Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Это Таинство еще называется Соборованием, так как для совершения его собирается несколько священников, однако по нужде его может совершать и один священник. Свое начало таинство берет со времен апостолов, когда Спаситель даровал им власть исцелять всякую болезнь и немощь, они “многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Мк.6,13). Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помажут его елеем во имя Господне и молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5.14-15). После совершения таинства не обязательно должно последовать исцеление, ибо главное в таинстве это благодать Божия действующая на страждущую душу, укрепляющая ее в борьбе со своими страстями и грехами. И если угодно Богу, т.е. исцеление, будет во спасение души, то Господь посещает болящего даруя ему, здравие телесное, как результат очищения, здравие души. Исцеление во многом зависит от веры принимающего Таинства. Человеку, готовящемуся к предстоящему соборованию нужно предварительно поисповедываться и причаститься. Для совершения Елеосвящения (Соборования) на столе ставят сосуд с пищей, зерна которой означают воскресение и жизнь. Сверху пшеницы поставляется сосуд с растительным маслом, соединенным с вином для укрепления тела больного, согласно с евангельским повествованием о благодетельном самарянине, который больному на раны возливал масло и вино (Лк.10.34). Вокруг сосуда с маслом м и елеем водружают в пшеницу семь палочек (стручец), обернутых бумагой для семикратного помазания, и семь свечей для семикратного чтения Евангелия над соборующимся.
Последовательность соборования такова. Вначале поется канон или особые молитвословия для приготовления к таинству Елеосвящения. Также молитвой освящается масло, соединенное с вином. Потом совершается само таинство: 1. Семикратно читается Апостол и Евангелие. 2. Читаются молитвы о прощении грехов. 3. Освященным елеем семь раз помазывается соборующийся – лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки, ноги. 4. В конце соборования, на главу соборующегося священник возлагается Евангелие и произносит молитву прощения грехов., как бы от лица Самого Иисуса Христа, Который возложением руки подавал исцеление. 6). Таинство Брака Таинство Брака есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю: “благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Быт.1.28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: “Сотворивший (Бог) вначале мужчину и женщину сотворил их” (Быт.1.27) и сказал: “посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью” (Быт.2.24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог соединил, того человек да не разлучает” (Мф.19.4-6). Святой апостол Павел говорит: “Тайна Сия (эта) велика; Я говорю по отношении ко Христу и к Церкви” (Ефес.5.31-32). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви воле Христовой. Отсюда муж должен самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. “Мужья, - говорит апостол Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее “ (Еф.5.25.28). Супруги (муж и жена) обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность: “жены повинуйтесь своим мужьям, как и Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Еф.5.22-23). Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага, семья есть основа Церкви Христовой. Таинство Брака не обязательно для всех, но лица добровольно остающиеся безбрачными же, так обязаны проводить чистую непорочную и девственную жизнь, которая по учению Слова Божьего, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19.11-12; 1Кор 7.8.9.26.32.34.37.40 и др.). В сущности, таинство Брака есть благословение Христом в Святом Духе человеческой любви. Венчание супругов возможно лишь для тех, кто уже принадлежит к Церкви, то есть, для людей крещенных и причащающихся.
7). Таинство Священства Таинство Священства есть таинство в котором правильно избранный в епископа, или пресвитера. или диакона человек, через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Православное учение говорит, что Христос есть единственный Священник, Пастырь и Учитель Церкви, Он ее живая и единственная Глава, и Таинство Священства свидельствует об этом. Священники Православной Церкви не действуют “за” Христа или “вместо” Христа, как будто Он Сам отсутствует, нет, напротив их задача - проявлять и свидетельствовать о действительном присутствии Христовом в мире. Епископы, священники и диаконы получают дар Святого Духа, чтобы в нем являть людям Христа. Таким образом через Своих избранных служителей Христос выполняет Свое Священство, постоянно принося Себя в жертву Отцу за своих братьев и сестер по человечеству. Через служителей Христос также действует и как Учитель, провозглашая людям Божественные Слова Отца. Он действует также как Пастырь добрый, за которым идут “овцы”. Он действует как Врач, прощая грехи и исцеляя болезни - физические и душевные и духовные. Он действует как Епископ (греч. блюститель, наблюдатель), наблюдая за общиной и сохраняя ее. Он действует как дьякон (греч. служитель), ибо Он пришел “не для того, чтобы Ему служили, но чтобы, послужить и отдать душу свою для искупления многих” (Мф. 20.28). Таинство Священства обеспечивает преемственность и единство Церкви из века в век, со времени Христа и апостолов - до утверждения Царства Божьего в вечности: Апостол Павел свидетельствует, что Сам Спаситель: “поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания тела Христова” (Еф. 4. 11-12). Апостолы по наставлению Духа Святого, совершали это таинство, через возложение рук. “Их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки” (Деян.6.6). “Рукоположивши же и пресвитеров к каждой Церкви, они помолились (Апостолы) с постом и предали их Господу, в Которого уверовали” (Деян. 14.23). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел пишет “Напоминаю тебе возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (2 Тим.1.6). “Рук не на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах, храни себя чистым” (1 Тим. 5.22). Из этих посланий мы видим, что Апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами и диаконами и церковнослужителями.
Духовенство, конечно, должно прилагать максимум усилий для проявления Божьей Благодати, данной им в Таинстве рукоположения, но подлинность и благодатность совершаемых ими таинств зависит не от личной добродетели каждого из них, а от присутствия Христова, действующего в Церкви. 11. Об одиннадцатом положении Символа веры. Чаю воскресения мертвых. Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божья, по которому все тела умерших людей, соединяясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор.15.44). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15.53).
Воскресение истлевших и исчезнувших в земле тел апостол Павел сравнивает с посеянным зерном: "…то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (1 Кор.15.36). Воскреснут все умершие: "…не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся"(1Кор.15.51–52). *** О почитании святых мощей Воздавая почитание угодникам Божиим, отшедшим душами своими на небо, Святая Церковь вместе с тем чествует и оставшиеся на земле мощи или тела угодников Божиих. В Ветхом Завете не было почитания праведников, как и сами праведники толы еще ожидали избавления себе. Тогда, и плоть сама по себе считалась нечистой. В Новом Завете, по воплощении Спасителя, возвышено не только понятие о человеке во Христе, но и понятие о телах, как жилищах Духа Святого. Сам Господь, Сын Божий, воплотился и принял на себя человеческое тело. Христиане призываются к тому, чтобы их не только души, но и тела освященные святым крещением, освящаемые принятием Пречистых Тела и Kpoви Христовых, становились истинными храмами Святого Духа. Не знаете ли, что тела ваши суть xpам живущего в вас Святого Духа (1 Кор.19). И потому тела христиан, живших праведной жизнью или ставших святыми принятием мученической смерти, достойно особого уважения и чествования. Святая Церковь во все времена, последуя священному преданию, оказывала святым останкам чествование. Эта честь выражалась: а) в благоговейном собирании и xpанении останков угодников Божиих, известно еще из сказаний второго века, б) в торжественных открытиях и перенесениях святых мощей; в) в построении над ними храмов и алтарей; г) в установлении празднеств в память их открытия или перенесения; д) в путешествиях к святым гробницам и в украшении их; е) в постоянном правиле Церкви — полагать в основание алтарей мощи святых мучеников или влагать святые мощи в святые антиминсы, на которых совершается Божественная литургия. Это столь естественное чествование святых мощей и других останков угодников Божьих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить их бесчисленными знамениями и чудесами, свидетельствуемыми в продолжение всей истории Церкви. Еще и в Ветхом Завете, когда святые не были почитаемы особым посмертным прославлением, были знамения от тел усопших праведников. Так, тело одного умершего, после прикосновения к костям пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило, и мертвый восстал (4Цар. 13, 21). Тело святого пророка Илии вознесено было при его жизни на небо, а милость Илии, оставленная им Елисею, разверзла прикосновением своим воды Иордана при переходе реки Елисеем.
В Новом Завете, из книги Деяний апостольских читаем в, что на больных возлагали платки и опоясания с тела апостола Павла, и у больных прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19, 12). Святые Отцы и учители Церкви свидетельствовали перед своими слушателями и читателями о чудесах от останков святых, нередко призывая этих своих современников во свидетели истинности своих сообщений. Например, святой Амвросий говорит в слове при открытии мощей святых Гервасия и Протасия: "Вы узнали и даже сами видели многих освободившихся от демонов, а еще больше таких, которые, лишь только касались одежды святых руками, тотчас исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как чрез пришествие Господа Иисуса излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся как бы некоторою тенью святых. Сколько убрусцев передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возлагаемы на священнейшие останки и от одного прикосновения соделались целебными, испрашивают верующие друг от друга: все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает". Подобные свидетельства можно читать у святых Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, блаженного Августина и др. Уже от начала второго века имеются сообщения о чествовании христианами останков святых. Так, после описания мученической кончины святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, очевидец сообщает, что " оставшиеся от его тела (он был растерзан зверями в цирке) только твердейшие части отвезены были в Антиохию и положены в полотно, как неоцененное сокровище, по благодати, обитающей в мученике, оставленное Святой Церкви". Жители городов, начиная от Рима, преемственно принимали тогда и несли эти останки на раменах своих, как свидетельствовал потом святого Иоанн Златоуст, " до здешнего города (Антиохии), восхваляя увенчанного победителя и прославляя подвижника". Также после мученической кончины святого Поликарпа, епископа Смирнского, и сожжения проконсулом его тела, христиане "собрали кости святого Поликарпа, как сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их... для празднования дня его мученического рождения и в научение и утверждение будущим христианам". Останки святых почитаются независимо от их нетленности, а их преклонения перед святой жизнью или мученической смертью святого, и тем более, когда очевидны и подтверждены знамения исцелений при молитвах святым о предстательстве их перед Богом. Церковные соборы не раз запрещали (например, Московский собор 1667 г.) признание усопших людей святыми только по одному признаку нетления их тел. Но конечно, нетление тел праведников принимается, как одно из знамений Божьих о святости этих усопших. 12. О двенадцатом положении Символа веры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|