Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской Федерации и Новгородской области в настоящее время




 

5.1. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской Федерации

 

 

Как известно налоговая полиция это, прежде всего правоохранительный орган, ответ­ственный за организацию борьбы с экономическими преступлениями налого­вой направленности. Основная задача налоговой полиции - активизация борьбы с налоговыми правонарушениями и, как результат, - увеличение возбужденных уголовных дел на основе выявленных налоговых нарушений[36].

Сегодня можно смело сказать, что общая сумма возмещенного ущерба по сравнению с прошлым годом увеличилась в 3 раза и составила свыше 107 млрд. рублей. Из них 27 млрд. рублей – по оконченным уголовным делам, что в 2 раза больше, чем в 2000г. В ми­нувшем году возбуждено свыше 36 тыс. уголовных дел. Окончено производством около 33 тыс. уголовных дел. Сумма установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 33 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше уровня 2000 года.[37] (Приложение 3)

В прошедшем году была значительно укреплена правовая база деятельности нало­говой полиции, что способствует росту основных показателей в раскрытии преступлений.В соответствии с Указом Прези­дента Российской Федерации утверждено новое Положение о ФСНП России. Приняты поправки к Налоговому кодексу, которые закрепляют за налоговой полицией право проведения в ходе осуществления правоохрани­тельной деятельности проверок соблюдения налогового законодательства. Расширены полномочия федеральных органов налоговой полиции в части про­ведения оперативно-розыскных мероприятий.

 Большое внимание уделяется регулярному поступлению дополни­тельных средств в государственные и внебюджетные фонды. Например, сумма задол­женности в Пенсионный фонд Российской Федерации, погашенной в результа­те деятельности органов налоговой полиции, составила 4,54 млрд. рублей.

Федеральными органами налоговой полиции раскрыто более 35 % от об­щего по стране количества совершенных преступлений экономической направ­ленности в крупных и особо крупных размерах, следствие по которым обяза­тельно. При этом темпы роста эффективности этой работы превысили средне - российские почти в 8 раз.

Тесное взаимодействие налоговой полиции с другими правоохранительными органами (прежде всего МВД, ФСБ и ГТК) дает свои результаты. Совместно проведено 240,2 тыс. мероприятий, по результатам которых органами налого­вой полиции зарегистрировано 12 тыс. материалов налоговых преступлений, возбуждено 2963 уголовных дела.

В 2000 году федеральные органы налоговой полиции провели комплексную проверку юридических и физических лиц, подозревав­шихся в причастности к деятельности преступных сообществ, экстремистских и террористических формирований. Проведено более 900 проверок юридических и фи­зических лиц, возбуждено и принято к производству свыше 620 уголовных дел, большая часть которых - по “налоговым” статьям Уголовного кодекса.

Рост активности налоговых органов и органов налоговой полиции по за­щите экономических интересов государства продолжает вызывать противо­действие представителей недобросовестных коммерческих структур и связан­ных с ними организованных преступных групп. Наряду с открытым противодей­ствием (умышленное причинение вреда здоровью, прямые угрозы в адрес со­трудников, шантаж и т.п., всего около 550 фактов) не прекращаются попытки подкупа сотрудников налоговых органов и органов налоговой полиции, как в прямой, так и завуалированной форме.

В условиях, когда страну захлестнула волна экономической преступности, Президент и Правительство Российской Федерации требуют от налоговой по­лиции решительных действий.

В настоящее время налоговая полиция держит курс на принципиальное изменение подхода к своей деятельности, т.е. постепенное превращение ее в финансовую полицию - мощную структуру, способную осуществлять правоохранительный контроль за реализацией бюджетной политики государства, отслеживать дви­жение финансовых потоков, эффективно бороться со всем спектром экономи­ческих преступлений.

Оценивая работу ФСНП РФ в 2001 году, соотнося результаты работы с основными характеристиками оперативной обстановки, напрашивается вывод, что решение правоохранительных и правоприменительных задач необходимо поднять на качественно новый уровень. Прочная правовая база позволит реально повысить действенность борьбы с налоговой преступностью.

 

5.2. Статистические данные по результатам работы Управления ФСНП РФ по Новгородской области за 2001 год

Ежегодно, начиная с 1992года, сотрудники Управления ФСНП РФ по Новгородской области выявляют десятки налоговых преступлений и правонарушений, принимая участие в разработке и проведении региональных и межрегиональных операций, таких как ²Лес – Северо - Запад², ²Алкоголь - 2001², ²Табак², ²Феррум² и многих других, в результате которых региональный бюджет получает недостающие средства. (Приложение 4) Основные направления работы Управления – выявление преступлений в отраслях: лесной комплекс, сфера оборота лома и отходов металлов, химическая промышленность, неправомерное возмещение из бюджета НДС, анонимные структуры, фирмы – “однодневки”, внешнеэкономическая деятельность. Розыск юридических и физических лиц, совершивших налоговые преступления и правонарушения.  

 Социально-экономическая обстановка в Новгородской облас­ти в 2001 году, как и в прошедшем году, характеризовалась незначительным увеличением производства в отдельных отраслях промышленности, ростом взаимных непла­тежей и задолженностей, финансовой нестабильностью, почти незаметным повышением, по сравнению с 2000 годом покупа­тельской способности населения, расширяющимися масштабами предприни­мательской деятельности и повсеместными нарушениями налогового законо­дательства.

Так, проведенный УИТО Управления анализ материалов контрольно-проверочной деятельности Управления за последние годы, позволяет сделать оценки последствий латентных преступлений и правонарушений в налоговой сфере, в части сокрытия и занижения налогов в бюджеты всех уровней хозяйствующими субъектами Новгородской области. (Приложение 5)

За 12 месяцев 2001 года при проведении контрольно-проверочной работы с участием сотрудников Управления ФСНП РФ по Новгородской области выяв­лено 427 нарушений по проверкам налогового законодательства, из них 314 фактов нарушений в крупных и особо крупных размерах, а также 629 админист­ративных правонарушений. Сумма установленного ущерба в форме сокрытия и занижения объектов налогообложения составила 281,3 млн. рублей, выявлено 92 факта ведения финансово-хозяйственной деятельности без госрегистра­ции и постановки на учет, 67 фактов - без лицензии, 226 нарушений использования контрольно-кассовых машин.

 В результате оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности Управления в 2001 году было возбуждено 231 уголовное дело, причем 67,5% этого количества – по налоговым преступлениям. (Приложение 6) В бюджеты и государственные внебюджетные фонды возмещено 409 млн. руб., что превышает итоги прошлого года почти в 3 раза. Сумма установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам возросла в 9,7 раза и составила 123 млн. рублей, из которых возмещено 113 млн. рублей (91,4%), что более чем в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Имеются положительные результаты работы и на приоритетных направлениях. Так, в сфере лесного комплекса выявлено 62 нарушения налогового законодательства, возбуждено 37 уголовных дел, 6 уголовных дел возбуждено в отношении предприятий – ²однодневок², столько же – в связи с предъявлением незаконных требований по возмещению НДС.[38]

В результате уголовно-процессуальной деятельности за этот же период выявлено 244 преступления, из них 182 налоговых.

Следует отметить тенденцию стабильно высоких относительных показа­телей количества нарушений по следующим способам нарушения налогового законодательства: занижение объема реализованной продукции завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Проведенный анализ административной практики показывает, что административные правонарушения в сфере налогообложения наиболее часто совершаются фи­зическими лицами - предпринимателями; по существу правонарушений наи­более распространены - нарушения в учете доходов, ведение бухучета с на­рушениями, отсутствие товарно-транспортной документации на алкогольную продукцию.

Производство и оборот алкогольной продукции остается на сегодняшний день одной из наиболее привлекательных для совершения налоговых нарушений проблемой, по причине большой доли акцизов и налогов в цене товара. Основными способами ухода от налогообложения являются занижение налогооблагаемой базы путем ис­пользования фирм - посредников, расчетов векселями, бартерных операций. Широко распростра­нено осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования. В связи с этим, значительно повышена эффективность работы по выявле­нию правонарушений в сфере реализации алкогольной продукции. Так за 2001 год было осуществлено 867 проверок, выявлено 425 нарушений. По выявлен­ным нарушениям составлено 367 административных протоколов. Из незаконного оборота изъято более 976 дал алкогольной продукции, 43 дал спирта. Сумма административных штрафов составила 1871.2 тыс. рублей.

К наиболее криминогенной отрасли относится также и лесозаготовитель­ная промышленность. На этапе заготовки леса образуется неучтенная древе­сина, которая реализуется на внешнем и внутреннем рынке с получением зна­чительных доходов. В последнее время существенно увеличилось количество частных пред­принимателей без образования юридического лица, занимающихся заготовкой леса и реализацией пиломатериалов. Большая часть древесины закупается частными предпринимателями у местного населения, выписывающего лес на корню для собственных нужд, перерабатывается на частных пилорамах и реализуется оптовикам за наличный расчет без уплаты налогов. В рамках операции "Лес - Северо-Запад" в Новгородской области проведено более 30 проверок, по итогам которых в бюджеты различных уровней доначислено около 2 млн рублей. По фактам незаконной деятельности в сфере лесозаготовок возбуждено 5 уголовных дел. Налоговые полицейские работают во взаимодействии с подразделениями УВД, транспортной милиции и таможни. Цель акции - выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере заготовки, оптовой реализации, экспорта, леса и лесопродукции, оказания транспортно- экспедиторских услуг.

По выявленным с участием сотрудников Управления преступлениям в 2001 году следует отметить, что 71% от общего числа преступлений совершено физическими лицами, занимающимися индивидуально-трудовой деятельностью.

Как мне кажется рост количества выявленных нарушений налогового законодательства, совершенных частными предпринимателями, вызван посто­янным увеличением численности предпринимателей без образования юриди­ческого лица. Кроме того, введен налог с продаж, плательщиками которого на­ряду с юридическими лицами являются и предприниматели. На них возложена обязанность, ежемесячно представлять декларации с исчислением налога с продаж. Данные положения создают возможность выявления значительного числа нарушений, поскольку учет большинством предпринимателей либо не ведется вообще, либо ведется с нарушениями. А факт непредставления дек­ларации свидетельствует об уклонении от уплаты налога.

Сейчас на территории Новгородской области основные интересы криминальных структур, связаны с экспортом сырьевых ресурсов, производством и реализацией алкогольной продукции, игорным биз­несом, предоставлением охранных услуг, операциями с недвижимостью. На­блюдается тенденция к внедрению организованных преступных группировок в легальный бизнес. Их представители активно участвуют в акционировании предприятий, становятся официальными руководителями и учредителями ком­мерческих предприятий.

В настоящее время на территории Новгородской области действует порядка 15-20 организованных преступных группировок. По имею­щимся в Управлении данным только в г. Великий Новгород в настоящее время более 400 граждан, руководителей или учредителей юридических лиц имеют, имеют связи с криминальными авторитетами преступного мира.

В течение 2001 года проведено четыре рабочие встречи с руководителями Новгородской таможни, УБОП при УВД, УФСБ по Новгородской области. Осу­ществлен обмен информацией.

Все большее значение в подготовке первичного материала и дальнейшем сопровождении оперативно-розыскной деятельности приобретает использова­ние компьютерных технологий, информационных и коммуникационных возмож­ностей предоставляемых сетью Интернет. Управление федеральной службы налоговой полиции располагает достаточно современным информационным обеспечением. В ФСНП России действует уникальная информационная система ИСИНПОЛ, аналагов которой нет в других правоохранительных органах. Она подсказывает руководству налоговой полиции принципиальные управленческие решения по повышению эффективности работы в расскрытии преступлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе в Российской Федерации усложняется ситуация в сфере деятельности правоохранительных органов и, в частности, федеральных органов налоговой полиции, призванных противодействовать налоговой преступности и защищать экономические интересы государства.

Налоговые преступления все теснее смыкаются с проявлениями иной экономической преступности. Большой объем налоговых и иных экономических преступлений совершается под непосредственным воздействием организованной преступности. Вследствие усиления взаимосвязи отечественной и мировой экономики налоговые преступления стали принимать транснациональный характер.

В этих условиях характер налоговой преступности в Российской Федерации изменяется в сторону увеличения масштабов уклонения от уплаты налогов, возникновения новых способов сокрытия доходов от налогообложения.

Совокупность налоговых и иных связанных с ними преступлений в настоящее время является реальной угрозой экономической безопасности Российской Федерации. Эти преступления представляют общественную опасность и направлены против основ конституционного строя и национальной безопасности Российской Федерации.

Существующие тенденции в налоговой сфере обусловливают необходимость отношения к налоговой преступности как к социальному явлению, которое наносит прямой экономический ущерб государственному бюджету, осложняет выполнение государственных социально-экономических программ и служит финансово-экономической базой для роста организованной и уголовной преступности.

По результатам проведенного исследования материалов рассматриваемой темы, анализа практической деятельности федеральных органов налоговой полиции в целом по России и по Новгородской области в частности можно сделать сле­дующие выводы:

1. Деятельность федеральных органов налоговой полиции Российской Федерации становится все больше чисто правоохранительной. Нало­говая полиция отказалась от чисто фискальных функций, дублирова­ния налоговых органов. Существенное влияние на деятельность орга­нов налоговой полиции оказывает неурегулированность законодатель­ства. С введением в действие Налогового кодекса некото­рые статьи ныне действующего закона о налоговой полиции просто выведены из строя. Ор­ганы налоговой полиции лишены права самостоятельно проводит” проверки соблюдения налогового законодательства с использованием полномочий налоговых органов для выявления и документирования налоговых преступлений и правонарушений. Кодексом существенно ограничен доступ органов налоговой полиции к информации о налого­плательщиках. Производство по делам о налоговых правонарушениях отнесено исключительно к компетенции налоговых органов. В связи с принятием первой части Налогового кодекса требуют разрешения про­блемы взаимодействия с налоговыми органами в части проведения со­вместных проверок и обмена информацией. Поэтому необходима дальнейшая работа по внесению дополнений и изменений в сущест­вующий Налоговый кодекс.

2. Вследствие переориентации деятельности органов налоговой полиции на выявление нарушений в наиболее криминогенных сферах экономи­ки возросла роль оперативно-розыскных и следственных мероприятий, имеющих межрегиональный и международный характер. В связи с этим особое значение приобрела проблема совершенствования территориальных органов налоговой полиции между собой, а также более тесное сотрудничество с правоохранительными органами других государств.

3. Федеральными органами налоговой полиции проводится эффективная совместная работа с Пенсионным фондом и Фондом социального стра­хования России. При этом существует необходимость методической и нормативной работы, регламентирующей взаимодействие органов на­логовой полиции и внебюджетных фондов.

4. Постоянно возрастает роль выявления налоговых преступлений и пра­вонарушений аналитическим методом. Такая работа становится более эффективной при наличии массивов информации налоговых, таможен­ных, правоохранительных, административных органов власти- Сущест­вующая проблема обмена информации между органами власти требу­ет решения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

5. В настоящее время наибольшее внимание уделяется борьбе с органи­зованной преступностью в сфере экономики, и здесь необходимо отме­тить сложность работы с крупными налогоплательщиками, связанными с организованной преступностью и обладающими значительными кад­ровыми и финансовыми возможностями. Для успешной работы с ними требуется качественный агентурный аппарат. Проблема стимулирова­ния такого аппарата остается очень актуальной, следовательно, возни­кает необходимость большего финансирования органов налоговой по­лиции.

6. Нарабатываемая судебная практика по налоговым преступлениям пока еще демонстрирует низкую экономическую и правовую эффективность: как правило, за совершенные в особо крупных размерах налоговые преступления суд применяет к виновным незначительные штрафы, что порождает безнаказанность в среде участников налоговых правоотно­шений. В этой связи, а также по причине сложности расследования и специфичности налоговых преступлений можно предложить включение в программу борьбы с налоговыми и экономическим преступлениями Министерства юстиции Российской Федерации вопрос о необходимо­сти создания специализированных налоговых судов, либо, по крайней мере, введение специализации судей по рассмотрению дел данной ка­тегории.

Конечно, спектр проблем, возникающих в ходе деятельности федераль­ных органов налоговой полиции, не ограничивается указанными в данной работе. Но несмотря на существующие трудности, недостаточное финан­сирование, слабость материальной базы действенность налоговой поли­ции по выявлению и пресечению преступлений в экономической сфере не вызывает сомнения[39].

Таким образом напрашивается вывод, что деятельность налоговой полиции еще достаточно долго будет совершенствоваться, и связано это, в первую очередь, со становлением новой экономической системы в нашей стране.

В развитие этого предложения, возможно есть смысл, создать в нашей стране так называемую финансовую гвардию на базе ФСНП РФ и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ. Данная организация смогла бы гораздо эффективней бороться с экономической преступностью в России благодаря отсутствию препятствий в виде различных согласований, борьбы за ведомственные интересы.

Автор считает, что необходимо еще более ужесточить наказание за налоговые преступления – это касается именно уголовного наказания. Нужно обязать суды приговаривать к реальным срокам лишения свободы. Только страх перед неминуемым наказанием заставит граждан платить налоги в государственный бюджет. Также необходимо ввести ответственность за сокрытие объектов хозяйственной деятельности (сделки, выручка и т.д.) от бухгалтерского учета. Ведь зачастую, скрывая от налогообложения значительные объемы выручки, предприниматели уже во время проверки предоставляют документацию, которая свидетельствует о значительных расходах, ими понесенных. Таким образом, налогооблагаемая прибыль составляет мизерную сумму. В связи с этим многие из них уходят от уголовной ответственности, а бюджет только получает штраф за неверное ведение бухгалтерского учета.

Можно предлагать еще много нововведений по совершенствованию деятельности налоговой полиции и других правоохранительных органов, но важны не предложения и новые проекты, а конкретные действия по их претворению в жизнь.

J

 

 

Э

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Издательство – М. 1993 г.

2. Закон Российской Федерации “О милиции”, Ведомости Съезда народ­ных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 6, 1991 г.

3. Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “О федеральных ор­ганах налоговой полиции”, “Российская газета” от 15 мюля 1993г.

4. Закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”, “Российская газета” от 18 августа 1995г.

5. Закон Российской Федерации от 17 декабря 1995 г. “О внесении изме­нений и дополнений в Закон РФ “О Федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-Процессуальный кодекс РСФСР”, “Российская га­зета” от 27 декабря 1995 г.

6. Закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. “О внесении изме­нений в статью 126 Уголовно-Процессуального кодекса РСФСР”, “Рос­сийская газета” от 14 апреля 2000 г.

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июля 1996 г N 7127/95. Вестник Высшего Арбитражно­го Суда РФ,М10, 1996г.

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996г. “По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции”, “Российская газета” от 26 декабря 1996 г.

9. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. “О некоторых, вопросах подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой полиции”, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, N 5, 1996г.

Научная литература:

10. Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. - М.: “Экономика” 1997.

11. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. «Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их классификация»,М. 1995 г.

12. Мы из налоговой полиции. Рассказы, очерки, размышления./ Сост. Н Медведев. —Лыткарино: “Восход”, 1997.

13. Мы из налоговой полиции. Репортажи, очерки, корреспонденции./ Сост. К.Карташов, В.Чулахин. - м.: АНО “Издательский дом НП”, 2000.

14. Мы из налоговой полиции 1992-2000. Сборник очерков о налоговой полиции./ Под ред. подполковника налоговой полиции С.И. Спатара. Уфа: фирма “ИС” 2000.

15. Налоги и налоговое право. Учебно-методическое пособие / Под ред. А В-Брызгалина. — М.: “Аналитика — Пресс”, 1997.

16. Налоговая система Российской Федерации: в 3-х томах. — М-: “Инфра-М”,1996.

17. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С.Пепеляева. -М.: “Инвест-Фонд”, 1995.

18. Основы налоговой системы России, Нормативные документы. Коммен­тарии. -М.: “Республика”, 1993.

19. 10 лет службы закону 1992-2002. / ОАО «Типография «Новгород». 2002.

20. Правоохранительные органы РФ/ учебник. – М: изд. "Спарк", 1996 – 286с

21. Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу. - М-: “Финансы и ста­тистика”. 1999.

22. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник. - М.: “Норма-Инфра”, 1998. l6. Петрова Г.В. Ответственность за нарушения налогового законодатель­ства. -М.: “Инфра-М”, 1995.

23. Михайлов В.А. Уголовно – процессуальная деятельность налоговой полиции. Учебное пособие./ Под ред. В.С. Лескова. М.: ДНП 1995.

24.Черник Д. Г. Основы налоговой системы. Учебное пособие 20. Эрделевский А.М. Комментарии к части I Налогового кодекса - М.: “Юристъ”, 1999.

Периодические издания:

25. Газета “Налоговая полиция” N 2 за 1999 г.

26. Газета “Налоговая полиция” N 9 за 1999 г.

27. Газета “Налоговая полиция” N 10 за 1999 г.

28. Газета “Налоговая полиция” N 15 за 1999 г.

29. Газета “Налоговая полиция” N 4 за 2000 г.

30. Газета “Налоговая полиция” N 5 за 2000 г.

31. Газета “Налоговая полиция” N 8 за 2000 г.

32. Газета “Налоговая полиция” N 10 за 2000 г.

33. Газета “Налоговая полиция” N 12 за 2000 г.

34 Газета “Налоговая полиция” N 2 за 2001 г.

35. Газета “Налоговая полиция” N 3 за 2001 г.

36. Газета “Налоговая полиция” N 5-6 за 2002 г.

Неопубликованные источники:

37. Аналитическая справка о результатах работы УФСНП РФ по Новго­родской области за 2001 год.

38. Информационный бюллетень № 2 Региональной службы информационно- технологического обеспечения. СПб. 2001.

 

 

СОКРАЩЕНИЯ

ФСНП – Федеральная служба налоговой полиции

РФ – Российская Федерация

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

НДС – Налог на добавленную стоимость

НЭП – Новая экономическая политика

НО – Новгородская область

НЦБ – Национальное центральное бюро

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ГНС – Государственная налоговая служба

ГНИ – Государственная налоговая инспекция

США – Соединенные Штаты Америки

ГДН – Государственная дирекция налогов

СФР – Служба Федеративной разведки

СНГ – Союз независимых государств

ФБР – Федеральное бюро расследований

МВД – Министерство внутренних дел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...