Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «общество»




Понятие «общество» давно и прочно вошло в научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, сразу убеждаемся, что та­ких определений может быть множество. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к обще­му), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, общест­во есть часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В современной науке общество относится к группе наиболее общих и фундаментальных понятий, является междисциплинарной категорией. Сам термин «общество» используется для обозначения самых различных реалий: общество друзей, акционерное общество, спортивное общество и т.д. В социологии общество является ее объектом и определяется как «более или менее крупная, устойчивая и целостная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. Общество – часть природы, но качественно отличная», сугубо специфическая, «надорганичная, социальная ее часть, которая не может быть растворена в остальной ее части или отождествлена с ней. Общество – социокультурная реальность и социальная система

Происхождение общества – одна из проблем социологии. На сегодня сложился ряд научных теорий, объясняющих эту проблему, - инструментальная, сексуальная, кратичечкая, гендерная, семантическая

Инструментальная концепция прямо увязывает происхождение общества с развитием

общественного труда и его разделением. Возникновение и развития человеческого сознания,

догадливость и сообразительность повлекли изобретение специальных орудий для удовлетворения

потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, что привело к возникновению труда как одной основных сфер жизнедеятельности человека и общества. Совершенствование и развитие труда привело нас к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция берет за основу проявление у человека сексуального института

(либидо).

Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем, согласно которой

возникновение и функционирование человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную

целесообразную деятельность, возможно на основе управляющей подсистемы.

По Парето социальная неоднородность (гетерогенность), проявляемая в физической, интеллектуальной, психологической и нравственной сферах жизни, является естественным и очевидным фактором. Лидеры и элиты берут на себя ответственность за организацию власти, управление общностями и ассоциациями.

Гендерная концепция, рожденная в русле феминистской социологии, основана на анализе

распределения социальных ролей, между полами и наличия неравенства между мужчинами и

женщинами.

Семантическая концепция строится на признании слабости и несовершенства человека как

биологического существа. Люди уязвимы и в физическом, и психическом смысле. Человек – один из относительно молодых видов. В связи с биологической слабостью закон выживания с

необходимостью требует объединения людей, создания коллективного «органического тела».

Групповое взаимодействие предполагает координацию усилий, дифференциацию и комбинирование функций.

Помимо обозначенных теорий существуют гипотезы происхождения общества:

− естественная: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество

производителей);

− божественная (теологическая): бог создал человека по образу и подобию себе, но в силу

греховности и несовершенства людей он завещал государство (общество) и нравственный закон;

− космическая: инопланетяне создали людей и манипулируют человеческим процессом в

своих целях.

Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления

особых институтов, норм, поддерживающих эти связи. Общество следует понимать как

исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Оно существовало и тогда, когда не было еще стран и государств.

Признаки (критерии) характеризующие наличие общества. По мнению американского

социолога Э. Шилза можно выделить следующие критерии общества:

− оно не является частью более крупной системы;

− браки заключаются между представителями данного объединения;

− оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его

признанными представителями;

− объединение имеет территорию, которое оно считает совей собственной;

− у общества есть собственное название и собственная история;

− оно обладает собственной системой управления;

− объединение существует дольше средней продолжительности отдельного индивида;

− его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил,

нравов), которую называют культурой

Общество как система

В философской литературе общество определяется как динамическая, развивающая­ся система. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, состоящее из частей, совокупность этих частей. Таким образом, каждая система включает взаимо­действующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсис­тем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Подсистемами являются, прежде всего, сферы общественной жизни. Среди них выде­лим экономическую (отношения в процессе материального производства), социальную (взаимодействия классов социальных слоев и групп), политическую (деятельность го­сударственных организаций, политических партий), духовную (развитие и взаимодей­ствие форм общественного сознания: науки, искусства, образования и др.). Многооб­разные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отноше­ния, складывающиеся в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную сферу жизни общества. Итак, общество - самая сложная система, в которой каждый индивид представляет собой отдельную систему. Нас окружают всякие сис­темные образования.

Общество - самая сложная система, в которой каждый индивид представляет собой отдельную систему. Нас окружают всякие сис­темные образования.

Эмиль Дюркгейм системообразующим компонентом считает социальный факт. Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. «Внутренняя социальная среда» состоит из двух элементов. Первый включает все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство. Второй - это люди как коллективная сила, человече­ская среда. И основная задача социологии, по убеждению Дюркгейма, - объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы. В социальной среде в рамках всего общества Дюркгейм выделял и особые, более узкие среды - семья, общественно-профессиональные группы и т.д. Э. Дюркгейм приходит выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явле­ния от социальной среды.

Карл Маркс считал системообразующим элементом общества социальное отноше­ние, как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе жизнедеятельности. Выдвинутые марксизмом положения - о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию, о решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой - представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объек­тивно и непреложно.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодейст­вия через призму ценностей. Он считал, что социальный исследователь, в отличие от естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные инте­ресы. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нор­мы поведения людей, их цели. Общее социологическое определение общества звучит так: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися фор­мами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самопроизводством и самодоста­точностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня куль­туры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Т. Парсонс определяет общество как тип социальной системы, обладающий наивысшей степенью самодостаточности. Самодостаточность общества проявляется, прежде всего, во взаимообмене с окружающей средой, в регулировании доступа к материальным ресурсам. общество самодостаточно и в том смысле, что его члены, как правило, вносят вклад в его функционирование через многочисленные экономические и политические институты, а также коллективы.

В соответствии со своей четырёх функциональной схемой, выработанной для анализа систем действия, Парсонс подразделяет общество на четыре основных подсистемы:

1. Социентальное сообщество по Парсонсу - это коллективы с определёнными нормами

(государственные органы, правовые институты, другие общественные инстанции), регулирующие

поведение индивидов, обеспечивающие их лояльность по отношению к обществу в целом. Функция интеграции способствует координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает

потенциал конфликта. Когда же конфликт всё же возникает, его, как правило, удаётся уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции других подсистем и общества в целом.

2. Под фидуциарной подсистемой имеются в виду институты, занимающиеся генерализацией

ценностей (семья, образование). Их главная функция - воспроизводство и поддержание

существующих в обществе культурных образцов.

3. Политическая подсистема мобилизует коллективы и ресурсы для достижения определённых общественных целей. Функция целедостижения выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность.

4. Экономическая подсистема создаёт условия для регулирования трудовых ресурсов, их

включение в производство. Прежде всего, через роли, выполняемые индивидами в экономической

жизни, осуществляется функция адаптации. Для эффективного функционирования общества в целом особое значение имеет решение проблемы по обеспечению людей необходимым уровнем

материальных благ [21; 422 - 423].

Кроме этого, современный уровень развития социологической науки позволяет выделить ряд основных системных параметров, характеризующих общество как социальную систему:

1) иерархичность;

2) саморегуляция;

3) открытость;

4) информированность;

5) самодетерминированность;

6) самоорганизация.

Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную нацио­нальную (социально-культурную) идентичность».

Типологии общества

Формирование мировой системы началось много веков назад с создания простейших

сообществ.

Простейшие общества получили название обществ охотников и собирателей. В них

существовало разделение труда по половому признаку, главной ячейкой общества является семья. В настоящее время таких сообществ осталось всего несколько: пигмеи в Центральной Африке, племя сан в намибийской пустыне и австралийские аборигены.

Скотоводческие и огороднические общества. Скотоводческие общества ориентированы на

кочевой образ жизни, огороднические – на осёдлый. Одомашнивание животных и растений можно

считать первой социальной революцией.

Эти виды сообществ положили начало множеству новшеств, среди которых: создание запасов

питания, которые положили начало разделению труда, что, в свою очередь стимулировало торговлю. Таким образом, создаются предпосылки для социального неравенства и социальной стратификации.

Сего­дня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен и др.) деление общества на:

• традиционное (или доиндустриальное);

• индустриальное;

• постиндустриальное.

Традиционное - в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяй­ственные, примитивные, консервативные, несвободные общества. Это общество часто контролируется верхушкой. Традиционные или по другому аграрные сообщества явились результатом второй социальной революции, связанной с изобретением плуга. Возникновение общества, которое базировалось на экстенсивном земледелии, позволило уменьшить количество людей, занятых земледелием, увеличив при этом сельхозпродукцию.

Одной из самых значительных перемен был рост социального неравенства. Контроль над

избыточными ресурсами захватила элита, использовав их для укрепления своей власти.

Индустриальные - это общество, имеющее производственную основу, для него харак­терны: гибкость социальных структур, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это общество динамично развивается, здесь высокий уровень жизни. Ма­териальное состояние большинства стран мира индустриально на разных стадиях. Индустриальные общества явились результатом третьей социальной революции – промышленной. Она началась в Британии, где в 1765 году был впервые применён паровой

двигатель. Новый источник энергии дал толчок к возникновению индустриального общества, в

котором вместо трудовой силы человека или животного используются машины, работающие на

горючем. Технический уровень составляет существенный элемент культуры и любое изменение в

технологии требует, чтобы люди к нему приспособились. В этот период ещё более усиливается социальное неравенство людей, образуется избыток рабочей силы, идёт процесс переселение в города, наёмный труд становится одной из основных форм деятельности.

Постиндустриальные - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значе­ния новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения. Постиндустриальное общество хаарактеризуется смещением акцента из сферы производства в сферу услуг. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовалось в отраслях сервиса. Пример Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония.

Термин постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации,

услугах и высоких технологиях.

Этим, конечно, не исчерпываются многообразий классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по по­литическим критериям на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как проме­жуточные между первым и вторым). Типизация обществ может быть проведена и по многим другим признакам: в связи с господствующей в обществе религией говорится о христианском и т.д., а в связи с наиболее распространенным языком общения - англоя­зычном, русскоязычном, франкоязычном и других обществах.

Открытое и закрытое общество - понятия, введенные К. Поппером в его работе «От­крытое общество и его враги» (1942). Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, - противопоставляется закрытому - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, неизменность законов функционирования, тоталитарность, примат общества над индивидом, личная безответственность.

Информационное общество - концепция, полагающая главным фактором общест­венного развития производство и использование научно-технической и другой инфор­мации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четверто­го», информационного сектора экономики. Революционизирующее действие информа­ционной технологи приводит к тому, что в информационном обществе классы заменя­ются социально недифференцированными «информационными сообществами».

Развитие общества

Эволюционизм социальный в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Формирование социального эволюционизма как социологического течения в узком смысле связано с развитием в 19 в. антропологии и этнологии. Позитивистский эволю­ционизм был убежден в единообразии законов природы в физическом и моральном ми­рах и, следовательно, в применимости универсальных принципов развития во всех нау­ках. Спенсер сосредоточился на поисках сходств, всеобщих структурных закономерно­стях в неорганической, биологической и социальной эволюциях. Философия Спенсера конечно не претендовала на универсальность; он вовсе не ожидал, то чтобы физики об­суждали законы природы на ее языке, а не на языке математики, а биологи использова­ли структуру ее планов эволюции для построения принципов таксономии или описаний живых сообществ. Но социологические науки сразу же стали претендовать на эволю­ционизм, как на метод в социологии, пользуясь его широко заявленной всеобщностью.

Теории циклического развития - собирательное обозначение для распространенных в истории общественной мысли представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими новыми циклами возрождения и упадка. В конце 19 - начале 20 вв. появля­ется ряд современных концепций циклического развития, направленных против идеи со­циального прогресса. Это локальные культуры (Шпенглер), региональные несовместимы друг с другом цивилизации (Тойнби), суперсистемы (Сорокин). Освальд Шпенглер развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов». Умирая, органическая культу­ра перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой господствует го­лый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. В пределах общего цикла эволюции культур выделяются два главных этапа: этап восхожде­ния культуры (собственно «культура») и этап ее нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, вто­рой - «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органиче­ской жизни и культуры и ее распад.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Выход из противоречия и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории».

В 20 веке на место эволюционистского понимания социального развития пришли теории функционализма и «социологии изменений» (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине 20 века в структурном функ­ционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эти тенденции получили дальнейшее развитие.

Талкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Парсонс обратил­ся к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном разви­тии обществ. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Пе­реход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совер­шается с отделением правовой системы от религиозной, формированием администра­тивной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое общество как социальная реальность?
  2. Раскройте механизм формирования общества.
  3. Раскройте сущность основных теорий зарождения общества.
  4. Общество как система. Что это такое?
  5. Что такое системообразующий элемент общества?
  6. Дайте характеристику общественным подсистемам.
  7. Что из себя представляет формационная типология общества?
  8. Раскройте сущность эволюционизма.
  9. Охарактеризуйте теории циклического развития общества.
  10. В чем сущность теории «социального изменения» Т.Парсонса?

Литература

Основная: 8, 10, 11, 13, 14, 15.

Дополнительная: 7, 10, 11, 12, 44, 48, 50.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...