Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из сочинения историка. Из исторического источника.. Из воспоминаний актёра И.П. Борецкого, предназначенных для М.А. Бестужева.




Из сочинения историка.

«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы «исчезнуть» на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш-манёвр – одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением и всеми видами снабжения».

1 Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.

2 Используя текст источника, укажите, в чем, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции. Приведите не менее двух положений.

3 На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

 

Из исторического источника.

«Слабой стороной русской армии была невежественность части офицерского и даже генеральского состава, хотя, конечно, не следует забывать и группы передового офицерства, из которой вышли и некоторые будущие декабристы. В 1810г Россия отказалась от старой, фридриховской военной системы и ввела французскую систему, но последствия этой перемены едва ли могли за два года сказаться решающим образом. Другой слабой стороной была варварски жестокая, истинно палочная и шпицрутенная дисциплина, основанная на принципе: двух забей, третьего выучи. Аракчеевский принцип, всецело поддерживаемый царём, принцип плацпарадов и превращения полка в какой-то кордебалет, с вытягиванием носков и т п, уже вытеснял (но ещё не вполне успел вытеснить к 1812г) суворовскую традицию подготовки солдата к войне, а не к «высочайшим» смотрам. Третьей слабой стороной было неистовое хищничество: не только воровство разных «комиссионеров» и прочих интендантских чинов, но казнокрадство не всех, конечно, но многих полковых, ротных, батальонных и всяких прочих командиров, наживавшихся на солдатском довольствии, кравших солдатский паёк. Тяжка, вообще говоря, была участь солдата, так тяжка, что бывали случаи самоубийств солдат именно по окончании войн, так как на войне легче приходилось иной раз, чем во время мира; увечья и смерть в бою казались краше, чем выбивание челюстей и смерть при проведении сквозь строй в мирное время. На войне зверство начальников не проявлялось так, как во время мира.

Конечно, нельзя рисовать всё исключительно черной краской: офицеры не все были ворами и зверями, и среди них были такие, которые хорошо относились к солдатам, были и генералы, обожаемые солдатами. И ещё два обстоятельства не следует упускать из вида: ещё Герцен настойчиво утверждал, что офицерство и генералитет при Александре были в среднем всё-таки более гуманны к солдату, чем в николаевские времена, после декабрьского восстания, а помимо всего в грозную годину, о которой тут идёт речь, даже палач Аракчеев временно присмирел».

1 Период какого самодержца описывается в мемуарах? Назовите хронологические рамки его правления.

2 Какую российскую проблему называет автор мемуаров? Какое нововведение в армии тесно связано с именем Аракчеева? Когда оно было введено?

3 Используя знания курса истории, объясните, какие цели это нововведение преследовало. Назовите не менее трёх целей.

 

Из воспоминаний актёра И. П. Борецкого, предназначенных для М. А. Бестужева.

«Поутру увидел на улице кучки народа. Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь…Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было наше каре. Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдём, умрём вместе с ними! ». Видел, как понеслась на нас кавалерия…и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и, я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу.. видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: «Оставь! »…Видел, как смертельно раненый Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре».

1 О каком событии рассказано в отрывке? Когда и где оно произошло?

2 Какие противостоявшие друг другу группы участников события называет автор?

3 Как автор характеризует настроение и отношение собравшегося на площади народа к выступлению? Укажите не менее двух положений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...