Развитие слухового восприятия
На внеклассном занятии
Развитие слухового восприятия осуществляется не только на общеобразовательном уроке, но и во внеклассной работе. Задачей внеклассного занятия является закрепление и развитие приобретенных умений и навыков в ходе учебных занятий, т. е. включение материала РСВ и произношения в свободную речевую и слуховую деятельность; расширение представлений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в звуковой среде. С теоретической и практической точек зрения РСВ во внеклассное время разрабатывается крайне недостаточно. В специальной литературе изредка появляются отдельные статьи из опыта работы, посвященные этой проблеме, но этого явно недостаточно для научного обоснования данного вопроса. Наблюдения из практики работы школ-интернатов для детей с нарушением слуха показали, что развитие слухового восприятия во внеклассное время может осуществляться в двух направлениях, а именно: в ходе выполнения режимных моментов, любых внеклассных мероприятий; в ходе специально организованных мероприятий по РСВ. Большое значение придается реализации первого направления, т. к. оно занимает всю вторую половину дня школьника. Значимость РСВ во вторую половину дня повышается в связи с тем, что разнообразные виды деятельности учащихся соответствуют условиям бытовой обстановки дома, вне школы, содействуют переносу полученных умений и навыков в школе в условия обихода, способствуют расширению общения. Поэтому во внеклассное время тоже нужно использовать ЗУА. Однако возможности использования ЗУА коллективного назначения ограниченны ввиду того, что она непортативна. Хотя в ряде случаев во внеклассное время есть возможности использования ЗУА коллективного пользования, например во время проведения бесед, выполнения домашнего задания, настольных игр, просмотра телепередач и т. п. Реализация этого направления работы РСВ может осуществляться по типу общеобразовательных уроков: используется ЗУА коллективного пользования, основным видом восприятия речи является слухо-зрительное, рекомендуется восприятие речи на слух с ЗУА, с применением экрана.
Наряду с первым направлением работы по РСВ в школах-интернатах для детей с нарушением слуха практикуется второе направление, т. е. специально организованные мероприятия с целью развития слухового восприятия во внеклассное время. Так же как и первое направление, оно может проводиться в виде игр, например игры "Кто звонит?". Учащиеся определяют на слух источник звучания, который закрепляется за определенным героем сказки: у Лисы — колокольчик, у Зайца — барабан, у Волка — труба. Игры могут проводиться в любом возрасте, однако их характер будет меняться. Например, в группах, где находятся дети из 4 — 5-х классов, можно провести игру "Почта". Воспитанники пишут своим друзьям по группе письма (можно описать портрет друга), затем воспитатель читает их за экраном, а дети определяют, кому (о ком) это письмо. В старших классах можно провести игру "Поле чудес", когда дети на слух различают буквы из слова, а затем угадывают слово целиком. При этом на общем трафарете слова каждая угаданная буква в слове может обозначаться знаком "плюс", неугаданная — знаком "минус", а затем учитель произносит слово целиком за экраном. Внимательные и смышленые воспитанники помечают в индивидуальных трафаретах те буквы, звуки, которые они восприняли через ЗУА, им легче будет отгадать слово. Почти любую игру можно интерпретировать так, чтобы она служила РСВ.
Развитие слухового восприятия по второму направлению может осуществляться при проведении бесед, по результатам экскурсии, просмотра кинофильма, телепередач, театральной постановки, логопедических конференций и т. д. В любом возрасте вызывает интерес у воспитанников работа в кружках, студиях речитативного пения, знакомства с музыкальными инструментами и музыкальными произведениями, танцевальными ритмами и т. д. Такое музыкальное занятие может быть проведено по следующему плану. 1. Беседа воспитателя с детьми о творчестве композитора. 2. Знакомство с содержанием песни, ее краткий анализ. 3. Работа с текстом песни, йотирование. 4. Прослушивание записи песни. 5. Воспроизведение ритма песни на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, металлофон и др.). 6. Организация окончания занятия. На последующих занятиях осуществляются отработка произносительной стороны песни, хоровое речитативное пение с дирижированием, выступление с песней перед учащимися. По результатам проведенных занятий можно организовать следующие виды работы: "Концерт по заявкам"; заявки заранее собираются в письменном виде, а затем подбираются магнитофонные записи, воспитанники прослушивают и угадывают их названия. При этом можно продумать виды помощи в виде трафаретов с названием этих музыкальных произведений и постепенным открыванием шторок какой-либо части трафарета. Вызывает интерес у детей такой вид заключительной работы по теме, как "Люби и знай свой город" или "Экскурсия в город-побратим" и т. д. Предварительно проводятся экскурсии, изучаются главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники, пишутся небольшие сочинения, подбираются открытки. Затем воспитатель на одном из занятий читает за экраном эти сочинения, а учащиеся подбирают к ним открытки, угадывая, о чем идет речь. Приведем примерный план такого занятия. 1. Организация начала занятия с называнием темы и задач. 2. Работа с планом города и определение мест архитектурных памятников, ансамблей (часть материала воспринимается на слух). 3. Восприятие на слух сочинений воспитанников и подбор соответствующих открыток. 4. Просмотр телефильма о городе или чтение отрывков из произведений писателей и поэтов о памятниках и архитектурных ансамблях города (часть материала воспринимается на слух).
5. Заключительная беседа по теме. 6. Организация окончания занятия. Такие виды работ выполняют сразу несколько функций: РСВ, формирование произношения, познавательную, развлекательную и др. Предлагаем примерный развёрнутый план внеклассного занятия по РСВ для учащихся 4, 5, 6-х классов школы глухих, проведенного Н. Н. Красиковой, Л. Г. Цветковой в школе глухих № 31 г. Санкт-Петербурга. План занятия Тема. Люби свой город. Задачи: — закрепление знаний по истории Санкт-Петербурга; — воспитание любви к родному городу; — развитие слухового внимания и памяти. 1. Организация занятия. Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о нашем городе, о людях, которые живут в нем, о нас с вами. Разделимся на две команды. За правильные ответы будете получать по пять очков. Посмотрим, кто выиграет. 2. Работа с табличками. Ведущий. Нужно ответить на вопрос, выбрав из трех ответов на табличке правильный. — [Как называется сейчас город?] 1
— [Как раньше назывался наш город?] Выберите эти названия из предложенных. — Петроград; Петрозаводск; Ленинград; Екатеринбург; Санкт-Петербург. — В каком году был основан [Санкт-Петербург?]
— При каком царе был построен [Санкт-Петербург?]
— В нашем городе много красивых зданий. [Назовите их.]
— Эти здания построили архитекторы: Захаров, Трезини, Растрелли, Воронихин. Кто построил Зимний дворец? [Кто построил] Казанский собор? [Кто построил] Адмиралтейство? (Фамилии архитекторов записаны на таблице.) Ведущий. Первая команда выиграла 15 очков, вторая — 15 очков.
________________________ 1 Здесь и далее в квадратных скобках материал, предлагаемый для восприятия на слух.
3. Прослушивание музыки. Ведущий. Послушайте музыку и определите, о каком она городе. (Прослушивают музыку "Гимн городу", муз. Рейнгольда, Глиера и "Москва майская", муз. Дм. Покрасса). Ведущий. Выиграла вторая команда, у нее 20 очков. У первой команды — 15 очков. 4. Работа с открытками. Ведущий. Вы ходили на экскурсию на Невский проспект. Каждая команда получает открытки. Выберите те, где изображены здания, которые есть на Невском проспекте. (Открытки с изображением Казанского собора, Русского музея, Гостиного двора, Инженерного замка, Московского вокзала, Петропавловской крепости. Каждой команде выдается конверт с набором этих открыток.) Ведущий. Первая команда задание выполнила быстро и правильно, получает еще пять очков. У нее теперь 20 очков. Во второй команде были ошибки, ей три очка, всего 23 очка. 5. Конкурс капитанов. Ведущий. Капитаны, пройдите к столу. Я буду за экраном читать строки из стихотворений. Вы должны угадать, какие стихи—о Петербурге. Они написаны на табличках ("Вечерняя песня", сл. А. Чуркина, "С чего начинается Родина", сл. М. Матусовского, "В музее В. И. Ленина", сл. С. Михалкова, "Цветет над тихой речкой яблоня", сл. В. Бокова).
Ведущий. Капитаны справились с задачей. Они получают по пять очков. Впереди первая команда. У нее 25 очков. У второй команды 28 очков. 6. Игра "Телеграф". Ведущий. Послушайте, капитаны, ритм строки из первого стихотворения и передайте по цепочке другим. Последний в цепочке возвращает мне ритм. Угадайте, какой это ритм. (На таблице под строчками стихотворения записан ритм.) Слушай, капитан [первой (второй) команды].
Ведущий. Первая команда выполнила задание без ошибок. Она получает пять очков. Вторая команда сделала три ошибки. Она получает два очка. Итак, у первой команды [30 очков], у второй команды тоже [30 очков]. Выиграла дружба! Всем победителям — конфеты. Угощайтесь, пожалуйста. Занятие окончено.
К внеклассным занятиям по РСВ предъявляется ряд требований, которые способствуют его эффективности. 1. Занятия оснащаются ЗУА коллективного или индивидуального пользования в зависимости от избранного направления работы, темы и задачи. 2. Специальные занятия по РСВ проводятся со всей группой в течение 30—40 минут во второй половине дня один-два раза в месяц. 3. Воспитатель должен хорошо знать уровень развития воспитанников, степень сохранности слуха, вид ЗУА, который используется воспитанниками. 4. Воспитатель должен слышать недостатки развития речи и произношения, владеть приемами коррекции. 5. Речь воспитателя должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной. Как и на общеобразовательном уроке, воспитателю можно рекомендовать включать для восприятия на слух 10—15 фраз, исходя из названных ранее принципов подбора речевого материала для уроков. В результате использования таких видов работы во внеклассное время закрепляются ранее приобретенные умения по восприятию речи, неречевых звуков, формируются новые слуховые представления, осуществляется перенос усвоенных ранее ЗУН в учебном процессе во внеклассные условия их применения, расширяются познавательные интересы детей. Таким образом, внеклассная работа по РСВ является неотъемлемой частью всего учебного процесса школ для детей с нарушением слуха. Так как РСВ осуществляется в ходе всего учебного и воспитательного процесса, мы предлагаем схему анализа общеобразовательного урока, внеклассного занятия с целью выяснения роли и места РСВ в названных формах организации учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|