Предупреждение аварий с элементами бурильной колонны
Предупреждение аварий с элементами бурильной колонны Бурильные трубы транспортируются специальным транспортом – трубовозами с соблюдением следующих требований: • между рядами труб, уложенных на трубовоз, помещаются деревянные прокладки, предохраняющие от ударов; • трубы должны иметь защитные колпачки; • концы стальных труб не должны выступать за габаритные размеры трубовоза не более, чем на 1 м, а труб из алюминиевых сплавов на 2 м; • погрузка-разгрузка труб, укладка в стеллажи, затаскивание в фонарь вышки должно производиться грузоподъемными механизмами; • сбрасывание и волочение труб запрещается; • резьба труб смазывается защитной смазкой; • ведущие трубы перевозятся в «пенале». Эксплуатацию бурильной колонны следует проводить: · при горизонтальном положении ротора; · соосность буровой вышки и ротора с осью скважины не должны иметь отклонения от значений, установленных регламентом в зависимости от типа буровой установки; · проверка соосности вышки и ротора проводится не реже 1 раза в неделю; · не допускается свинчивание и развинчивание резьбовых соединений - ротором, захватом ключами за тело трубы, с проворотом на клиньях ПКР; · резьбовые соединения закрепляются машинами или автоматическими ключами, при этом контролируется зазор между соединениями, который должен соответствовать типоразмеру замкового соединения; · при спуске бурильной колонны не допускаются резкие торможения и удары ее при посадке на ротор и клинья ПКР; · максимальный вес бурильной колонны, спускаемой на клиньях ПКР, должен соответствовать типоразмеру и группе прочности материала применяемых труб;
· запрещается использовать клинья с плашками, не соответствующими размеру труб; · для защиты резьбовых соединений от износа при спуско-подъемных операциях обязательно применение специальных смазок; · в процессе спуска-подъема бурильной колонны обязательно производить визуальный контроль состояния резьбовых соединений, сварных швов, тела трубы и замковых деталей; · запрещается производить СПО при неисправных индикаторах веса и противозатаскивателей, а так же неисправной системе ограничителя грузоподъемности грузовой лебедки. Признаки обрыва колонны бурильных труб: • Падение давления бурового раствора на стояке. • Снижение нагрузки на крюке. • Повышение частоты вращения ротора. • Уменьшение силы тока в электродвигателе привода ротора. • В глубоких скважинах (> 2500 м) снижение температуры бурового раствора на устье. • Резкое перемещение колонны. 57. Аварии с обсадными колоннами. Причины смятия и разрыва колонны в процессе ее спуска. Аварии с обсадными колоннами включают следующие разновидности: - разъединение по резьбовым соединениям, - смятие или разрыв по телу трубы, - обрыв по сварному шву, - падение колонны или ее части. - повреждение обсадной колонны при разбуривании цементного стакана, стоп - кольца, обратного клапана, разделительных пробок Смятие колонны оценивают по изменению внутреннего диаметра колонны. Если смятие по длине равно одному - двум наружным диаметрам обсадной колонны, в результате чего внутренний диаметр сузился до 0, 85 номинального значения, то его считают незначительным. Если смятие по длине равны трем и более диаметра экс. колонны, в результате чего сузился ее внутренний до 0, 8 номинального значения, то смятие считают значительным. Места смятия исправляют оправочными долотами, конусными и грушевидными фрезерами. Эти работы проводят инструментом диаметром на 4 - 5 мм больше минимального диаметра в смятой части, спускаемым до необходимой глубины. Затем с помощью ротора начинают вращать с частотой 40 - 80 об/мин.
Обработав смятый участок колонны первым оправочным долотом, инструмент поднимают, заменяют долото на другое диаметром на 5 мм больше предыдущего. По мере расширения места смятия используют несколько долот так, чтобы образовался свободный проход для пропуска шаблонов. Образовавшийся дефект изолируют от возможного проникновения вод и осыпания породы Прихват обсадных колонн. Причины возникновения: сужение ствола скважины, обвал пород, плохая проработка ствола перед спуском, сильное искревление ствола, длительная остановка при спуске. В данном случае применяется извлечение при максимальных усилиях. Применение гидравлических домкратов и вибропогружателей. Взрыв торпеды детонирующего шнура в месте прихвата. Извлечение труб по частям путем их отвинчивания или с применением труборезки. Обрыв обсадных труб при их спуске. Причины возникновения: Недостаточная затяжка резьб, низкое качество труб и резьбы. В данном случае производится извлечение труб с помощью муфты или ниппеля, применение метчика или труболовки. Отвинчивание обсадных труб при бурении. Причины возникновения: плохое качество резьбы, не используются специальные смазки для резьб. В данном случае производимповторное свинчивание резьбового соединения. Если это не удается, то проводят центрирование труб и их цементирование в месте разрыва. После ОЗЦ разбуривание цементной пробки. Отсутствие герметичности обсадной колонны. Причины возникновения: плохое качество резьбы, не используются специальные смазки для резьб. В данном случае производимремонтное цементирование участка обсадной колонны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|