Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с развитой экономикой и их взаимодействие с налоговой полицией России




4.1. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с развитой экономикой

В представленном разделе дипломной работы автором раскрываются некоторые особенности деятельности правоохранительных органов зарубежных государств, аналогичных налоговой полиции России.

Опыт налоговых служб Соединенных Штатов Америки, как лидера мировой экономики, заслуживает наиболее при­стального внимания.

Заинтересовывает американская система налогообложения физических лиц. Каждый американец не­зависимо от того, платит он налоги или нет, обязан ежегодно пред­ставлять налоговую декларацию. Важной особенностью американской системы является то, что незаполнение налоговой декларации в установленный срок является преступлением, даже если с налогоплательщика и не причитается никаких налогов. Законом определена ответственность за предоставление нало­говой декларации, содержащей недостоверные сведения, которую гражданин заполнял лично или же с помощью консультанта по налогам. 15 апреля для американско­го налогоплательщика - последний срок отправки налоговых деклараций в “Интернел ревенью сервис” (Службу внутренних доходов). Заполненные декларации отсылаются по почте. Впрочем, сам налог должен быть опла­чен еще до 15 января, а налоговая декларация - это обоснование внесенной в казну суммы[23].

В том случае, если американскому суду удается до­казать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и делал он это умышленно, либо, что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на срок до 5 лет. В случае применения к правонарушителю комбинированных штрафных санкций, он несет очень значительные мате­риальные потери. Большинство всех дел, более 90%, по неуплате налогов в США заканчиваются судимостью[24].

Нет сомнений, что санкции за налоговые преступ­ления и проступки непременно последуют. Из основного руководящего документа Службы внутренних доходов Министерства финансов США следует, что отношения государства и гражданина будут определяться атмосферой, побуж­дающей их к партнерству. В нем говорится, что Служба должна “Собирать надлежащую сумму налога за наименьшую стоимость, служить народу, постепенно улучшая качество обслу­живания; работать так, чтобы заслужить высшую степень народной уверенно­сти в нашей честности, эффективности и справедливости”[25].

Сотрудники Службы внутренних доходов США имеют соответствующие многочисленные и много­образные права. Сборщик налогов вправе осуществлять “сбор неуплаченных налогов и налоговых деклараций, определять и анализировать причины нарушения правил отчетности, проводить профилактику уклонения от подачи налоговой декларации, определять типы и измерять степени уклонения от подачи налоговой декларации”[26]

Налоговые инспекторы США, как правило, начинают действовать на завершаю­щем участке этого процесса. Их повседневные занятия включают в себя про­ведение собеседований, изучение государственной учетной документации, подготовку и сбор деклараций (в масштабе страны их обрабатывается за год более 207 миллионов)[27] и неуплаченных налогов, подачу объявлений об удер­жании федерального налога, осуществление в необходимых случаях конфи­скации и продажи имущества должников и т.п.

Компромиссные решения позволяют Службе внутренних доходов США не только собирать надлежащую сумму налога за наименьшую стоимость, но и дать налогоплательщику шанс.        Отсюда за нею уже давно утвердилась репутация одной из наиболее эффективно работающих налоговых служб мира.

Длительная история развития налоговой системы Французского государства привела к созданию очень сложного и объемного налогового законодательства и четкого меха­низма подсчета, а также контроля и получения налоговых платежей. При описании струк­туры служб, которые участвуют в процессе сбора и контроля за исчислением госу­дарственных и местных налогов, подчеркивается их абсолютная централизация. Все эти службы являются структурными подразделениями Министерства экономики и финансов Франции.

Из существующих функций Министерства экономики и финансов Франции наиболее важными являются следующие: эко­номические исследования и прогноз, исполнение государственного бюджета как в области доходов (налоги, поступления от государственных предприятий и др.) так и расходов, обеспечение стабильности внутреннего рынка, таможен­ный контроль, налоговое законодательство.

Контроль за сбором налогов и их исчислением распределяется меж­ду тремя дирекциями министерства - Генеральной дирекцией налогов, Госу­дарственным казначейством и Генеральной дирекцией таможни и косвенных налогов.

В структуре Генеральной дирекции налогов (ГДН) существуют специализиро­ванные службы, в чьи функции входит борьба с умышленным уклонением от налогов. Крупные дела ведутся тремя специальными управлениями ГДН - На­циональной дирекцией налоговых расследований, Дирекцией внутренних и ме­ждународных налоговых проверок, а также Национальной дирекцией контроля персональных доходов.

В тех случаях, когда происходит умышленное уклонение от налогов законодательством Франции предусматриваются санкции в виде лишения свободы на срок до 5 лет и налагается штраф до 500 000 франков[28].

В ходе налоговой проверки при выявлении фактов уклонения дело нало­гоплательщика передается на рассмотрение специальной комиссии по нару­шениям налогового законодательства при Генеральной дирекции налогов. Именно она оценивает характер нарушения и обращается в Генеральную про­куратуру республики с предложением о возбуждении уголовного дела. В сред­нем за год возбуждается около 500 таких дел [29].

Социальная защищенность и высокий уровень благосостояния граждан Германии объясняется во многом разумной и рациональной политикой, которая проводится министерством финансов Германии и министерствами финансов ее земель. Руководство ведомствами по финансам, налогам, розыскам и т.д. сосредоточенно в федеральном министерстве. В Германии имеются межрегио­нальные организационные подразделения: налоговый уголовный розыск и на­логовый отдел прокуратуры.

Ещё в 1922 году начала функционировать налоговая проверочная полиция Германии. Наименование “налоговый розыск” (“Штойфа”) официально введено в 1934 году приказом имперского министерства. Единой организации налогового сыска в Германии на данный момент не сущест­вует. Немецкие земли, каждая в соответствии со своими законодательствами создали собственные структуры.

Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная полиция: сотрудники “Штойфы” имеют право на проведение обысков, личный осмотр, на работу с документами, на задержание подозреваемых лиц. Однако, сотруд­ники налогового розыска не имеют права носить оружие.

Из всех европейских стран Германия выделяется особой строгостью наказа­ния за нарушение налогового законодательства: штрафы, повторные штрафы, лишение свободы на срок до 10 лет[30].

Есть налоговая полиция и в Италии. В конституции Италии заложены важнейшие принципы налогообложения страны, в которой говорится, что исполнительные органы не имеют право устанавли­вать налоги, вносить изменения в порядок их установления и взимания. Как высше­му органу законодательной власти, парламенту Итальянской республики, целиком принадлежит это право.

Контроль за налогообложением физи­ческих и юридических лиц в Италии, осуществляет финансовая гвардия. Финансовая гвардия - это правоохранительная структура, начинающая свою историю с восем­надцатого века. Создавалась финансовая гвардия в 1881 году. Шестую часть Финансовой гвардии составляет налоговая полиция. Объектом внимания являются правонарушения и преступ­ления, подрывающие экономику страны. К таким относятся: контрабанда, и торговля наркотиками, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты нало­гов.

В состав Финансовой гвардии входит Главное командование, кото­рое в свою очередь состоит из центрального и регионального командовании. Центральному командованию, расположенному в Риме, подчиняются три спе­циализированных подразделения: центральное управление налоговой поли­ции; специальное управление валютной полиции; центральное следственное управление по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Финансовая гвардия выполняет одновременно функции налоговой полиции, налоговой инспекции, таможенных и пограничных органов.

Основные полномочия финансовой гвардии сформулированы в двух доку­ментах от 1929 и 1937 годов. Нынешняя структура определена законом, приня­тым в 1959 году[31].

Итальянская финансовая гвардия сама какие-либо меры по наказанию применять не уполномочена. В случае обнаружении криминала проводится расследование и его материалы передаются в прокуратуру. Налоговые наруше­ния, не попадающие под разряд преступлений, передаются налоговой службе, а она соответственно применяет административные взыскания, например, штрафы, которые в 2-4 раза превышают сумму неуплаченного налога.

В Японии обложением и взиманием национальных налогов и сборов за­нимается Национальное налоговое управление. Совещательная группа Национального налогового управления Японии, отвечающая за проведение на­логовых консультаций и рассмотрения жалоб налогоплательщиков, в 1970 году преобра­зована в Национальный налоговый суд. С 1986 года в районных налоговых управлениях Японии введены должности особых следователей, расследующих правонарушения связанные с уклонением от уплаты налогов.

Швеция не имеет своей отдельной службы налоговой полиции. Ее основные функции выпол­няют подразделения Главного полицейского управления. По словам шведских специали­стов, в будущем возможно формирование самостоятельной налого­вой полиции, а также полагают, в частности, необходимым создание особого учебного заведения для подготовки кадров, аналогичного Академии налоговой полиции ФСНП России. Исходя из того, что в стране традиционно высок уро­вень налоговой культуры и налоговой дисциплины, законопослушности граж­дан, для устранения мелких правонарушений зачастую достаточно бывает провести профилактическую беседу с нарушителем. На специальных курсах полицейские ведущие подобную работу получают необходимую экономическую и правовую подготовку.

В компетенцию Службы финансовой разведки (СФР) в составе Главного поли­цейского управления Швеции входит расследование серьезных налоговых правонарушений и преступлений. Речь идет, прежде всего, о разного рода финансовых аферах, в которых замешаны фирмы, концерны, иностранный капитал. Первоначально полицейские осуществляют лишь оперативные мероприятия. После сбора необходимых доказательных материалов, СФР предоставляет их прокурору, после чего, в случае признания их убедительными, получают право провести предвари­тельное следствие в полном правовом и оперативном объеме. В число исполь­зуемых при этом мер входят изучение корреспонденции подозреваемого, прослушивание телефонных переговоров, получение исчерпывающей банков­ской информации о “клиенте”. К слову говоря, в 1993 году Служба финансовой разведки была создана именно по инициативе шведских банков, которые кровно заинтересованы в предотвращении проникновения организованной преступности в финансовую жизнь страны[32].

Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер – министры, и кумиры нации.

 

4.2. Взаимодействие Федеральных органов налоговой полиции РФ с правоохранительными органами иностранных государств

Развитие экономических, политических, культурных связей государств и наряду с этим разрастающаяся и не признающая границ преступность объективно ведут к установлению межгосударственных конфликтов в сфере правовых отношений, включая борьбу с преступностью, в том числе с налоговыми преступлениями.

Экономическая преступность за рубежом, уже давно стала организован­ной. Следует признать, что таковой она фактически является и в России. Наиболее криминализованы те виды хозяй­ственной деятельности, где себестоимость продукции низкая, а уровень нало­гообложения высокий, и в случае ухода от налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким областям деятельности можно отне­сти производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в кредитно-финансовой сфере и некоторые другие.

Значительны масштабы налоговой преступности и во внешнеторговой сфере. По словам первого заместителя директора ФСНП РФ Владимира Авдийского “По оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого числа доля “грязных” денег составляет, 30-40 процентов. Сегодня для нас вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но и не признает границ”[33].

Существующие сегодня методики взаимодействия с правоохранительными органами ряда иностранных государств, позволяют успешно проводить мероприятия, выходящие за рамки информационного обмена (контролируе­мые поставки, совместные расследования, проведение одновременных про­верок, присутствие при исполнении международных следственных поручений и т.д.).

Более 40 тыс. российских пред­приятий и организаций сейчас имеют выход на внешний рынок, из них более 25 тыс. осуществляют совместную хозяй­ственную деятельность с иностранными фирмами, как на территории Россий­ской Федерации, так и за рубежом. По преступлениям носящий международный характер, возбуждено 87 уголовных дела, 65 дел - в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Привлечено к административной ответствен­ности более 300 иностранцев и лиц без гражданства”[34].

Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации заклю­чен 21 договор с правоохранительными органами зарубежных стран, в со­ответствии, с которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудни­чество. Ведется подготовка к заключению договоров с правоохранительными органами Италии, Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре 1999 года создан Координационный совет руководителей органов налоговых расследований государств-участников СНГ.

Одним из важнейших этапов развития международного сотрудничества стало участие ФСНП России в конференции “Россия-ЕС”, которая состоялась в Хельсинки в декабре 1999г. В процессе работы этой конференции проведены консультации о совмест­ной работе с представителями ЕВРОПОЛА - новой европейской организации, подобной Интерполу. С ней достигнута предварительная договоренность о подписании меморандума о взаимопонимании. Также были полезные консуль­тации с координационной службой Комиссии европейских сообществ по проти­водействию мошенничествам и подделкам, которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной службой налоговой полиции Рос­сии меморандум о широкомасштабном взаимодействии. Проведены перегово­ры с таможенной службой Финляндии о проведении ряда совместных дейст­вий[35].

Хорошие рабо­чие контакты складываются с ФБР и Службой внутренних доходов Министерст­ва финансов США, Королевской конной полицией и Службой внутренних дохо­дов Канады, криминальной полицией Германии, правоохранительными органа­ми Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля, Словакии, Польши и дру­гих стран.

В результате сотрудничества с правоохранительными органами США сей­час ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на американской территории более миллиона незаконных, долларов. В активной разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7 тысяч подставных фирм для российских граждан. Расследуется деятельность одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного российского закона, готовится его арест американскими властями.

Взаимное сотрудничество Управления федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области с правоохранительными органами зарубежных стран было заложено в Санкт-Петербурге в 1995 году на встрече-семинаре с представителями Службы внутрен­них доходов США. В ходе этого семинара были разработаны планы совместной ра­боты, осуществлен обмен опытом. После чего, в Москве было создано специальное управление по организации взаимодействия с зарубежными правоохранитель­ными органами и вся работа в региональных отделениях налоговой полиции проводится через это управление.

В Управлении федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области существуют хорошо налаженные контакты с правоохранительными органами стран Скандинавии и Прибалтики. В 2001 году направлено 27 запросов и получено 25 ответов по этим запросам, было возбуждено 4 уголовных де­ла. Доначислено в бюджет 1734329 рублей из них возмещено 724525 руб., вы­явлено нарушений валютного законодательства на сумму 5205621 руб.

Федеральные органы налоговой полиции при посредничестве с НЦБ Интерпола в России организуют реализацию решений и рекомендаций руководящих органов Интерпола – Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, касающихся борьбы с уголовной преступностью и распространения положительного опыта. При посредничестве НЦБ Интерпола они могут получать информацию Интерпола и НЦБ Интерпола стран – участниц относительно способов совершения преступлений и наиболее эффективных методов борьбы с организованной в международных масштабах преступностью, преступлениями против собственности, экономико - финансовыми преступлениями, мошенничеством, подделками, подлогами, фальшивомонетничеством, общими экономическими преступлениями. Практическое значение могут иметь рекомендации Интерпола по вопросам правового регулирования борьбы с отдельными видами преступлений в национальном и международном праве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...