Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пресвятая Дева Мария есть Богородица.




И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть ис­тинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть «Спасителем», это имя наречено самим архангелом Гавриилом. Христом, то есть «Помазанником», назвали Его пророки,– так издавна называли царей, первосвящен­ников и пророков. Иисус Сын Божий на­зван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Свя­того, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, свя­тость первосвященника и могущество царя.

Иисус Христос называется Сыном Божи­им Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа с Богом Отцом. Евангелист Иоанн говорит: "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1.14.18).

В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет, от этого света рождается свет, видимый всюду, но и тот и другой – это один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (1 Ин.1.5), от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная"(1 Ин.5.20). Слова рождений, несотворенна прибавлены Святыми Отцами Вселенского Собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин.10.30).

Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростью Своею и вечным Словом Своим: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин.1.3).

3. О третьем положении Символа веры.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Третий член Символа веры учит следующим истинам.

Нас ради человек и нашего ради спасения – Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.

Сшедшаго с небес,— как сам о себе говорит: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин.3.13).

Сын Божий — вездесущ, и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим, и стал видим, лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна: "Слово стало плотию" (Ин.1.14).

***

О почитании святых икон.

VII Вселенский Собор определил, " чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиток, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах или на до­щечках, или в домах и при дорогах, а рав­но, будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей Святой Бо­городицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще бла­годаря иконам они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспомина­нию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, по­читание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божествен­ному естеству. Созерцающие иконы побуж­даются приносить фимиам в их честь и ос­вящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения Честного и Животворящего Креста, святых Ангелов и дру­гих священных приношений и как, по бла­гочестивому внушению, делалось это обыкновенно и в древности. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются Ипостаси изображенного на ней".

Церковь видит в иконе не просто искус­ство, служащее для иллюстрации Священ­ного Писания, но полное ему соответствие, и придает иконе то же значение, что и Свя­щенному Писанию. Икона в Церкви приравнивается к Свя­щенному Писанию и Кресту как одна из форм откровения и богопознания.

" Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам так же и еще больше, чем иконы, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Так же о Кресте Животворящем должно говорить. Где Крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай Его или покланяйся Ему ",— святой праведный Иоанн Кроштадтский.

Вот что писали восточные патриархи о почитании икон: "...Еще от апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, и веру­ющие поклонялись им. Об этом повеству­ют весьма многие ". VII Вселенский Собор яснейшим образом разъясняет, как должно покло­няться святым иконам, и предает про­клятию и отлучению и тех, которые воз­дают иконам поклонение как Богу, и тех, кто называет православных, поклоняю­щихся иконам, идолослужителями. Вместе с ним и мы предаем анафеме тех, которые или святому, или иконе, или Кресту, или мощам святых, или священным сосудам, или Евангелию, или чему бы то ни было другому на небе, на земле или в море воздают такую честь, какая прилична только Единому в Троице Богу. Равно анафематствуем и тех, которые поклоне­ние иконам называют идолослужением и потому не поклоняются им, не чтут Креста или святых, как заповедала Цер­ковь.

***

Третий член Символа веры также учит, что воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии и после зачатия и в самом рождении пребыла Девой.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Апостол Павел пишет: "…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим.2.5).

***

Приснодевство Богоматери

Рождение Господа Иисуса Христа от Девы свидетельствуется двумя евангелистами: Матфеем и Лукой. Об этом вероположении мы читаем в Символ веры: "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася".

Приснодевство Богоматери сви­детельствуется теми Ее собственными сло­вами, передаваемыми Евангелием, где Она выражает сознание неизмеримо­го величия и высоты Своего из­бранничества: " величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Силь­ный, и свято имя Его " (Лк.1.46-49).

Евангелисты говорят и о понимании ве­личия Ее служения в мире праведным Иосифом, Ее нареченным мужем, действия­ми которого неоднократно руководил Ангел. Святитель Григорий Нисский пишет: " Говоря о Нерастленной и Неискусобрачной, невозможно в собственном смыс­ле употребить слово «зачатие», потому что слова «девство» и «плотское зачатие» несо­единимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее сос­тавилось богоприемлемое тело, так не ощу­тила рождения. По свидетельству пророче­ства без болезней было у Нее рождение: «прежде нежели наступили боли ее, раз­решилась сыном".

 

Пресвятая Дева Мария есть Богородица.

Имя «Богородица» имеет прямые ос­нования в Священном Писании. Апостол Павел пишет: Когда пришла полнота времени, Бог по­слал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал.4.4).

С третьим членом Символа Веры, выражающем догмат вочеловечения Сына Божия, связано теснейшим образом именование Пресвятой Девы Марии Богороди­цею. Этим именем Церковь подтверждает свою веру в истинное, а не кажущееся вочеловечение Бога Слове, веру, что в Лице Господа Иисуса Христа, Бог соединился с Человеком от самого мгновения Его зачатия в утробе Девы Марии и что Он, будучи совершенным Человеком, есть и со­вершенный Бог.

Одновременно с этим имя Богородицы есть наивысшее имя для возвеличения Девы Марии, Ее прославления. Здесь выражена истина, что Жена родила Сына Божья. Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16): плоть соткала Богу Слову Пресвятая Дева Ма­рия.

При свидании Девы Марии, после благо­вещения, с праведной Елизаветой. Она исполнилась Святого Духа, и восклик­нула громким голосом, и сказала: " благо­словенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, чреве Марии". Так отцы IV века святые Афанасий, Ефрем Сирии, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский выражаются о Пресвятой Деве и назы­вают её Богородицей.

В V веке торжественно исповедала Цер­ковь Пресвятую Деву Марию Богородицею на III Вселенском Соборе, по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив следующие слова святого Кирилла Александрийского: " Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева — Богородица, ибо Она плотски родила Сло­во Божие, соделавшееся плотию,— тот да будет анафема".

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Ко­торый, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество чело­веческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно оста­ется единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она ро­дила Господа Иисуса Христа не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сде­лалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного вре­мени чревоношения, и рождение от Нее — принадлежало собственно Божескому Ли­цу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, еди­носущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась".

 

Земной облик Богородицы.

Церковь бережно хранит предания о зем­ном облике Пресвятой Богородицы:

"Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в си­лах были вынести столь обильных и вели­ких знамений и начатков вечного блажен­ства и славы. Изнемогло сердце мое, изне­мог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может пред­ставить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по мило­сердию и блаженный выше всякого представления", — святитель Дионисий Ареопагит.

"Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы У Нее были золотистые, глаза живые, брови Дугообразные, темные, нос прямой, удли­ненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. В беседе Она сохраняла скромное до­стоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особен­ная благодать", — Никифор Каллист («Церковная история»).

«У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила сми­ренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей ви­девшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ан­гельское с человеческим», — священномученик Игнатий Богоносец.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой вни­мательной слушательницей и исполнитель­ницей учения, возвещенного Богочелове­ком.

Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божью и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Бого­угодной жизнью в сосуд Божий.

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне житель­ствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем вели­чайшим угодникам Божиим, ко всем Ан­гелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас».

4. О четвертом положении Символа веры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...