Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различение ритмической структуры слова




Учащиеся в период работы над неречевыми звуками усвоили, что окружающие звуки имеют различную громкость и длительность.

Задача упражнений в этом разделе работы заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, обозначать и выделять голосом при чтении, различать слова по количеству слогов, месту ударного гласного и ударному слогу.

В школе глухих для различения ритма подбираются сначала простейшие слогосочетания, состоящие из двух слогов, но с разным местом

⁄ ⁄ ⁄ ⁄

ударения, например, mama, mama; а затем из трех слогов: татата, татата,

татата. Слогосочетания записываются на табличках или доске. Учитель произносит слогосочетание без экрана, выделяя ударный слог силой и протяженностью (та___та). Это слогосочетание соотносится с табличкой, отхлопывается, выделяя ударный слог более широким разведением рук в стороны. На занятии рассматривается не более трех слогосочетаний. Затем аналогичная работа проводится за экраном, изолируется зрение учащихся.

На последующих занятиях осуществляется различение ритма в словах. Для этого подбираются слова различной сложности и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными:

 

 

⁄ ⁄ ⁄ ⁄ ⁄

мама, коза, варежки, собака, карандаш. Работу начинают с двухсложных слов, т. к. они легче всего различаются, на слух.

Занятие проводится следующим образом. Учитель показывает ряд картинок и выясняет (Что это?), знают ли дети, что обозначают предметы, изображенные на них. Под каждой картинкой прикрепляется табличка с названием предмета, объекта, с обозначенным ударением общепринятым знаком. Учитель, опираясь на слух и зрение учащихся, произносит слово, выделяя ударные гласные более долгим произношением (ма_____ма) и спрашивает: Который слог длиннее? Повторяет слово два-три раза, чтобы дать возможность учащимся прислушаться к произношению. При произношении учащиеся совместно с учителем отхлопывают количество слогов, выделяя ударный слог широким разведением рук в стороны в горизонтальном направлении. Затем дети эту работу проделывают самостоятельно. Для облегчения усвоения ударного слога в слове можно воспользоваться графическими схемами, где ударный слог обозначается прямоугольником или более длинным отрезком, а безударный — квадратом и коротким отрезком.

Учащиеся, опираясь на слух и зрение, определяют, какой слог в слове произносится более продолжительно, и, опираясь на табличку со словом и схему, воспроизводят слово с выделением ударного слога. Затем учитель предлагает на слух определить место ударного слога в слове, различить слово по слоговому и ритмическому рисунку.

На этих занятиях можно использовать такие упражнения, как составление модели слова из набора квадратов и прямоугольников различной величины и окраски; зарисовка схем на доске рядом со словом, запись ритмов слов (корова — __ _′_ __), вписывание слов по слогам в готовые схемы — прямоугольники и квадраты, зарисовка моделей слов в виде схем, составление таблиц с ударением на первом, втором и третьем слогах. Как видпомощи можно использовать работу с фалангами пальцев: ударный слог выделяется более сильным и продолжительным нажатием на фалангу пальца.

В качестве упражнений, способствующих различению слов, можно использовать детское лото, картинное домино. Содержанием этого дидактического материала могут быть темы: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, продукты питания, цветы, арифметический материал.

Для закрепления умения выделять ударный слог в слове можно рекомендовать слова-омографы, т. е. такие, которые имеют одинаковый графический образ, но разный ритмический рисунок и различные значения

⁄ ⁄ ⁄ ⁄

(замокзамок, стрелкистрелки и т. д.).

Эти слова предъявляются для различения парами, чтобы учащиеся, опираясь на слух, опознавали слово по ритмическому рисунку.

После различения ударения в словах можно перейти к различению ударения в словосочетаниях, предложениях, тексте (стихотворных и прозаических). Для этой работы тексты и предложения лучше выбирать из "Книг для чтения".

В школе слабослышащих работу по восприятию ударного слога в словах можно осуществлять на большем объеме материала, в более короткие сроки и сразу на слуховой основе. К слухо-зрительному восприятию прибегают в том случае, если требуется помощь при различении.

Наши исследования показали, что слабослышащие учащиеся быстро овладевают ритмической структурой слова. Такого раздела в программе индивидуальных занятий нет, но он есть в программе фронтальных занятий. Поэтому технология школы глухих вполне применима в школе слабослышащих.

Работа по РСВ не может ограничиваться различением звуко-слуховой и ритмической структуры слова, опознаванием слов. Она является подготовкой для восприятия речи в целом.

Приведем в качестве примера разработку развернутого плана фронтального занятия в 1-м классе школы слабослышащих пос. Юкки, проведенного учителем С. В. Мигачевой.

Тема. Различение ритмической структуры слова.

Задачи:

— различение слов по количеству слогов и месту ударения;

— выделение ударного слога в собственной речи учащихся;

— восприятие на слух ударения и его переноса с одного слога на другой.

Оборудование. Картинки с изображением зверей, бумажные полоски с передвигающимися планками.

План занятия

1. Организация начала занятия.

2. Слуховая перекличка с голоса учителя.

3. Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики на материале звуков в, ф, с, з, ш, ж.

— Дополните мои предложения звуками:

Ветер дует... (ф___в________)

Комар поет... (с___ з_________)

Деревья шумят... (ш____________)

Жук жужжит... (ж____________)

4. Восприятие текста.

— Сегодня в лесу праздник. У Зайки день рождения. Пришли гости — Еж, Белочка, Медвежонок. Они принесли Зайке подарки.

5. Вопросы по тексту.

— О чем текст?

— Где произошло событие?

— У кого праздник?

— Кто пришел на праздник?

6. Физкультминутка.

— Прыгайте как зайчики.

— Как ходит медведь? Покажите.

— Побегайте как белочка.

— Покажите, как бегает

— А теперь послушайте, как звучит барабан. Угадайте, кто пришел в гости, и изобразите этого зверя:

___ ___ ___ ___ (Медведь);

___ _ ___ _ ___ _ (Зайка);

___ ___ ___ ___ (Белочка);

______________ (Еж).

7. Определение места ударения.

— Послушайте слово [Белочка], отхлопайте количество слогов.

— Сколько слогов в слове? (Три.) Назовите первый, второй, третий слог.

— Послушайте, какой слог я говорю долго [бе___лочка]. (Первый слог.)

— Долго произносится ударный слог. Ударение обозначается так —

белочка.

— Возьмите полоски (с передвигающимися планками). Обозначьте на них количество слогов и ударный слог.

(Аналогичная работа проводится с остальными совами: Зайка, Медведь, Еж.)

— Звери пришли к Зайке с подарком. Послушайте, я вам их назову, а вы зарисуйте квадратиками и прямоугольниками слова. Выделите ударный слог.

7. Восприятие слов на слух и их схематическое изображение.

   

 

     

Еж принес яблоки и грибы:

 

— Произнеси эти слова с ударением.

   

 

     

Белка припасла шишки и орехи:

 

— Произнеси эти слова с ударением.

 

Медвежонок принес мед:

 

9. Упражнения на перенос ударения.

— У вас конверты. В них слова. Поставьте ударения в словах: медведьмедвежонок.

На какой слог падает ударение в слове медведь (медвежонок)? Произнеси эти слова правильно, с ударением.

Прослушайте другие слова, расставьте ударение и произнесите: зайказайчонок, ежежонок, белкабельчонок.

10. Организация окончания занятия.

— Чем мы сегодня занимались?

— Чему вы научились?

— О чем вы хотите меня спросить?

Сегодня вы хорошо работали. Все задания выполнили правильно.

— До свидания. Занятие окончено.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...