Глава 4. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с развитой экономикой и их взаимодействие с налоговой полицией России
4.1. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с развитой экономикой В представленном разделе дипломной работы автором раскрываются некоторые особенности деятельности правоохранительных органов зарубежных государств, аналогичных налоговой полиции России. Опыт налоговых служб Соединенных Штатов Америки, как лидера мировой экономики, заслуживает наиболее пристального внимания. Заинтересовывает американская система налогообложения физических лиц. Каждый американец независимо от того, платит он налоги или нет, обязан ежегодно представлять налоговую декларацию. Важной особенностью американской системы является то, что незаполнение налоговой декларации в установленный срок является преступлением, даже если с налогоплательщика и не причитается никаких налогов. Законом определена ответственность за предоставление налоговой декларации, содержащей недостоверные сведения, которую гражданин заполнял лично или же с помощью консультанта по налогам. 15 апреля для американского налогоплательщика - последний срок отправки налоговых деклараций в “Интернел ревенью сервис” (Службу внутренних доходов). Заполненные декларации отсылаются по почте. Впрочем, сам налог должен быть оплачен еще до 15 января, а налоговая декларация - это обоснование внесенной в казну суммы[23]. В том случае, если американскому суду удается доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и делал он это умышленно, либо, что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на срок до 5 лет. В случае применения к правонарушителю комбинированных штрафных санкций, он несет очень значительные материальные потери. Большинство всех дел, более 90%, по неуплате налогов в США заканчиваются судимостью[24].
Нет сомнений, что санкции за налоговые преступления и проступки непременно последуют. Из основного руководящего документа Службы внутренних доходов Министерства финансов США следует, что отношения государства и гражданина будут определяться атмосферой, побуждающей их к партнерству. В нем говорится, что Служба должна “Собирать надлежащую сумму налога за наименьшую стоимость, служить народу, постепенно улучшая качество обслуживания; работать так, чтобы заслужить высшую степень народной уверенности в нашей честности, эффективности и справедливости”[25]. Сотрудники Службы внутренних доходов США имеют соответствующие многочисленные и многообразные права. Сборщик налогов вправе осуществлять “сбор неуплаченных налогов и налоговых деклараций, определять и анализировать причины нарушения правил отчетности, проводить профилактику уклонения от подачи налоговой декларации, определять типы и измерять степени уклонения от подачи налоговой декларации”[26] Налоговые инспекторы США, как правило, начинают действовать на завершающем участке этого процесса. Их повседневные занятия включают в себя проведение собеседований, изучение государственной учетной документации, подготовку и сбор деклараций (в масштабе страны их обрабатывается за год более 207 миллионов)[27] и неуплаченных налогов, подачу объявлений об удержании федерального налога, осуществление в необходимых случаях конфискации и продажи имущества должников и т.п. Компромиссные решения позволяют Службе внутренних доходов США не только собирать надлежащую сумму налога за наименьшую стоимость, но и дать налогоплательщику шанс. Отсюда за нею уже давно утвердилась репутация одной из наиболее эффективно работающих налоговых служб мира.
Длительная история развития налоговой системы Французского государства привела к созданию очень сложного и объемного налогового законодательства и четкого механизма подсчета, а также контроля и получения налоговых платежей. При описании структуры служб, которые участвуют в процессе сбора и контроля за исчислением государственных и местных налогов, подчеркивается их абсолютная централизация. Все эти службы являются структурными подразделениями Министерства экономики и финансов Франции. Из существующих функций Министерства экономики и финансов Франции наиболее важными являются следующие: экономические исследования и прогноз, исполнение государственного бюджета как в области доходов (налоги, поступления от государственных предприятий и др.) так и расходов, обеспечение стабильности внутреннего рынка, таможенный контроль, налоговое законодательство. Контроль за сбором налогов и их исчислением распределяется между тремя дирекциями министерства - Генеральной дирекцией налогов, Государственным казначейством и Генеральной дирекцией таможни и косвенных налогов. В структуре Генеральной дирекции налогов (ГДН) существуют специализированные службы, в чьи функции входит борьба с умышленным уклонением от налогов. Крупные дела ведутся тремя специальными управлениями ГДН - Национальной дирекцией налоговых расследований, Дирекцией внутренних и международных налоговых проверок, а также Национальной дирекцией контроля персональных доходов. В тех случаях, когда происходит умышленное уклонение от налогов законодательством Франции предусматриваются санкции в виде лишения свободы на срок до 5 лет и налагается штраф до 500 000 франков[28]. В ходе налоговой проверки при выявлении фактов уклонения дело налогоплательщика передается на рассмотрение специальной комиссии по нарушениям налогового законодательства при Генеральной дирекции налогов. Именно она оценивает характер нарушения и обращается в Генеральную прокуратуру республики с предложением о возбуждении уголовного дела. В среднем за год возбуждается около 500 таких дел [29].
Социальная защищенность и высокий уровень благосостояния граждан Германии объясняется во многом разумной и рациональной политикой, которая проводится министерством финансов Германии и министерствами финансов ее земель. Руководство ведомствами по финансам, налогам, розыскам и т.д. сосредоточенно в федеральном министерстве. В Германии имеются межрегиональные организационные подразделения: налоговый уголовный розыск и налоговый отдел прокуратуры. Ещё в 1922 году начала функционировать налоговая проверочная полиция Германии. Наименование “налоговый розыск” (“Штойфа”) официально введено в 1934 году приказом имперского министерства. Единой организации налогового сыска в Германии на данный момент не существует. Немецкие земли, каждая в соответствии со своими законодательствами создали собственные структуры. Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная полиция: сотрудники “Штойфы” имеют право на проведение обысков, личный осмотр, на работу с документами, на задержание подозреваемых лиц. Однако, сотрудники налогового розыска не имеют права носить оружие. Из всех европейских стран Германия выделяется особой строгостью наказания за нарушение налогового законодательства: штрафы, повторные штрафы, лишение свободы на срок до 10 лет[30]. Есть налоговая полиция и в Италии. В конституции Италии заложены важнейшие принципы налогообложения страны, в которой говорится, что исполнительные органы не имеют право устанавливать налоги, вносить изменения в порядок их установления и взимания. Как высшему органу законодательной власти, парламенту Итальянской республики, целиком принадлежит это право. Контроль за налогообложением физических и юридических лиц в Италии, осуществляет финансовая гвардия. Финансовая гвардия - это правоохранительная структура, начинающая свою историю с восемнадцатого века. Создавалась финансовая гвардия в 1881 году. Шестую часть Финансовой гвардии составляет налоговая полиция. Объектом внимания являются правонарушения и преступления, подрывающие экономику страны. К таким относятся: контрабанда, и торговля наркотиками, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты налогов.
В состав Финансовой гвардии входит Главное командование, которое в свою очередь состоит из центрального и регионального командовании. Центральному командованию, расположенному в Риме, подчиняются три специализированных подразделения: центральное управление налоговой полиции; специальное управление валютной полиции; центральное следственное управление по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Финансовая гвардия выполняет одновременно функции налоговой полиции, налоговой инспекции, таможенных и пограничных органов. Основные полномочия финансовой гвардии сформулированы в двух документах от 1929 и 1937 годов. Нынешняя структура определена законом, принятым в 1959 году[31]. Итальянская финансовая гвардия сама какие-либо меры по наказанию применять не уполномочена. В случае обнаружении криминала проводится расследование и его материалы передаются в прокуратуру. Налоговые нарушения, не попадающие под разряд преступлений, передаются налоговой службе, а она соответственно применяет административные взыскания, например, штрафы, которые в 2-4 раза превышают сумму неуплаченного налога. В Японии обложением и взиманием национальных налогов и сборов занимается Национальное налоговое управление. Совещательная группа Национального налогового управления Японии, отвечающая за проведение налоговых консультаций и рассмотрения жалоб налогоплательщиков, в 1970 году преобразована в Национальный налоговый суд. С 1986 года в районных налоговых управлениях Японии введены должности особых следователей, расследующих правонарушения связанные с уклонением от уплаты налогов. Швеция не имеет своей отдельной службы налоговой полиции. Ее основные функции выполняют подразделения Главного полицейского управления. По словам шведских специалистов, в будущем возможно формирование самостоятельной налоговой полиции, а также полагают, в частности, необходимым создание особого учебного заведения для подготовки кадров, аналогичного Академии налоговой полиции ФСНП России. Исходя из того, что в стране традиционно высок уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины, законопослушности граждан, для устранения мелких правонарушений зачастую достаточно бывает провести профилактическую беседу с нарушителем. На специальных курсах полицейские ведущие подобную работу получают необходимую экономическую и правовую подготовку.
В компетенцию Службы финансовой разведки (СФР) в составе Главного полицейского управления Швеции входит расследование серьезных налоговых правонарушений и преступлений. Речь идет, прежде всего, о разного рода финансовых аферах, в которых замешаны фирмы, концерны, иностранный капитал. Первоначально полицейские осуществляют лишь оперативные мероприятия. После сбора необходимых доказательных материалов, СФР предоставляет их прокурору, после чего, в случае признания их убедительными, получают право провести предварительное следствие в полном правовом и оперативном объеме. В число используемых при этом мер входят изучение корреспонденции подозреваемого, прослушивание телефонных переговоров, получение исчерпывающей банковской информации о “клиенте”. К слову говоря, в 1993 году Служба финансовой разведки была создана именно по инициативе шведских банков, которые кровно заинтересованы в предотвращении проникновения организованной преступности в финансовую жизнь страны[32]. Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер – министры, и кумиры нации.
4.2. Взаимодействие Федеральных органов налоговой полиции РФ с правоохранительными органами иностранных государств Развитие экономических, политических, культурных связей государств и наряду с этим разрастающаяся и не признающая границ преступность объективно ведут к установлению межгосударственных конфликтов в сфере правовых отношений, включая борьбу с преступностью, в том числе с налоговыми преступлениями. Экономическая преступность за рубежом, уже давно стала организованной. Следует признать, что таковой она фактически является и в России. Наиболее криминализованы те виды хозяйственной деятельности, где себестоимость продукции низкая, а уровень налогообложения высокий, и в случае ухода от налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким областям деятельности можно отнести производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в кредитно-финансовой сфере и некоторые другие. Значительны масштабы налоговой преступности и во внешнеторговой сфере. По словам первого заместителя директора ФСНП РФ Владимира Авдийского “По оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого числа доля “грязных” денег составляет, 30-40 процентов. Сегодня для нас вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но и не признает границ”[33]. Существующие сегодня методики взаимодействия с правоохранительными органами ряда иностранных государств, позволяют успешно проводить мероприятия, выходящие за рамки информационного обмена (контролируемые поставки, совместные расследования, проведение одновременных проверок, присутствие при исполнении международных следственных поручений и т.д.). Более 40 тыс. российских предприятий и организаций сейчас имеют выход на внешний рынок, из них более 25 тыс. осуществляют совместную хозяйственную деятельность с иностранными фирмами, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. По преступлениям носящий международный характер, возбуждено 87 уголовных дела, 65 дел - в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Привлечено к административной ответственности более 300 иностранцев и лиц без гражданства”[34]. Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации заключен 21 договор с правоохранительными органами зарубежных стран, в соответствии, с которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудничество. Ведется подготовка к заключению договоров с правоохранительными органами Италии, Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре 1999 года создан Координационный совет руководителей органов налоговых расследований государств-участников СНГ. Одним из важнейших этапов развития международного сотрудничества стало участие ФСНП России в конференции “Россия-ЕС”, которая состоялась в Хельсинки в декабре 1999г. В процессе работы этой конференции проведены консультации о совместной работе с представителями ЕВРОПОЛА - новой европейской организации, подобной Интерполу. С ней достигнута предварительная договоренность о подписании меморандума о взаимопонимании. Также были полезные консультации с координационной службой Комиссии европейских сообществ по противодействию мошенничествам и подделкам, которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной службой налоговой полиции России меморандум о широкомасштабном взаимодействии. Проведены переговоры с таможенной службой Финляндии о проведении ряда совместных действий[35]. Хорошие рабочие контакты складываются с ФБР и Службой внутренних доходов Министерства финансов США, Королевской конной полицией и Службой внутренних доходов Канады, криминальной полицией Германии, правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля, Словакии, Польши и других стран. В результате сотрудничества с правоохранительными органами США сейчас ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на американской территории более миллиона незаконных, долларов. В активной разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7 тысяч подставных фирм для российских граждан. Расследуется деятельность одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного российского закона, готовится его арест американскими властями. Взаимное сотрудничество Управления федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области с правоохранительными органами зарубежных стран было заложено в Санкт-Петербурге в 1995 году на встрече-семинаре с представителями Службы внутренних доходов США. В ходе этого семинара были разработаны планы совместной работы, осуществлен обмен опытом. После чего, в Москве было создано специальное управление по организации взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами и вся работа в региональных отделениях налоговой полиции проводится через это управление. В Управлении федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области существуют хорошо налаженные контакты с правоохранительными органами стран Скандинавии и Прибалтики. В 2001 году направлено 27 запросов и получено 25 ответов по этим запросам, было возбуждено 4 уголовных дела. Доначислено в бюджет 1734329 рублей из них возмещено 724525 руб., выявлено нарушений валютного законодательства на сумму 5205621 руб. Федеральные органы налоговой полиции при посредничестве с НЦБ Интерпола в России организуют реализацию решений и рекомендаций руководящих органов Интерпола – Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, касающихся борьбы с уголовной преступностью и распространения положительного опыта. При посредничестве НЦБ Интерпола они могут получать информацию Интерпола и НЦБ Интерпола стран – участниц относительно способов совершения преступлений и наиболее эффективных методов борьбы с организованной в международных масштабах преступностью, преступлениями против собственности, экономико - финансовыми преступлениями, мошенничеством, подделками, подлогами, фальшивомонетничеством, общими экономическими преступлениями. Практическое значение могут иметь рекомендации Интерпола по вопросам правового регулирования борьбы с отдельными видами преступлений в национальном и международном праве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|