковского, произведения Л. В. Бетховена в работе с глухими детьми, а также произведения Д. Кабалевского и других современных композиторов.

После такой предварительной работы по восприятию музы­ки можно переходить к воспроизведению несложных ритмов пе­сенного характера на маракасах, бубне, дудочке и других инст­рументах. Это способствует развитию у детей слухового воспри­ятия, звуко-высотного слуха, способности к эмоциональному восприятию музыки.

Так, учащиеся уже в 1-м классе учатся выделять сильную долю в марше, песне, танце, передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

На музыкально-ритмическом занятии осуществляется взаи­модействие с речью, речедвигательным анализатором, т. к. уча­щиеся не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем исполняют речитативом. Для этого они знако­мятся с содержанием песни, прослушивают ее в исполнении учителя в музыкальном сопровождении, отрабатывают произ­носительную сторону песни, воспроизводят ритмический рису­нок, а затем разучивают с учителем и исполняют речитативом под музыку. Это имеет большое значение для формирования правильной ритмико-интонационной структуры устной речи неслышащих и слабослышащих, позволяет проникать в эмоци­ональное содержание песни, развивать навыки выразительно­го, коллективного ее исполнения.

Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), движения головы (повороты), движение плеч (поднять, опустить), движения рук (вверх — вниз, вперед — в сто­роны и т. д.), движения кистей рук, движения ног. Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскок. Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а так­же без речи и с речью, используя потешки, считалки, четырехстишия, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.

Движения могут сопровождаться работой над текстом, рит­мом и выразительностью речи, а также над интонацией и ме­лодикой речи.

Ритмические движения в сочетании с речью и музыкой зара­нее не разучиваются, они усваиваются в процессе упражнений, которыми овладевают учащиеся в результате многократных повторений на музыкально-ритмических занятиях.

Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объеди­няет три направления работы: развитие движений, формиро­вание произносительной стороны речи и развитие слухового восприятия.

Рекомендуем структуру музыкально-ритмического за­нятия.

1. Организация начала занятия.

Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здорова­ются с учителем.

2. Разминка.

Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают со­пряженно с учителем или вслед за ним (отраженно).

3. Основная часть занятия. Проводится работа над:

— развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ;

— формированием (автоматизация, коррекция) произноше­ния в сочетании с крупной моторикой и РСВ;

— развитием слухового восприятия в сочетании с речью и дви­жениями.

Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слу­хового восприятия в сочетании друг с другом.

4. Организация окончания занятия.

Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они уз­нали нового, что их заинтересовало на занятии.

Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведен­ного учителем Ж. А. Фоминой.

Тема:

— звуки сш;

— восприятие музыкальных ритмов;

— вальс, современный танец. Задачи:

— дифференциация звуков сш;

— различение различных музыкальных ритмов;

— соотнесение движений танца с музыкальными ритмами. Оборудование: таблички с записью слогов, слов, фраз, стихот­ворения, магнитофонная запись музыкальных ритмов.

П л а н з а н я т и я

1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы уча­щихся к учителю о задачах и плане занятия).

2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музыку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, движения для рук, ног, туловища).

3. Упражнения по фонетической ритмике:

— упражнение для изолированных согласных с и ш;

— упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными;

с_ а ш_а

с_о ш_о и т. д.;

— упражнения в произношении слогов и фраз типа:

са са сав лесу бегает лиса

ша ша шамама моет малыша.

4. Работа над четверостишием:

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

(А. Шибаев)

Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся:

— Какое это время года?

— Кто это? (Корова.)

— Что это? (Луг, цветочки, трава.)

— Что делает корова? (Ест траву с цветкамикашку.)

— Послушайте стихотворение.

— Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша.

— Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произ­носите все звуки, следите за произношением с и ш.

5. Прослушивание музыкальных ритмов:

— Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, мед­ленная, громкая, тихая, плавная, грустная, веселая;

— Какому танцу она соответствует. (Прослушивают вальс и определяют характер музыки; прослушивают современный музыкальный ритм и определя­ют характер музыки;

все музыкальные ритмы знакомы.)

6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями.

— Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно включает вальс, современные ритмы, учащиеся танцуют.)

7. Организация окончания занятия:

— Какое было занятие?

— Что мы делали на занятии?

— Какие вопросы вы хотите мне задать?

— До свидания. Занятие окончено.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...