Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика социализации при переходе к демократии




Процесс социализации на разных этапах развития общества протекает неодинаково.

Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Поэтому при переходе к демократии большинство приписываемых статусов должны преобразовать­ся в достигаемые. В демократическом обществе часть государственных должностей становится выборной, при этом на выбор не должны влиять другие приписываемые статусы, а только личный статус кандидата. В демократическом обществе не может быть социальных статусов на которые налагаются социально-демографические ограни­чения. На занятие должностей не должны оказывать так же влияние такие статусы как: принадлежность к той или иной национальности, социальной группе, сословию и т.д. В демократическом обществе, как говорилось выше, большинство статусов являются дос­тигаемыми. Поэтому у личности появляется возможность выбора достижения того или иного статуса.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются понятия «индивид», «человек», «личность»?
  2. Что означает понятие «феральные люди»?
  3. Какую роль играют групповой и личный опыт в процессе формирования личности?
  4. Что из себя представляет процесс социализации личности?
  5. Назовите основных агентов социализации.
  6. Что такое социальный статус?
  7. Какие виды статусов Вы знаете?
  8. Чем характеризуется процесс социализации в современной России?

Литература

Основная: 3, 6, 9, 10, 11, 14, 15.

Дополнительная: 4, 8, 14, 26, 27, 32.

 

 

Лекция 5. Личность как субъект и объект социальных отношений

Цель: Раскрыть каким образом личность выступает в качестве объекта и субъекта социальных отношений.

План:

  1. Теории развития личности
  2. Социальная роль
  3. Ролевая концепция личности

 

Теории развития личности

Вначале разберем понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек» - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента

выделения homo sapiens. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям, качеств, свойств и способностей. Данное понятие свидетельствует о наличие в мире особей, исторически развивающейся общности как человеческий род, с присущей ей способом жизнедеятельности и развития. Благодаря этому человек всегда и везде остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

«Индивид» (от лат. individ – неделимый, конечный) – это единичный человек, это отдельный, обособленный член социальной общности: группы, народа, общества. Понятие «индивид» скорее количественная характеристика, нежели качественная, поскольку индивид обычно безличен, он просто один из многих.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного

индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом,

нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

«Личность» - понятие, противоположность понятию «индивид». Под личностью понимается

человеческий индивид в совокупности его социальных качеств, в контексте его социальной, а не

биологической индивидуальности. Личность есть конкретное выражение сущности человека,

целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного

общества. По меткому определению К. Маркса, личность – это социальное качество индивида.

Как и человек, так и личность являются междисциплинарными категориями. Социология

рассматривает проблемы человека и личности в трех аспектах: первый аспект – связан с научным исследованием соотношения природного и социального в человеке; второй аспект – связан с изучением взаимодействия человека и общества. Человек рассматривается как часть общества и элемент социальной системы; третий аспект – рассматривает человека как личность. Личность, в свою очередь, выступает как социальная система с присущей ей структурой и своими связями.

Теория «зеркального Я»

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что

человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864-1929)

выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория «зеркального Я» - процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.

Кули предполагал, что «зеркальное Я» представляет собой постоянный процесс, для которого

характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей.

Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. В-третьих, мы

вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди.

Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и не

обязательно соответствует объективной реальности.

Теория «обобщенного другого»

Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество

собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда

подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы принимаем двойную точку зрения:

одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном

воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности

словом «я» (I), а объективный – словом «меня» (me).

Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение

аспектов объект-субъект. По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими

языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от

других.

Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно так же, как ведем беседу с другими. Таким образом мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с

разных точек зрения, в частности каким образом под влиянием общества происходи социализация

человека. Социологические концепции объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Социальная роль

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

- из ролевого ожидания (экспектации) и

- исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

-существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Также социальную роль рассматривается как функция социального статуса личности, реализуемая на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

 

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Ролевые теории личности

В неофрейдизме в их основу положены психологические аспекты усвоения человеком

социальных ролей, применяемых в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапии, например:

− транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности,

теорию игр и сценариев (Э. Берн, К. Стейнер);

− психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая

экзистенциализм, фрейдизм, психоанализ, вероучения буддизма, йоги, христианства). Основа психосинтеза – представления о мудрости, возможности реализации человеческого потенциала и гармонии. Основатель – Р. Ассанджиоли, ученик З.Фрейда, современные теоретики – М. Браун, Дж. Рейноутер, Т. Йоманс; рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько событием, сколько представлением о нем, причем утверждая, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.

Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. основным вкладом в гуманистическое направление стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором ее одностороннего развития.

В основе человеческого бытия, определяющею сущность и законы развития личности, лежит деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание человеческой деятельности – целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира. Деятельность в отличии от поведения не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а перестраивает, преобразует их. Такая деятельность предполагает творческий подход в решении задач, способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ.

Основные формы жизнедеятельности личности: трудовая, общественно-политическая,

культурно-познавательная, семейно-бытовая, а также спорт, искусство и другие

Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику основным теориям развития личности.
  2. Что такое социальная роль?
  3. Какие виды социальных ролей Вы знаете?
  4. Каким образом социальная роль влияет на развитие личности?
  5. Что из себя представляют аспекты ролевого обучения?
  6. Раскройте сущность ролевых теорий личности.

Литература

Основная: 3, 6, 9, 10, 11, 14, 15.

Дополнительная: 4, 8, 14, 26, 27, 32.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...