Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

58. Аварии с обсадными колоннами и элементами их оснастки. Причины




58. Аварии с обсадными колоннами и элементами их оснастки. Причины

 падения обсадной колонны или ее части в скважину.

. Аварии с обсадными колоннами. Причины падения обсадной колонны

Разрушение обсадных колонн.

Кольца, надетые на бурильные трубы с целью повышения их износостойкости, замки и муфты нередко протирают обсадные колонны. Эти разрушения тела труб могут быть различной формы. В Качарской ГРЭ из скважины были подняты обсадные трубы для замены их новыми. Повреждения с неправильными очертаниями располагались хаотично. Назовем такие разрушения местными разрывами обсадных труб. В той же экспедиции три трубы потайной колонны имели вдоль образующей ровный вырез шириной 60 мм. Такие повреждения производятся торцами замков и муфт, работающих при вращении снаряда подобно торцевым фрезам. Отнесем их к продольным разрывам обсадных труб.

Признаки разрыва обсадных труб в скважине:

1) при спуске и подъеме бурильные трубы, колонковый набор и породоразрушающий инструмент цепляются за поврежденные участки;

2) если встречаются неустойчивые породы, на забое значительно увеличивается количество шлама.

Развертывание обсадных труб

Основными причинами отвинчивания труб в верхней части колонны являются недостаточно плотное и прочное соединение резьб, а также отсутствие связи со стенками скважин. В Донбассе при пересечении горных выработок и каверн крепление часто осуществляется без цементирования этих интервалов и фиксирования ниппелей и муфт сваркой. В нарушенных, трещиноватых зонах цементный раствор может полностью уходить в пласты, если количество его определено без учета конкретных геолого-технических условий. Когда за обсадными трубами нет цементного камня, то вращающийся и вибрирующий буровой снаряд может сильно расслаблять резьбы.

Развертывание низа обсадных колонн обусловливается тем, что башмак не имеет твердой (жесткой) опоры при незафиксированных соединениях. Это объясняется не только некачественным цементированием, но и обрушением пород под башмаком и в затрубном пространстве. Оставляя после спуска обсадных труб один или два запасных диаметра (при плохом снабжении это - вынужденная мера), искусственно создают большой уступ, который разбивается за счет ударов по нему инструмента. Аналогичные аварии наблюдаются при постановке башмака в легко размывающиеся породы (соли, пески, глины и др. ), а также при углубке скважины, когда цементный камень за колонной не окреп.

Прихват обсадных труб

В большинстве случаев обсадные трубы при закрытии скажин оказываются прихваченными и не извлекаются, что приводит к их перерасходу и низкой оборачиваемости.

Данный тип аварий происходит при плохой проработке и промывке ствола перед спуском колонны; креплении неустойчивых горизонтов, солей и вспучивающихся пород, зажимающих трубы и препятствующих их подъему; длительном пребывании труб в скважине и их коррозии, вызывающих дополнительные силы сцепления (адгезионные) вследствие химических реакции металла с породами; неудовлетворительной герметизацией кольцевого зазора между устьем скважины, кондуктором и другими колоннами; отдельных вывалах, частичном или полном обрушении слабоустойчивых зон; задавливании башмака и низа колонны в шлам; сильной зашламованности, высокой водоотдаче или разжижении раствора, находящегося в затрубном пространстве; значительном горном давлении в рыхлых породах, коэффициент трения в которых с металлом велик (кварцевые, глауконитовые, и другие пески, опоки, опоковые глины, песчаники и д. т. ).

Падение труб и секций обсадных колонн. Обсадные колонны падают в скважину по следующим причинам:

вследствие неисправности спускоподъемного инструмента (элеваторов, ПКР и т. д. ); в последнее время для спуска сварных обсадных колонн стали широко применять спайдер-. элеваторы, однако из-за несовершенства узла закрепления трубы очень часто происходит проскальзывание обсадной колонны в спайдере, что приводит к ее падению в скважину;

в результате наличия уступов в стволе скважины, что приводит к остановке на них спускаемой колонны, открытию элеватора и падению труб;

вследствие вырыва трубы из муфты из-за некачественной резьбы, недоста­точно надежного крепления трубы к муфте, свинчивания резьбовых соединений с перекосом, приложения растягивающих нагрузок, превышающих допустимые, не­контролируемого момента свинчивания.

Известны случаи падения обсадных колонн в скважину из-за поперечного обрыва по телу колонны, который происходит в результате относительного удли­нения, не достигающего допустимой нормы, а также в связи с местным упрочне­нием металла, вызванным местной закалкой.

При безрезьбовом соединении труб с помощью сварки бывают случаи раз­рушения труб в зоне сварки из-за наличия непроваров и большого количества га­зовых пор, а также несоблюдения режима сварки по току и напряжению и неточ­ного направления электрода в разделку кромки.

Иногда для упрочнения соединение трубы с муфтой на буровой производят приварку трубы к муфте, но это приводит не к упрочнению, а к ослаблению трубы в месте сварки, так как материалы труб и муфт различны (группа прочности стали муфты всегда выше группы прочности стали трубы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...