Различение ритмической структуры слова
Учащиеся в период работы над неречевыми звуками усвоили, что окружающие звуки имеют различную громкость и длительность. Задача упражнений в этом разделе работы заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, обозначать и выделять голосом при чтении, различать слова по количеству слогов, месту ударного гласного и ударному слогу. В школе глухих для различения ритма подбираются сначала простейшие слогосочетания, состоящие из двух слогов, но с разным местом ⁄ ⁄ ⁄ ⁄ ударения, например, mama, mama; а затем из трех слогов: татата, татата, ⁄ татата. Слогосочетания записываются на табличках или доске. Учитель произносит слогосочетание без экрана, выделяя ударный слог силой и протяженностью (та___та). Это слогосочетание соотносится с табличкой, отхлопывается, выделяя ударный слог более широким разведением рук в стороны. На занятии рассматривается не более трех слогосочетаний. Затем аналогичная работа проводится за экраном, изолируется зрение учащихся. На последующих занятиях осуществляется различение ритма в словах. Для этого подбираются слова различной сложности и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными:
⁄ ⁄ ⁄ ⁄ ⁄ мама, коза, варежки, собака, карандаш. Работу начинают с двухсложных слов, т. к. они легче всего различаются, на слух. Занятие проводится следующим образом. Учитель показывает ряд картинок и выясняет (Что это?), знают ли дети, что обозначают предметы, изображенные на них. Под каждой картинкой прикрепляется табличка с названием предмета, объекта, с обозначенным ударением общепринятым знаком. Учитель, опираясь на слух и зрение учащихся, произносит слово, выделяя ударные гласные более долгим произношением (ма_____ма) и спрашивает: Который слог длиннее? Повторяет слово два-три раза, чтобы дать возможность учащимся прислушаться к произношению. При произношении учащиеся совместно с учителем отхлопывают количество слогов, выделяя ударный слог широким разведением рук в стороны в горизонтальном направлении. Затем дети эту работу проделывают самостоятельно. Для облегчения усвоения ударного слога в слове можно воспользоваться графическими схемами, где ударный слог обозначается прямоугольником или более длинным отрезком, а безударный — квадратом и коротким отрезком.
Учащиеся, опираясь на слух и зрение, определяют, какой слог в слове произносится более продолжительно, и, опираясь на табличку со словом и схему, воспроизводят слово с выделением ударного слога. Затем учитель предлагает на слух определить место ударного слога в слове, различить слово по слоговому и ритмическому рисунку. На этих занятиях можно использовать такие упражнения, как составление модели слова из набора квадратов и прямоугольников различной величины и окраски; зарисовка схем на доске рядом со словом, запись ритмов слов (корова — __ _′_ __), вписывание слов по слогам в готовые схемы — прямоугольники и квадраты, зарисовка моделей слов в виде схем, составление таблиц с ударением на первом, втором и третьем слогах. Как видпомощи можно использовать работу с фалангами пальцев: ударный слог выделяется более сильным и продолжительным нажатием на фалангу пальца. В качестве упражнений, способствующих различению слов, можно использовать детское лото, картинное домино. Содержанием этого дидактического материала могут быть темы: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, продукты питания, цветы, арифметический материал. Для закрепления умения выделять ударный слог в слове можно рекомендовать слова-омографы, т. е. такие, которые имеют одинаковый графический образ, но разный ритмический рисунок и различные значения
⁄ ⁄ ⁄ ⁄ (замок — замок, стрелки — стрелки и т. д.). Эти слова предъявляются для различения парами, чтобы учащиеся, опираясь на слух, опознавали слово по ритмическому рисунку. После различения ударения в словах можно перейти к различению ударения в словосочетаниях, предложениях, тексте (стихотворных и прозаических). Для этой работы тексты и предложения лучше выбирать из "Книг для чтения". В школе слабослышащих работу по восприятию ударного слога в словах можно осуществлять на большем объеме материала, в более короткие сроки и сразу на слуховой основе. К слухо-зрительному восприятию прибегают в том случае, если требуется помощь при различении. Наши исследования показали, что слабослышащие учащиеся быстро овладевают ритмической структурой слова. Такого раздела в программе индивидуальных занятий нет, но он есть в программе фронтальных занятий. Поэтому технология школы глухих вполне применима в школе слабослышащих. Работа по РСВ не может ограничиваться различением звуко-слуховой и ритмической структуры слова, опознаванием слов. Она является подготовкой для восприятия речи в целом. Приведем в качестве примера разработку развернутого плана фронтального занятия в 1-м классе школы слабослышащих пос. Юкки, проведенного учителем С. В. Мигачевой. Тема. Различение ритмической структуры слова. Задачи: — различение слов по количеству слогов и месту ударения; — выделение ударного слога в собственной речи учащихся; — восприятие на слух ударения и его переноса с одного слога на другой. Оборудование. Картинки с изображением зверей, бумажные полоски с передвигающимися планками. План занятия 1. Организация начала занятия. 2. Слуховая перекличка с голоса учителя. 3. Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики на материале звуков в, ф, с, з, ш, ж. — Дополните мои предложения звуками: Ветер дует... (ф___в________) Комар поет... (с___ з_________) Деревья шумят... (ш____________) Жук жужжит... (ж____________) 4. Восприятие текста. — Сегодня в лесу праздник. У Зайки день рождения. Пришли гости — Еж, Белочка, Медвежонок. Они принесли Зайке подарки.
5. Вопросы по тексту. — О чем текст? — Где произошло событие? — У кого праздник? — Кто пришел на праздник? 6. Физкультминутка. — Прыгайте как зайчики. — Как ходит медведь? Покажите. — Побегайте как белочка. — Покажите, как бегает — А теперь послушайте, как звучит барабан. Угадайте, кто пришел в гости, и изобразите этого зверя: ___ ___ ___ ___ (Медведь); ___ _ ___ _ ___ _ (Зайка); ___ ___ ___ ___ (Белочка); ______________ (Еж). 7. Определение места ударения. — Послушайте слово [Белочка], отхлопайте количество слогов. — Сколько слогов в слове? (Три.) Назовите первый, второй, третий слог. — Послушайте, какой слог я говорю долго [бе___лочка]. (Первый слог.) — Долго произносится ударный слог. Ударение обозначается так — ⁄ белочка. — Возьмите полоски (с передвигающимися планками). Обозначьте на них количество слогов и ударный слог. (Аналогичная работа проводится с остальными совами: Зайка, Медведь, Еж.) — Звери пришли к Зайке с подарком. Послушайте, я вам их назову, а вы зарисуйте квадратиками и прямоугольниками слова. Выделите ударный слог. 7. Восприятие слов на слух и их схематическое изображение.
Еж принес яблоки и грибы:
— Произнеси эти слова с ударением.
Белка припасла шишки и орехи:
— Произнеси эти слова с ударением. Медвежонок принес мед:
9. Упражнения на перенос ударения. — У вас конверты. В них слова. Поставьте ударения в словах: медведь — медвежонок. На какой слог падает ударение в слове медведь (медвежонок)? Произнеси эти слова правильно, с ударением. Прослушайте другие слова, расставьте ударение и произнесите: зайка — зайчонок, еж — ежонок, белка — бельчонок. 10. Организация окончания занятия. — Чем мы сегодня занимались? — Чему вы научились? — О чем вы хотите меня спросить? Сегодня вы хорошо работали. Все задания выполнили правильно. — До свидания. Занятие окончено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|