Из сочинения историка В.О. Ключевского.
Из сочинения историка В. О. Ключевского. «В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие – другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями. Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М. Ф. Романов. Неоднозначной при обсуждении была кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго. Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нём сошлись такие враждебные силы как дворянство и казачество. Окончательное решение было представлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царём. Посланные возвратились с донесением: быть государем М. Ф. Романову. 21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное заявление, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаила Фёдоровича». 1 С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его «всесословным»? 2 Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трёх положений.
3 Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
Из исторического источника. «21 февраля 1613 года в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Главному его сопернику, польскому королевичу Владиславу Вазе, не удалось организовать широкомасштабное вторжение в пределы Московского государства. Земские соборы заседали почти непрерывно, так что выборные в них сохраняли свои полномочия на несколько лет. Известны соборы 1613-1615, 1616-1619, 1619-1622гг. Катастрофическое финансовое положение вынудило правительство семь раз, с 1613 по 1619 год, прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных и запросных денег». Борьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье они потерпели поражение. В феврале 1617 года удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и город Корела с уездом. Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Парировав слабые попытки России вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры. В декабре 1618 г было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14, 5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства. Преодоление последствий Смуты требовало централизации и концентрации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятинных денег и экстраординарных налогов.
Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй половины 1630-х гг правительство приступило к восстановлению и строительству новых укреплённых линий – засечных черт. Русские землепроходцы с 1620-40-х гг прошли через всю Западную и Восточную Сибирь к берегам Тихого океана». 1 О каком из русских царей идёт речь в тексте? Укажите годы его правления. 2 Используя текст, назовите не менее четырёх основных направлений внешней политики России в означенный период времени. Каким образом Россия предполагала вернуть земли, переданные Польше по условиям Деулинского перемирия, и как этот вопрос был решен? 3 Как изменилась роль Земских соборов в течение периода правления царя? Назовите не менее двух обоснований необходимости усиления власти монарха.
Из сочинения Н. И. Костомарова. «Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких печальных обстоятельствах. С двумя государствами: Польшей и Швецией, не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол – двух соперников новоизбранному царю. Третьего соперника ему провозглашала казацкая вольница в Астрахани в особе малолетнего сына Марины, и Заруцкий во имя его затевал двинуть турок и татар на окончательное разорение Московского государства. Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне ещё в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали с голода. Повсюду господствовала крайняя нищета: в казне не было денег и трудно было собрать их с разорённых подданных. Одна беда вела за собой другие, но самая величайшая беда состояла в том, что московские люди, по меткому выражению матери царя, измалодушествовались». 1 К какому периоду русской истории относятся описываемые события? Назовите имя нового государя. 2 Укажите год вступления на престол нового государя и название органа, который в начале его правления играл значительную роль в управлении. 3 Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя «печальными»? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|