Полезная и вредная любовь к себе
Мы описали любовь к себе в ее взрослом состоянии, ту здоровую любовь к себе, которая является основой любви к другим. Но любовь к себе может, конечно, быть недоразвитой, оставаться ограниченной и инфантильной. Двадцать лет спустя ребенок в мужчине по-прежнему может плачем требовать внимания к себе, удовлетворения своих потребностей, даже за счет других, и впадать в приступы мрачного настроения и раздражения, когда его желания не удовлетворяются. Мы говорили, что женщина, которая не обладает адекватной самооценкой, проявляет это, одеваясь бедно, как будто она не стоит тех денег и хлопот, которых требует хороший гардероб. Но может быть и другая крайность: тот же самый механизм другую женщину может заставить украшать себя чрезмерно, и женщина становится одержима своими туалетами, прическами и комплекцией. Она тратит на одежду и салоны красоты гораздо больше денег, чем может себе позволить.: И сколько бы времени она ни просидела, прихорашиваясь у туалетного столика* ей все будет мало. Она готова весь вечер любоваться собой. Она не может уделять внимание соседу за обедом, беседе, игре, музыке. Она слишком занята своим платьем, лицом, прической. Ее отношения с другими строятся в основном на том, что они подумают о ней и ее внешности. Когда женщина тщательно одевается и причесывается, проверяет все мелочи и последний раз бросает на себя взгляд в зеркало, перед тем как выйти, — это не нарциссизм. Она может даже немного посуетится, вернуться, чтобы взять другую пару сережек или другие перчатки. Но когда последний раз посмотрит в зеркало, она будет довольна: пусть и не красавица, но она хорошо подготовилась. Теперь можно позабыть о себе и своей внешности и начать развлекаться.
[114] Это не нарциссизм, а принятие себя, здоровая любовь к себе, которая на самом деле избавляет от излишнего внимания к самому себе. Инфантильная любовь к себе не освобождает, а ограничивает и порабощает. Человек, страдающий нарциссизмом, не может делить радость или удовольствие с другими и тем более не может сочувствовать чужой боли. Ни у кого зубы не болят так сильно, как у него, ни у кого нет таких трудных для решения проблем, никто не работает так тяжело и не приносит такие жертвы. И никто его не понимает. Он может вести себя эгоистично, думать только о себе, никому не сочувствовать, быть даже жестоким и не поймет, что причиняет боль другим людям. Он подобен ребенку, который щиплет остальных детей в песочнице, пока матери не надоест его уговаривать и она решит показать ему, что он делает. Она щиплет его достаточно сильно, чтобы он заплакал. Теперь он наконец поймет, почему нельзя щипать других. Взрослый, у которого сохранилась инфантильная любовь К себе, не обязательно проявляет ее очевидными инфантильными способами. Общество побуждает человека покрывать себя славой таким образом, что подчеркивается значение любви к себе. Мощные соревновательные силы требуют: «Победи или будешь побежден». Всякий захваченный такой борьбой может выработать стремление к богатству, власти, статусу за счет других своих отношений. Финансовый успех, несомненно, приносит удовлетворение, но в нем есть опасность для других разновидностей любви. В это стоит вглядеться повнимательней. [115]
ЛЮБОВЬ И СТАТУС
Мы все любим вещи — материальные вещи, которые стоят денег. Мы любим их так сильно, что они становятся важной частью нашей любовной жизни. Стоит только прислушаться, как люди выражают эту свою любовь. «Я люблю свою новую машину». «Я люблю меховое манто». «Мы любим наш новый дом». Используют ли в данном случае люди слово «любить» в другом смысле? Ответ только один — нет. Мы можем связывать любовь с романтикой, сексом, браком. Но любовь — это привязанность, и она не ограничивается привязанностью исключительно к людям.
В подобных материалистических мечтах люди не только раскрывают свои желания, но, поскольку их желания сильны и возникают многократно, одновременно показывают, как они этим поглощены и на что могут пойти, чтобы приобрети такие вещи. Эта поглощенность вещами может отнимать больше времени, мыслей и энергии, чем любовь к определенному человеку. Никто в этом откровенно не признается, но приобретательство и статус могут стать главной любовью человека. Нам нравится представлять себя способными на великую любовь в романтическом смысле, противоположную [116] пристрастию к приобретательству. И мы действительно в высшей степени способны к мечтам, стремлениям и даже к самым нежным чувствам к кому-нибудь, кто «прекрасен, как ночь». Но мало кто из нас обладает достаточной свободой от внутренних порывов и мощных социальных сил, чтобы не отвечать на призывы к приобретательству и собственности. Мы хорошо видим это на примере любого ребенка, который примерно в четыре-пять лет каждое предложение начинает с «хочу» или «дай». И многие из нас с этой привычкой так и не расстаются. Что дают нам вещи
Культура нашего западного мира, конечно, высоко ценит приобретательство. Это не примета последних лет. Так продолжается уже столетия. Большое богатство автоматически приносит своему владельцу статус. И это психологически влияет на нас. Большинство чувствуют себя безопасней за рулем сверкающего нового дорогого автомобиля, чем в старом и побитом. Многие мужчины в воскресенье больше времени проводят с машиной, полируя и лаская предмет своей гордости, чем с женой. Богатство и высокое положение помогают притупить жало тревоги, от которой мы все страдаем в различной степени. Они даже создают иллюзию любви без всяких условий, а если и не любви, то, по крайней мере, одобрения, к чему мы подсознательно стремимся с самого детства. Формулируя просто и прямо, вещи удовлетворяют нас, и в этом удовлетворении главным компонентом является любовь к себе. Наш первый шаг в науке любви — любовь к себе, и именно такой вид любви лучше всего знаком нам в первые годы жизни. От этой младенческой любви к себе мы никогда полностью не отказываемся, хотя учимся трансформировать ее, придавать ей возвышенный характер, чтобы она приносила нам более взрослое удовлетворение.
Стремление к богатству и статусу и последующее общественное одобрение предлагают прямое удовлетворение [117] младенческой любви к себе. Такая любовь не создает осложнений, не требует учета желаний и потребностей других людей. Чтобы приобрести такое общее одобрение, нам не нужно думать о других. Нужно только считаться с собой и приобретать. Немного погодя приобретательство становится частью нас — неотъемлемой частью, и в результате мы чувствуем себя более значительными. Вещи обладают реальностью и осязаемостью в отличие от любви с ее эфемерными свойствами. Нас учат, что тот, «кто тащит деньги — похищает тлен»1, но в то же время мы стараемся, чтобы нас не ограбили. Пользуемся замками и системами сигнализации, страхуем свое имущество. Многие гадают, любят ли их ради них самих или ради их денег. Любовь может быть непостоянной, ненадежной. Мы открываем это еще детьми, а некоторые заново открывают это уже будучи взрослыми. А вот обладание имуществом надежно, конечно, если не рухнет рынок ценных бумаг или не случится катастрофы в бизнесе. Имущество не отвечает на нашу любовь, но зато оно нас не бранит и не сбежит с кем-то другим. Имущество поддается математической оценке. Его можно считать, каталогизировать, его стоимость можно оценить в деньгах. А как сосчитать или измерить любовь? Элизабет Баррет попыталась это сделать в своем сонете, адресованном Роберту Браунингу2: Как я тебя люблю? Позволь мне сосчитать. Люблю тебя до глубины и ширины, Каких способна достичь душа... Она продолжает в таком роде, и это прекрасный сонет, но, прочитав его, мы можем понять только, что она влюблена. 1 Шекспир. ОтелЛо, 3 действие. Пер. Б. Пастернака. — Прим. перев.
2 Элизабет Баррет Враунинг (1806—1861) —• английская поэтесса, жена Роберта Браунинга. Роберт Браунинг (1812—1889) — выдающийся английский поэт. — Прим. перев. [118] Нам говорили, и это шутка лишь отчасти, что у всех есть проблемы и деньгами их не разрешить, но если у нас действительно есть проблемы, лучше тревожиться из-за них на сидении роскошного «кадиллака». Тогда проблемы будут гораздо менее болезненными. Нам говорили также, что, поскольку мы все равно должны работать,, то нужно работать хорошо и зарабатывать как можно больше. В этих советах достаточно жесткого практичного смысла, чтобы они звучали убедительно. Вернемся к любящему
Как мы уже сформулировали выше, чтобы понять любовь, нужно понять любящего. На него оказывается множество влияний, у него возникает много привязанностей, и вершиной всего становится любовь, которую он считает главной в жизни. Многим любовь мужчины и женщины кажется похожей на книгу, которые пообещал себе прочесть, или на письмо, которое собрался написать. Но каким-то образом, вопреки искренности желаний, благородству намерений, что-то становится помехой. Причин этому много. Прежде всего мы члены общества, и от нас ожидают, что мы будем вести себя, как другие. Так мы и поступаем. Большую часть часов бодрствования мы заняты механикой жизни. Эта механика состоит из зарабатывания средств и накопления сбережений или приготовления пищи, уборки и покупки того, что нам необходимо в повседневной жизни. Так мало времени уделяется любви, развлечениям, самообразованию и играм, что мы довольно быстро становимся искусными в своей работе. Во-вторых, хотя нас может влечь к человеку по самым разными причинам, любовь, которая у нас возникает, служит одним из способов ослабить возникающую тревогу. Но другие способы того же гораздо легче. Многое из того, что способно нас защитить от того, чего мы боимся, или ослабить его действие, можно просто купить. Все, что для этого [119] нужно, — деньги. И множеством способов нас побуждают зарабатывать деньги. Венный конфликт
Эти два способа ослабления тревоги с незапамятных времен противоречат друг другу. Такой конфликт был древним даже во времена Иисуса: именно Иисус подчеркивал необходимость любить ближнего, как самого себя, и говорил, что легче верблюду пройти через ушко иглы, чем богатому человеку попасть в рай. И Иисус следовал своему собственному предписанию. Согласно святому Матфею, когда Сатана привел Иисуса на высокую гору и пообещал ему весь мир и всю его славу, Иисус отвернулся от него и ответил: «Изыди, Сатана».
Хотя Иисусу удалось убедить нас в важности любви к другим людям, уговорить нас воздерживаться от материальных приобретений ему удалось меньше. Джон Кальвин, гораздо менее известный религиозный лидер, спустя полтора тысячелетия принялся проповедовать совсем другую доктрину. Пытаясь лишить религию ее украшений и ритуалов и свести до простейших положений, Кальвин учил, что предприимчивость и экономность делают человека приемлемым в глазах Господа. В богатом городе Женеве, где проповедовал Кальвин, это учение показалось очень привлекательным, и события последующих столетий усилили его влияние. Наследственные дворянство и власть исчезли в результате Американской и Французской революций, а в ходе промышленной революции следующего столетия богатство и статус стали доступны каждому. Человек мог родиться никем, но, если он следовал учению Кальвина, много работал и благоразумно использовал заработанное, со временем мог стать богатым и уважаемым. Он приобретал статус почтенного человека. Слово «статус» сегодня используется повсеместно, но оно не новое. В американский образ мыслей его ввел Торстайн Веблен, весьма оригинальный экономист первой четверти [120] XX века1. Его книга «Теория показного класса» содержала резкую критику стремления к приобретательству, которое считалось респектабельным и никаким сомнениям не подвергалось. Он рассмотрел поведение людей, действовавших в соответствии с доктриной «работать много и тратить благоразумно», и показал, что такие люди совсем не так рациональны, как им кажется. Они считали, что покупают то, что им необходимо или нравится, иными словами, что их потребление было рационально мотивировано физическими и эстетическим потребностями. Человек может считать, что купил новое пальто, чтобы быть в тепле и тем самым удовлетворить физическую потребность, и что он купил это пальто, а не другое, потому что это больше ему идет, удовлетворяет его эстетическую потребность. Это совсем не так, говорит Веблен. Человек покупает пальто, а также дом, мебель, лошадь, машину не только по рациональным мотивам, но и из-за соревнования, соперничества. Он старается обрести те же внимание и уважение, которыми обладают люди, уже совершившие такие покупки. Такой тип поведения родился не в Соединенных Штатах, но особенно легко было его заметить в стране, где люди начинали рядом друг с другом и с одинаковым отсутствием средств. Например, из всех тех, кто одновременно поселился на богатых землях Индианы, один через десять лет владел процветающей фермой, множеством голов скота, красивым домом с пристройками, тогда как его соседи преуспевали лишь относительно, а некоторые вообще остались бедными. Естественно, человек, который сумел добиться процветания, пользуется уважением в общине. Окружающие видят его превосходящие качества. Они приходят к нему за советом, с уважением слушают его выступления на городских собраниях, выбирают его церковным старостой 1Торстан Банди Веблен (1857—1929) — американский экономист и социолог. Оказал огромное влияние на развитие американской социологии. — Прим. перев. [121] или членом попечительского совета школы. Богатство доказывает его превосходство, и именно поэтому ему оказывают почести. Как только богатство становится основой общественной оценки, по закону психологического перехода оно же делается основанием для самооценки. До сих пор все это кажется логичным и рациональным. Но далее Веблен наблюдает чрезвычайно иррациональный поворот. Вместо того чтобы экономно тратить то, что с таким трудом было заработано, чтобы стать еще богаче и еще более ценным членом общества и утвердиться в собственных глазах, люди начинают неразумно тратить. Деньги: витрина для «я»
Но это совсем не так иррационально, как кажется. Чтобы завоевать внимание и оценку, люди должны демонстрировать свое богатство. Если человек жил как нищий, а после его смерти под матрацем найдут полмиллиона долларов, вряд ли кто-нибудь отнесется к нему с уважением. А вот если он потратил эти полмиллиона на роскошное поместье и яхту, даже если залез в долги, его станут уважать. И весьма вероятно, что деловое сообщество не только будет щедро кредитовать его, но и поможет заработать еще полмиллиона. Иметь большое богатство недостаточно, утверждал Веблен. Оно должно демонстрироваться. И для этого он изобрел специальные термины — «показное потребление» и «показное времяпрепровождение». «Показном потреблением» Веблен называл крикливую демонстрацию богатства. Здесь действует принцип, прямо противоположный тому, согласно которому заключаются сделки. Вместо того чтобы стараться поменьше потратить и побольше за это получить, надо создавать впечатление, что твой запас долларов нео1раничен. Во времена бурного процветания 1920-х годов человек, который хотел, накопив богатство, утвердить свое положение в обществе, становился [122] коллекционером произведений искусства. Важно было не столько, что он покупает, сколько платит за это, потому что именно это становилось сенсацией и попадало на первые страницы газет. Если старая ванна времен Людовика XIV достаточно дорога, надо ее купить. Это способ заявить всему миру: «Я настолько способен, предприимчив и в результате богат, что могу удовлетворить любой каприз, не теряя свое богатство». Богатство так сильно привлекает внимание, зависть, уважение, что и сам его обладатель неизбежно становится предметом нашего внимания. Вдобавок, если в своем собирательстве он демонстрирует хороший вкус, это способствует укреплению его репутации, даже если выбор осуществляет не он сам. И что-то все равно остается: даже люди, которые в опере постоянно засыпают, знакомятся с либретто и одной-двумя ариями. Такая практика сохранилась и по сей день. Больше того, интерес к покупке произведений искусства еще усилился. Несомненно, большинству коллекционеров нравится то, что они покупают, но мысли их в основном направляются стоимостью покупок. Хотя наше демократическое общество отказывается от все большего числа ритуалов и формальностей, унаследованных от монархических предшественников, сохраняется МИого возможностей демонстрации богатства. Одна из таких возможностей — присутствие на оперной премьере и не только в Нью-Йорке, но и в Париже, Лондоне, Риме. Лучшие места не те, с которых хорошо слышно, а те, на Которых присутствующий лучше всего виден. На следующее утро газеты напечатают снимки и описания туалетов каждой из известных женщин. Веблен называл это «неутомимой способностью демонстрировать богатство». Подобно картинам, ИХ одежда тоже подписана именем создателя, так как создана известными кутюрье. Мужчины постоянно используют женщин, причем обычно с их согласия, для демонстрации богатства. Этот процесс начинается, когда девушка еще только становится женщиной; Даже сегодня отец дебютантки, не моргнув глазом, ЙОтратит тысячи долларов на цветы для украшения бального [123] зала — цветы, которые завянут к последнему вальсу бала. А когда девушка выходит замуж, «показное потребление» сопровождается «показным времяпрепровождением», которым ее обеспечивает муж. Таких женщин видят и фотографируют на всех светских событиях, на борту яхт, на модных дорогих курортах, они всегда великолепно одеты и великолепно бездельничают. Помимо намеренно декоративной и намеренно непродуктивной жены, богач коллекционирует много других дорогих вещей, демонстрирующих его статус. Самые длинные и самые дорогие машины, членство в самых дорогих, хотя и редко посещаемых клубах, роскошные дома, слуги, лучшие места на премьерах в театрах, обеды в лучших ресторанах, лучше всего расположенные столики в таких ресторанах и ночных клубах — все это олицетворяет положение в обществе, и ради этого стоит соревноваться. Иногда поиск статуса в этих направлениях достигает комичных крайностей. Как, например, стремление иметь комнатную собачку и отдельно собаку для прогулок. Веблен описывает подражательные элементы поведения тех потребителей, которые не могут позволить себе такую роскошь. «Соревнованием денег» называет он неразумную покупку вещей с целью удовлетворения не физических потребностей, а желания хорошо выглядеть в глазах окружающих. Мы покупаем новое пальто не потому, что старое потрепалось или не греет, а потому что изменилась мода и нам жаль себя, если мы не можем сравняться с другими. Покупка может быть совсем скромной, и тем не менее на ней печать соперничества. Большинству женщин приходится мириться с одеждой массового производства, но эта одежда копирует предметы туалета, созданные известными дизайнерами для богатых. Аналогично девушки, которые отращивают длинные ногти, не сознают, что первоначально это был символ богатства, потому что очевидно, что такие руки не могут заниматься работой по хозяйству. Хотя нас учат, что суть не в одежде, а в человеке, нам одновременно часто напоминают о важности впечатления, [124] которое мы производим на окружающих. А это в свою очередь производит впечатление на нас. Реклама постоянно ассоциирует рекламируемые товары с богатством. Это намек на то, что товар популярен даже среди богачей, или на то, что он неотличим от настоящего. В любом случае подобная покупка позволяет нам насладиться статусом, сообщаемым богатством. Несомненно, преувеличение тезисов Веблена легко приводит к абсурду. С другой стороны, справедливо и то, что многие из нас мечтают о деньгах и о том, что можно на них купить. Мечта — это всего лишь продолжение повседневных мыслей. Наивно полагать, что мы не действуем в соответствии со своими мечтаниями. Действуем и, возможно, даже чаще, чем признаем в глубине души. И, как подсказывает Веблен, мощные социальные силы помогают этому процессу и подстегивают его. Беда с людьми
С чисто психологической точки зрения любовь к вещам удовлетворить легче, чем любовь к людям. Наши индивидуальные недостатки причиняют нам гораздо меньше неприятностей при зарабатывании денег, чем в достижении удовлетворительных отношений с людьми. Очень многие считают, что единственная нормальная часть их дня — та, которую они проводят в офисе. Такие люди говорят: «Дома быть невозможно, там постоянный беспорядок. Я не могу поладить с женой, никто не в состоянии контролировать детей, ничто не имеет смысла. В офисе, даже если дела идут не так, как нужно, все можно поправить. Есть определенные процедуры, формы, принципы, которых придерживаемся большую часть дня. Дома положение выходит из-под контроля; ничто не идет так, как ты ожидаешь. Это настоящий хаос». Так говорит мужчина. И со своей точки зрения он совершенно прав. Для него превратности бизнеса и рынка ценных бумаг более предсказуемы, чем поведение людей. [125] Многие мужчины считают, что женщины вообще совершенно непредсказуемы, что они действуют по настроению и изменчивы, как погода. Можно заметить, что мужчины, которые ощущают это особенно остро, все или почти все свое время и внимание уделяют бизнесу и приобретению вещей; у них нет времени, чтобы познакомиться с потребностями и желаниями жен. Они изучают доклады о положении на рынке, деловые бумаги и настолько хорошо информированы, что повороты в бизнесе не застают их врасплох. Но им и в голову не приходит, что, если бы они уделяли внимание изучению окружающих, поведение людей стало бы для них более предсказуемым. Для очень многих невозможность определить, как поведет себя человек в следующий момент, кажетея гораздо более угрожающим, чем они сами сознают. И даже сюрпризы далеко не так приятны, как считают многие. Для большинства из нас настоящий сюрприз, который застигает нас врасплох, совершенно неподготовленными, может быть скорее тревожным, чем приятным, даже если сообщается хорошая новость. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда в последний раз случился настоящий сюрприз; вспомните поведение человека, которому вы сообщили важную и совершенно неожиданную новость. Первая реакция — не удовольствие, а шок. Человеку нужно сесть, перевести дыхание, свыкнуться с новостью. Некоторые разражаются смехом, но это нервный смех. Женщина может расплакаться. Она может улыбнуться, но улыбка будет принужденная. Дело в том, что мы совсем не так уж любим сюрпризы, как думаем. Мы определенно не любили их, когда были детьми. Причина того, что дети не любят сюрпризы в том, что у ребенка меньше «масса осознания», как называют это психологи, у них ограниченней резерв или объем опыта, связанного с новым переживанием. Все истинно новое их пугает; оно может понравиться, но к нему сначала нужно привыкнуть. Маленькие дети, как правило, держатся подальше от самого доброго и мягкого незнакомого человека, пока внимательно его не разглядят. Впечатлительный [126] ребенок, который неделями предвкушал посещение цирка, возвращается домой с представления, и ему ночами снятся кошмары. У многих детей та же реакция на первое посещение зоопарка, на первый фильм или детскую пьесу. Дети не чувствуют себя в безопасности с незнакомым, потому что незнакомое непредсказуемо. Если маленькому ребенку предстоит какой-то новый опыт, разумно подготовить его к тому, что он увидит. Ребенок должен знать заранее, чтобы наслаждаться сюрпризом и одновременно не испытывать шока от незнакомого и связанного с этим страха. Вырастая, мы не отказываемся полностью от таких переживаний. И хотя наша «масса осознания», наш запас опыта растет, мы все равно опасаемся сюрпризов. Опыт делает подлинные сюрпризы редкими, но тот же опыт может усилить наш фундаментальный страх, наше главное ощущение небезопасности жизни. Подлинно неожиданный поворот событий поднимает волнение в этом подсознательном бассейне тревоги; большой сюрприз может вызвать прибой. Первая наша реакция — ощущение тревоги. И лишь потом мы можем осознать смысл происходящего и даже испытать удовольствие от него. И однако мы любим новый опыт и ищем его. Некоторые из нас больше склонны к авантюрам, другие меньше. Большинство совсем не стремятся увидеть, какие сюрпризы ждут нас на вершине Эвереста или на полярной, ледяной шапке. Нас устроят меньшие приключения. Мы любим новое, но в разумных пределах. Мы предпочитаем предсказуемость. А люди в подавляющем большинстве оставляют впечатление непредсказуемости. У некоторых страх перед непредсказуемостью в личных отношениях особенно силен. Он может быть настолько силен, что помешает им испытать любовь. \ Есть люди, родители которых демонстрировали крайнюю {неустойчивость и непостоянство в настроении и поведении. Или просто были непоследовательны в своих отношениях с ребенком. Такое поведение нам хорошо знакомо: мать или отец невнимательны, может, читают газеты или [127] разговаривают с друзьями, а ребенок ищет, чем бы заняться. Он находит занятие, но неподходящее — допустим, опрокидывает новый светильник на кофейном столике, и мать тут же в ярости набрасывается на него: «Разве я не говорила тебе, чтобы ты ничего не трогал? Почему ты все ломаешь?» С точки зрения маленького ребенка такое поведение непредсказуемо и очень неприятно. Только что все было спокойно, мама была настроена приятно или по крайней мере равнодушно, и ребенку позволялось без помех бродить по дому. А в следующий момент его хватают, на него кричат, возможно, шлепают, а всемогущий взрослый человек становится враждебным и угрожающим его жизни. Если так происходит достаточно часто, у ребенка в дальнейшем будут основания не доверять поведению окружающих. Всю жизнь такой человек будет чувствовать себя в большей безопасности с вещами, а не с людьми. Любящие предсказуемы
Может показаться, что достичь предсказуемости в отношениях с людьми трудно, но это вполне возможно. У каждого из нас есть по крайней мере один друг, которого мы хорошо знаем и чье поведение нам относительно легко предсказать. Мы стараемся получше узнать своего нанимателя или коллег по работе, чья реакция может для нас оказаться важной, и можем заранее сказать: «Это ему не понравится» или «Она так не подумает». Мы не ожидаем, что все наши предсказания сбудутся и что босс всегда будет реагировать именно так. Но ведь и относительно рынка ценных бумаг и уровня цен мы тоже не рассчитываем на постоянные отгадки. Наше предсказание — это гипотеза, но разумная и обоснованная. Точно такие же гипотезы мы можем строить относительно поведения людей, если постараемся понять их. Люди совсем не непредсказуемы, напротив. Можно пожалеть, что они слишком предсказуемы, что слишком легко подчиняются привычкам и шаблонам поведения. Нам нужно лишь хорошо знать данного индивида. [128] Любящие друг для друга предсказуемы. Они редко сталкиваются с сюрпризами в своих отношениях, как только перешли от романтической любви к отношениям, основанным на реальных знаниях друг друга. Некоторые любящие достигают такого положения еще до брака, другие — только после нескольких или многих лет совместной жизни. Пик разводов приходится примерно на пять лет жизни в браке. Это любящие, которые так и не узнали друг друга или узнали, но не согласились принять то, что узнали. Любящие, которым удалось заменить романтическое представление о партнере реальным знанием, больше не боятся того, что могут обнаружить друг в друге. Они научаются доверять друг другу. Они чувствуют себя в безопасности друг с другом и наслаждаются своими взаимодействиями. Социальный статус для них сохраняет свое значение, но гораздо важнее личный статус в отношениях. Уязвимый мужчина
Поскольку мужчины чаще, чем женщины, склонны любить вещи, а не людей, мы должны спросить себя: может, они более податливы к такому типу любви? Нужно с самого начала признать, что роль мужчины в обществе всегда заключалась в обеспечении существования семьи. Именно он зарабатывает на жизнь. И его положение в обществе отражает то, насколько хорошо он справляется со своей ролью. Его статус благоприятно или неблагоприятно отражается на жене и детях. В очень реальном смысле его общественное положение — часть способности обеспечить благосостояние семьи. Поэтому мужчина более женщины уязвим перед соблазнами богатства и статуса — просто из-за своей традиционной роли. Но к этой цели его ведут и более глубинные психологические силы. В раннем детстве мальчик чувствует, как его место занимает отец. Мальчик дома с мамой, играет с ней или, может [129] быть, она его кормит. Все ее внимание принадлежит ему. Но неожиданно приходит отец, и все в доме меняется. Мать встает, здоровается с отцом, разговаривает с ним, отправляется на кухню посмотреть, готов ли обед, который она для мужа приготовила. До этого момента мальчик безраздельно владел мамой, она целиком принадлежала ему. Теперь он больше полностью ею не обладает, да и отцом тоже. Теперь они уделяют внимание друг другу. Конечно, у маленьких девочек тоже есть такой опыт. Но позже опыт мальчиков и девочек начинает различаться. Мальчик обязательно ввязывается в соперничество с отцом. Однако собственный гнев его пугает, потому что он и любит отца, и хочет, чтобы этот сильный защитник его любил. И поэтому он постепенно заменяет свое ревнивое соперничество соревнованием, более удобным и выгодным. Он старается сравняться с отцом, а если получится, то и превзойти его. Психоаналитики отмечают также, что мальчик остро осознает разницу в размерах и силе между собой и отцом, и это осознание распространяется на все его увлечения и занятия. Вскоре он обнаруживает, что в школе и в спорте физическая сила и выносливость дают большие преимущества, а это опять связано с размером и умением владеть своим телом. Герои мальчика — это те, кто бежит быстрей, дальше всех посылает мяч в бейсболе, ведет за собой команду и выигрывает матч. Быть первым, бить рекорды — вот идеалы для мальчика, когда он думает о том, каким бы хотел стать. К этому времени опыт мальчиков и девочек уже значительно различается, как обнаруживает отец, когда его дети дорастают до получения водительских прав. Как только сын начинает водить машину, страховые выплаты неимоверно возрастают, потому что риск аварий у подростков-водите- лей самый высокий. Характерно, что мальчики ведут машину гораздо быстрей девочек. Они обгоняют на дороге другие машины, стараются двинуться обязательно первыми, когда загорается зеленый свет, идут на любой риск, лишь бы быть первыми и самыми быстрыми. [130] Во все времена: jot игр Древней Греции до игровых полей Итона1 молодежь всегда стремилась к первому месту. Первое правило любой игры — нужно выигрывать. Награды распределяются далеко не поровну. Их получают только победители. Удовлетворение от игры определяется тем, выиграна ли она. Восхищение других определяется тем, насколько успешен ты был в игре. Возможно, это не самая чистая форма любви, но тем не менее это ее распространенный заменитель. Женщины тоже не могут быть полностью исключены. Девочка соперничает с мамой, позже соперничает с одноклассницами — из-за отметок, из-за того, в какой колледж поступит, за кого выйдет замуж. Конечно, она хочет любить мужа, но хочет также удачно выйти замуж, а это означает выйти за человека с прочным положением, возможно, богатого. Заговор против любви Все это приводит к тому, что в каждом из нас — и в мужчине и в женщине — возникают значительные психологические силы и стремления к соревновательности и честолюбию. Эти силы больше действуют на мужчин, но наше общество меняется, и женщины все чаще ищут возможности удовлетворить свои стремления к соперничеству. Мы уже говорили о том, какую роль играют родители в зарождении этих стремлений в детях, и видели, что семья самим своим устройством поощряет чувства соперничества и соответствующее поведение. Это соперничество из-за любви одного из родителей, соперничество с братьями и сестрами из-за родительской любви и даже родительской нелюбви в форме наказания. Соперничество поощряется на детской площад- 1Итон — одна из старейших престижных мужских средних школ Великобритании, где учатся представители аристократических семей. Эту школу заканчивали почти все премьер-министры Англии. — Прим. перев. [131] ке для игр, в школе и на спортивном поле. В подростковом возрасте стремление к достижениям и почестям неизбежно и часто преувеличено, и никто из нас полностью от него не свободен. Во взрослой жизни подобные желания усиливаются. За ними не только история, традиции и до определенной степени религиозное воздействие кальвинизма, но также самые очевидные «достижения» нашей изобильной культуры. Реклама играет на нашем стремлении к приобретениям и использует это стремление для продажи товаров. Газеты рассказывают об обычном человеке, только если он убил или ограбил кого-то или сам был убит или ограблен, но мы ежедневно читаем о самых мелких событиях в жизни богатых и известных людей на следующий день после того, как эти события произойдут, а когда такие люди умирают, мы снова читаем о них в длинных некрологах. Мы изучаем бизнес, овладеваем профессиями, чтобы развить способности к приобретению богатства и статуса, но курсов по развитию способности любить не существует. Есть Гарвардская школа управления бизнесом, но нет Гарвардской школы любви, и если бы какой-нибудь эксцентричный миллионер, бывший студент Гарварда, пожертвовал деньги на открытие такой школы, он поставил бы попечительский совет университета в трудное положение. Мир не оказывает почести за достижения в любви. Когда человек счастлив в любви, друзья о нем говорят: «Как ему повезло!» Когда мы видим очень удачный брак, то говорим: «Им повезло, что они нашли друг друга». Мирские достижения мы считаем признаком выдающихся способностей, а вот достижения в любви — случайностью: два человека просто случайно встретились и у них все получилось хорошо. Нет никаких предположений о мудрости выбора, о том, что, выбирая друг друга, мы сделали значительные усилия и проявили высокое мастерство в достижении гармонии, счастья и осуществленное™ друг в друге. Учитывая, какое огромное давление оказывается на людей, чтобы они повернули в другую сторону, поразительно, что любовь все еще остается одним из наших главных [132] идеалов. Должно быть, вещи, их приобретение и статус не ликвидируют одиночество, тревогу, потребность в любви и совместном счастье. Чрезвычайно трудно избежать привязанности к приобретению, когда оно занимает такое большое место. Успех важен для нас, а наиболее очевидным его показателем являются финансовые достижения. Почти все имеет свою дену, и люди начинают считать, что деньги — самый простой и универсальный способ определения ценности. В приобретении мирских вещей они видят удовлетворение, безопасность, статус, рост своего «я», подтверждение своих способностей и достоинства. Как ребенок, наконец добравшийся до сливы, они думают: «Какой я хороший мальчик!» Вещей недостаточно
Все это было бы превосходно, если бы не два соображения. Во-первых, всегда существует постоянная, неослабная забота о своем «я», которая скорее напоминает инфантильную любовь к себе, чем более зрелые выражения такой любви. Почему человек, чье состояние в полной безопасности, продо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|