На музыкально-ритмическом занятии
Одной из форм организации работы по РСВ является музыкально-ритмическое занятие. Эти занятия введены в работу школ в 1986/87 учебном году, но до сих пор не нашли достаточного отражения в литературе. Существуют отдельные статьи практических работников школ в журнале "Дефектология", однако они не имеют серьезного теоретического обоснования. Следует отметить, что большую помощь может получить практический работник из пособия Т. М. Власовой и А. Н. Пфафенродт (1989) "Фонетическая ритмика". Задачей музыкально-ритмических занятий в школах глухих и слабослышащих является развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у глухих и слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Вот некоторые аспекты музыкально-ритмического воспитания детей с нарушенным слухом, которые имеют существенные отклонения от нормы и требуют коррекции в учебной, воспитательной работе и образовании в целом. Содержанием обучения является развитие двигательных навыков под музыкальное сопровождение, восприятие несложных музыкальных произведений, воспроизведение простейших музыкальных ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, барабан, дудка и т. д.), работа над произносительной стороной речи с использованием фонетической ритмики и без нее, овладение элементами речитативного пения и т. д. Программа музыкально-ритмических занятий тесно связана с развитием слухового восприятия и формированием произношения.
Первое направление — связь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение, т.е. сделать речь ребёнка эмоциональной и выразительной. В упражнениях осуществляется работа над целым словом, его элементами, т. е. слогами и отдельными звуками. Материалом служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, короткие тексты в виде пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешек, небольших стихотворений, песен и др. Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Это составляет часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой. Таким образом, в процессе перехода от макродвижений к микродвижениям у детей формируется естественная речь с интонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия. Вторым направлением музыкально-ритмических занятий является развитие слухового восприятия. Это значит, что в процессе занятий используется остаточный и сниженный слух для развития слухового восприятия музыки, неречевых звуков и речи. Восприятие неслышащими и слабослышащими музыки основывается на использовании и развитии сохранной функции слухового анализатора. Для этого используются произведения песенного характера, небольшие и несложные музыкальные пьесы, русские народные песни и др. В содержание работы над песней и музыкальными пьесами входит их прослушивание, небольшая беседа об авторах, определение характера музыкального произведения (быстрая, медленная, грустная, веселая, тихая, громкая и т. д.). Эту работу можно сочетать с рассматриванием и подбором пейзажа, картины, портрета, раскрывающих эмоциональную сторону восприятия музыки, с подбором соответствующих картин к определенным выразительным частям музыкальной пьесы и т. д. Учитель может научить учащихся узнавать на слух характер музыкального произведения, настроение героя пьесы уже в 1-м классе. Об этом пишет в своей статье Т. М. Вилочкина (1990) в журнале "Дефектология" № 2. Автором использовался "Детский альбом" П. И. Чайковского, произведения Л. В. Бетховена в работе с глухими детьми, а также произведения Д. Кабалевского и других современных композиторов.
После такой предварительной работы по восприятию музыки можно переходить к воспроизведению несложных ритмов песенного характера на маракасах, бубне, дудочке и других инструментах. Это способствует развитию у детей слухового восприятия, звуко-высотного слуха, способности к эмоциональному восприятию музыки. Так, учащиеся уже в 1-м классе учатся выделять сильную долю в марше, песне, танце, передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах. На музыкально-ритмическом занятии осуществляется взаимодействие с речью, речедвигательным анализатором, т. к. учащиеся не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем исполняют речитативом. Для этого они знакомятся с содержанием песни, прослушивают ее в исполнении учителя в музыкальном сопровождении, отрабатывают произносительную сторону песни, воспроизводят ритмический рисунок, а затем разучивают с учителем и исполняют речитативом под музыку. Это имеет большое значение для формирования правильной ритмико-интонационной структуры устной речи неслышащих и слабослышащих, позволяет проникать в эмоциональное содержание песни, развивать навыки выразительного, коллективного ее исполнения.
Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), движения головы (повороты), движение плеч (поднять, опустить), движения рук (вверх — вниз, вперед — в стороны и т. д.), движения кистей рук, движения ног. Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскок. Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с речью, используя потешки, считалки, четырехстишия, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями. Движения могут сопровождаться работой над текстом, ритмом и выразительностью речи, а также над интонацией и мелодикой речи. Ритмические движения в сочетании с речью и музыкой заранее не разучиваются, они усваиваются в процессе упражнений, которыми овладевают учащиеся в результате многократных повторений на музыкально-ритмических занятиях. Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объединяет три направления работы: развитие движений, формирование произносительной стороны речи и развитие слухового восприятия. Рекомендуем структуру музыкально-ритмического занятия. 1. Организация начала занятия. Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здороваются с учителем. 2. Разминка. Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают сопряженно с учителем или вслед за ним (отраженно). 3. Основная часть занятия. Проводится работа над: — развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ; — формированием (автоматизация, коррекция) произношения в сочетании с крупной моторикой и РСВ; — развитием слухового восприятия в сочетании с речью и движениями. Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слухового восприятия в сочетании друг с другом.
4. Организация окончания занятия. Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они узнали нового, что их заинтересовало на занятии. Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведенного учителем Ж. А. Фоминой. Тема: — звуки с — ш; — восприятие музыкальных ритмов; — вальс, современный танец. Задачи: — дифференциация звуков с — ш; — различение различных музыкальных ритмов; — соотнесение движений танца с музыкальными ритмами. Оборудование: таблички с записью слогов, слов, фраз, стихотворения, магнитофонная запись музыкальных ритмов. П л а н з а н я т и я 1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы учащихся к учителю о задачах и плане занятия). 2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музыку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, движения для рук, ног, туловища). 3. Упражнения по фонетической ритмике: — упражнение для изолированных согласных с и ш; — упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными; с_ а ш_а с_о ш_о и т. д.; — упражнения в произношении слогов и фраз типа: са са са — в лесу бегает лиса ша ша ша — мама моет малыша. 4. Работа над четверостишием: На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет. (А. Шибаев) Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся: — Какое это время года? — Кто это? (Корова.) — Что это? (Луг, цветочки, трава.) — Что делает корова? (Ест траву с цветками — кашку.) — Послушайте стихотворение. — Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша. — Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произносите все звуки, следите за произношением с и ш. 5. Прослушивание музыкальных ритмов: — Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, медленная, громкая, тихая, плавная, грустная, веселая; — Какому танцу она соответствует. (Прослушивают вальс и определяют характер музыки; прослушивают современный музыкальный ритм и определяют характер музыки; все музыкальные ритмы знакомы.) 6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями. — Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно включает вальс, современные ритмы, учащиеся танцуют.) 7. Организация окончания занятия: — Какое было занятие? — Что мы делали на занятии? — Какие вопросы вы хотите мне задать? — До свидания. Занятие окончено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|