Из курса лекций В.О. Ключевского.
Из курса лекций В. О. Ключевского. «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе. Раскольники считают себя такими же православными христианами, какими считаем себя и мы. Если старообрядцы не расходятся с нами в догматах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви…» 1 Когда произошел церковный раскол? Кто был инициатором реформ? 2 Кто был главным противником реформирования церкви? Как относился к церковным реформам царь? 3 Что не устраивало противников в реформировании церкви? Назовите не менее трёх положений. Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшова и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата Иоанна Алексеевича. И крест ему, государю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие. Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль в 11-м часу с знамёнами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афанасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями».
1 В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия? 2 Кто был участником выступления? В чем была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений. 3 Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.
Тема 6 Россия в 18 веке. Из записок Е. Р. Дашковой. «Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков. Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами». 1 О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у власти? 2 Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и двух отрицательных качеств. 3 Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении «бесценного, самобытного характера предков»? Приведите не менее трёх положений.
Из работы И. С. Аксакова. «Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык – всё было искажено, изуродовано, изувечено». Из сочинения С. М. Соловьёва «Во второй половине 17 века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и (он) явился вождём в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал своё положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры». Из исторического труда В. О. Ключевского. «Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы». 1 О каком правителе идёт речь в источниках? В чем суть позиции И. С. Аксакова? 2 На основании текста документа раскройте отношение Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений. 3 Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|