Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме 4 глава




 

4.2. Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство

 

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США подходят к определению понятия «рекреация» с позиций деятельности. Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования.

 

Свободное время является частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности. Свободное время является динамичной категорией, носящей черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивой по объему и содержанию.

Одним из важнейших свойств времени является его иерархичность. Иерархию времени можно представить следующим образом:

Социальное время = Рабочее время + Внерабочее время.

Внерабочее время включает в себя свободное время.

Рекреационное время является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки 8 часов тратится на сон, 8 часов - рабочее время, 8 часов -внерабочее время).

Свободное время (по Т.В. Николаенко) - часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятия «свободное время» принадлежит ученым Российской Международной академии туризма. По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и неотложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно.

 

 

В советской литературе в основном рассматривалось именно свободное время. Важно, что речь никогда не шла об усталости и (или) потребности в восстановлении сил, т.е. собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. «Отделение» свободного времени от времени внерабочего было очень строгим. К внерабочему обычно относили время на такие занятия, как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, и собственно свободное время, которое обычно использовалось для физического и интеллектуального развития и отдыха.

Внерабочее время включает в себя время:

• ** для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

• ** для домашнего труда и бытовых потребностей;

• ** для физического, интеллектуального развития и отдыха.

Свободное время делится на две части: досуг, или время для отдыха, и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001)

Общей особенностью литературы является определенное смешение категорий свободного времени. Несомненно, наличие свободного времени нужно рассматривать как основной фактор массовости рекреации. Безусловно, отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но наличие свободного времени вовсе не означает, что обладающие им люди будут совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает, В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В, Николаенко, 1998).

Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время - время простого

Вместе с тем не следует путать свободное и рекреационное время (И.В. Зорин, В. А. Квартальное, 2000), под которым понимается время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека). Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру (см. таблицу).

 

компенсаторного восстановления сил, ежедневное время - компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд -расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное - расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяют и соответствующие типы рекреационной деятельности:

• в инклюзивную;

• в ежедневную;

• в еженедельную;

• в отпускную;

• в компенсаторную;

• в расширенную.

Инклюзивная - рекреационная деятельность встроена в трудовую и бытовую деятельность.

Ежедневная, т.е. постоянная рекреационная деятельность, включает в себя краткосрочные прогулки, утреннюю зарядку, спортивные игры, купание, чтение.

Еженедельная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т.д.

Отпускная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочего года.

Компенсаторная рекреационная деятельность компенсирует затраты живых сил человека до нормального уровня.

Расширенная рекреационная деятельность позволяет компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.

Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (синоним внерабочего) время, а в рамках последнего - свободное время, Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее:

• ** затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящего в состав оплачиваемого рабочего времени, и т.д.);

• ** время на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей;

• ** свободное время.

Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых временных затрат

Рекреационное время - часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья, также для интеллектуального совершенствования

 

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени Более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определено как рекреационное

В рамках рекреационного времени следует различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается преимущественно с личностных позиций, то время организаторов отдыха уходит на формирование и функционирование деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения (т е их рабочее время)

Характерными свойствами рекреационного времени являются.

• ** иерархичность;

• ** квантованность,

• ** изменчивость,

• ** функциональность

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени Единицами измерения и предметом изучения в социальном времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость) год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, входят компактные периоды нерабочего времени- до работы, во время обеденного перерыва, после работы

Недельный период помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени включает время уик-энда, обычно совпадающего с днями субботнего и воскресного отдыха

Годовой период включает также интервал компактного нерабочего времени - это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве (детство, пенсионный период).

 

Для социального времени характерна определенная пропорциональность - квантованность Это отпускное время, время уик-эндов и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня - это прежде всего время после работы, его длительность может достигать четырех-пяти часов Время уик-эндов для большей части трудящихся составляет два дня Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых категорий трудящихся достигает 36 - 48 рабочих дней Режимное время определяется в основном социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения Характер индивидуального и группового времени обуславливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности

Рекреационное пространство - это часть социального пространства Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т д. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности, из множества объектов и свойств реальности выбор падает на те, что соответствуют рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности.

Деятельность по организации рекреационного пространства предполагает

 

• ** освоение (оценку, охват, захват, присвоение) Осуществляется отдыхающими и организаторами,

• ** конструирование, комбинирование (экстенсивное) Осуществляется организаторами,

• ** рекомбинацию Осуществляется отдыхающими,

• ** изобретение, т.е нахождение принципиально нового занятия и пространства,

• ** выбор места для реализации функции;

• ** подбор функции для данного места,

• ** расширение функций места (геотехеистемы). Многомерность рекреационного пространства обусловлена:

• ** разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т д.),

• ** социокультурной дифференцированностью отдыхающих;

• ** соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;

• ** функциональными типами деятельности,

• ** природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности

Рекреационное пространство расширяется по мере роста потребностей отдыхающих и умножения функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируются в зависимости от ранга (индивид, группа, население и т д), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной или профессиональной группе, здоровья, активности, интересов и др.

Взаимозависимость структуры рекреационного времени и рекреационного пространства проявляется в их дискретности, квантованности - наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течение дискретных, компактных отрезков времени

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена прежде всего объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения)

В рамках жизненного пути связи между размерами свободного времени и рекреационного пространства далеко не прямолинейны Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимальная - у трудящегося населения. При этом физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше -они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы

 

4.3. Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности

 

Основными признаками классификации рекреационной деятельности являются, продолжительность и место проведения.

По продолжительности рекреации выделяют туризм и экскурсии. Временное различие между экскурсиями и туризмом достаточно ясно: все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсии, остальное - туризм.

 

Виды рекреационной деятельности весьма разнообразны. Все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) или кратковременную категорию По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный

 

Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который можно оценивать в разных масштабах - на уровне мира, страны, района и т д

Под рекреационным потенциалом понимают всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории (Т В. Николаенко, 1998). Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов Очень часто под рекреационным потенциалом подразумевается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей, объектов

Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена В понятие рекреационного потенциала входят условия и факторы развития рекреационной деятельности.

Для классификации и группировки рекреационной деятельности применяют самые разнообразные подходы (А.С. Кусков, О.В. Лысикова, 2004) Чаще всего в их основе лежат цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст, активность занятий и т

д

Главным признаком классификации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация. Выделяют следующие рекреационные функции-

• ** лечебную Направлена на восстановление здоровья человека;

• ** познавательную Направлена на развитие духовного потенциала личности;

• ** спортивную Направлена на развитие физических сил человека,

 

По общественной функции и технологии различают лечебно-курортную, оздоровительную, спортивную и познавательную рекреационную деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам- климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нормам.

 

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Так, прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров и т.д.

 

Маршрутный туризм может быть как спортивным, так и оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный Он тесно связан познавательным и краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т.д. Различен и радиус его действий, местный, региональный, государственный.

 

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Он включает в себя элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Довольно велика численность любителей рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, нацеленные не на материальное обогащение, а на отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма Охотничий туризм - один из самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, сафари). Широкое развитие сегодня получили горно-лыжный туризм и альпинизм.

 

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т.д.

 

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры рекреации и использования свободного времени в рекреационных целях Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассматривать рекреационную деятельность с точки зрения периодичности и территориальных признаков.

 

Использование ежедневного свободного времени непосредственно связано с жилищем и городской средой Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа Соответственно, выделяют рекреацию внутри населенного пункта, местную еженедельную (пригородную - уик-энд), ежегодную региональную, государственную или международную

По характеру организации рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых).

По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм. Большое значение имеет такой показатель, как плотность социальных контактов, выражаемая числом рекреантов на единицу площади Стремление к максимальному уединению может быть названо центробежностью, а к максимальным контактам - центростремительностью.

 

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком-либо курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Рекреационное хозяйство расширяется. При этом в рекреационной отрасли усугубляется территориальное разделение труда.

Многие виды рекреации имеют сезонный характер. Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы) Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность также зависит от сложившихся у людей стереотипов. Отпуска предоставляются в основном летом, так же как и каникулы в образовательных учреждениях, поэтому люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).

По правовому статусу туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный, в зависимости от его влияния на платежный баланс страны.

 

Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более трех суток, его относят к краткосрочному туризму, а если более трех суток - к длительному.

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимают деятельность в свободное время, направленную на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Можно выделить две основные функции свободного времени;

1) восстановление сил человека, поглощаемых средой труда и иными непреложными занятиями;

2) духовное и физическое развитие. Восстановительные функции (психофизиологические) включают питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают оздоровление, познание, общение.

Рекреационные занятия. Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.

Среда совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности, можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т.д.), отличные от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

По типологии из собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий (А.С. Кусков 2004):

 

1) группа восстановления:

• а) рекреационно-лечебные занятия,

• б) рекреационно-оздоровительные занятия;

2)группа развития:

• а) рекреационно-спортивные занятия,

• б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему

занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Занятия рекреационно-оздоровительного типа гораздо более разнообразны. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т.д. Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека, а рекреационно-познавательные занятия - на духовное развитие человека.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, поскольку при этом в единицу времени удовлетворяется больше рекреационных потребностей

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности.

 

Суточный цикл рекреационной деятельности как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т.д.).

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т.д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии (лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные).

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий напрямую зависят от свойств рекреационных территорий и их организации. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

 

Элементарные рекреационные занятия (ЭРЗ) есть внутренне целостная, однородная, не разделимая на технологические компоненты рекреационная деятельность. Элементарные рекреационные занятия служат основой для программ отдыха, конструирования циклов рекреационных занятий. По данным зарубежных социологов, число ЭРЗ удваивается каждые 10 лет, к началу XXI в. их насчитывалось уже более 80 тыс. видов.

Каждое из ЭРЗ может быть отнесено к классу лидирующих или «ведомых», в зависимости от того, является ли оно целевым занятием с позиции рекреационных функций. Исходя из этого различают:

• ** целевые ЭРЗ, являющиеся главным мотивом рекреационной деятельности;

• в дополнительные ЭРЗ, не реализующие основную цель рекреации, но вносящие разнообразие в цикл рекреационных занятий, оживляющие его;

• а сопутствующие ЭРЗ, не дающие специфического рекреационного эффекта, но необходимые по физиологическим и технологическим ограничениям.

Элементарные рекреационные занятия в рамках одного цикла находятся в определенной взаимозависимости. С этих позиций их характеризуют:

• ** взаимозаменяемость (альтернативность), т.е. возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ на другое;

• ** взаимообусловленность, т.е. определенная последовательность ЭРЗ с фиксацией их продолжительности и интенсивности в цикле рекреационных занятий;

• ** противопоказанное т.е. несовместимость некоторых ЭРЗ между собой в данный отрезок времени.

Важнейшей характеристикой ЭРЗ является аттрактивность рекреационной деятельности -индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельностью и их сочетаний.

Интенсивность рекреационной деятельности свидетельствует об уровне удовлетворения рекреационных потребностей. Конкретные виды деятельности в свободное время, направленные на восстановление сил индивида, своей последовательностью образуют комбинации суточного, недельного, годового и жизненного циклов рекреационной деятельности. Они различаются по возможностям совершать те или иные рекреационные действия в единицу времени, что и определяет их интенсивность Туризм является самым интенсивным видом рекреационных занятий, поскольку в единицу времени способен удовлетворить максимум рекреационных потребностей человека.

 

Цикл рекреационных занятий (ЦРЗ):

1) программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать

определенные рекреационные цели, мотивации и притязания в конкретных условиях;

2) взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ЭРЗ, возникающее на базе ведущего (основного) занятия.

Каждый человек самостоятельно, чаще неосознанно, конструирует циклы рекреационных занятий исходя из собственных представлений о полезности элементарных занятий, их аттрактивности, величины рекреационного времени, привычек, моды, цен на услуги и товары, своих доходов и других факторов. Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям.

Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум главным требованиям: полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность). Циклы рекреационных занятий формируются из оптимальных сочетаний ЭРЗ, соответствующих понятию «рекреационный режим», и образуют иерархию: суточные, недельные, годовые и жизненные ЦРЗ, В циклах рекреационных занятий ЭРЗ исходя из функциональной ориентации, подразделяются на целевые, дополнительные и сопутствующие. Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными - для оздоровительной и сопутствующими - для лечебной.

При моделировании циклов рекреационных занятий в качестве основных рассматриваются различные типы отношений, а именно:

• ** взаимодополняемость - возможность использования некоторых рекреационных занятий только в комплекте, в определенной пропорции. Исходя из этого определяют включение и последовательность некоторых дополнительных рекреационных занятий;

• ** взаимозаменяемость - возможность альтернативного использования разных видов рекреационной деятельности, а также альтернативы для данного вида деятельности. Отношения взаимозаменяемости чрезвычайно важны в организации туристской деятельности для достижения оптимальных параметров циклов рекреационных занятий. Они определяют возможности не только моделирования, но и выбора туристом цикла рекреационной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...