Их становится труднее любить
Еда яснее всего показывает, как мы вместо удовлетворения создаем себе трудности, выражая свою любовь как родители. Естественно, мы сосредоточились на матери, поскольку обычно именно она кормит ребенка. Детские психологи склонны рассматривать проблемы с едой у детей как проявление протеста против матери. Приучение к туалету — тоже обычно ее задача, как и дневной сон. По мере роста ребенка возникают другие возможности неправильного проявления родительской любви, и ошибиться может не только мать, но и отец. Становится все трудней уложить ребенка спать — кажется, некоторым родителям это никогда не удается. Ребенок начинает ходить. Он взбирается на мебель, стаскивает все вниз, ломает. Он часто попадает в опасность. Растущее ощущение собственной личности заставляет его сопротивляться ограничениям и контролю. Он впадает в неожиданные приступы гнева или плача. Испытывает свои первые страхи. Его становится все трудней любить. Меняется и наша роль как родителей. От простой вегетативной заботы мы переходим к более трудной задаче — [309] задаче превращения этого маленького животного в цивилизованное существо. Мы должны научить его безопасно вести себя, научить гигиене, а позже — хорошим манерам. Должны научить думать о других и одновременно учитывать свои интересы. Мы представляем собой канал, через который к ребенку переходят все стандарты и ценности нашей культуры. Мы — самое первое и самое сильное влияние в его жизни — к лучшему или худшему. Это очень отличается от других разновидностей любви. В других видах любви мы мало учим, не оказываем сильного влияния, а если и изменяем любимого человека, то незначительно. Но только родительская любовь несет всю ответственность за любимого, по крайней мере в первые шесть или семь лет жизни ребенка. Мы ощущаем эту ответственность и часто невольно ведем себя так, словно никакой другой ответственности у нас нет. В конце концов, добросовестный родитель — это хороший человек. Мы не осознаем, что переигрываем в этой роли. Власть, которую нам дает наше родительское положение, огромная возрастная разница между нами и ребенком, даже наши добрые отношения — все это соблазнительно внушает нам преувеличенное представление о собственной важности, и, сами того не замечая, мы начинаем слишком давить на ребенка.
Некоторые виды отношений к ребенку и к себе самим могут у нас меняться по мере того, как он достигает новых стадий развития. Его индивидуальность начинает проявляться, и он может становиться все интересней; в особенности интересно с ним, когда он начинает говорить. Но мы редко отступаем на шаг и просто с удовольствием наблюдаем. Мы носим с собой снимки детей и рассказываем коллегам по работе об их последних забавных выходках и словах; некоторые из нас даже вывешивают в своем рабочем кабинете их детские рисунки. Но неизменным остается один факт: по мере роста ребенок становится все более независим и нам приходится пересматривать свою родительскую роль. Эта перемена не бывает быстрой и не всегда к лучшему. После первых шагов наши дети за два-три месяца из [310] круглых розовых херувимов с рекламы продуктов детского питания превращаются в испуганных маленьких стариков и старушек. У них есть причина быть испуганными. Одним простым переходом к ходьбе они изгнали себя из райского сада, врата которого навсегда захлопнулись за ними. Теперь родители стоят между ними и их желаниями со своими вечными «сделай» и «нельзя», с неодобрительным выражением лица, с угрозами и наказаниями. Хотя умение ходить помогает детям стать менее зависимыми, этот же переход делает матерей не менее, а более авторитарными.
Неужели это обязательно должно быть так трудно и тяжело и для ребенка, и для родителей? Если мы заинтересуемся и начнем разбираться, мы сможем попытаться ввести его в новый мир, вместо того чтобы препятствовать его усилиям. Вместо того чтобы торопиться с приучением к туалету, мы можем остановиться и вспомнить, что рано или поздно любой нормальный здоровый человек приучается пользоваться туалетом почти без нашей помощи. Если бы мы проявили больше терпения, это могло бы произойти даже быстрей. Обычно именно под действием собственных психологических потребностей мы оказываем слишком сильное давление на ребенка. Мы сами не знаем источников своей тревоги, которая заставляет нас в один момент быть излишне покровительственными, а в другой — излишне требовательными. Мы не всегда в состоянии справиться с собственным ощущением неадекватности и вины, которое и делает нас либо слишком уступчивыми, либо слишком строгими. Было бы нереалистично ожидать, что наши трудности не вмешаются в такие интимные и требовательные отношения. Мы помним, что родительская любовь, как и все другие виды любви, есть результат всех тех разновидностей любви, которые мы испытали раньше. И мы не можем требовать от этой любви большего совершенства, чем от других. Но, возможно, мы сумеем выработать такую политику, которая позволит быть ближе к потребностям ребенка, одновременно удовлетворяя и свои. [311] Меньше — это больше
Один из выдающихся современных архитекторов Людвиг Мес ван дер Рое, понимая, насколько современная технология способна загромоздить здание, призвал к чистоте формы в виде принципа: меньше — это больше. То же самое может стать основой новой программы родительской любви, вопреки тому, что это положение может показаться неожиданным и даже аморальным. Политика заключается в том, чтобы быть менее добросовестными родителями, делать скорее меньше, чем больше. Посмотрим, как этот принцип действует в проблемах вегетативной заботы. Если бы мать могла быть немного ленивей, не такое большое внимание обращала на то, что именно и сколько ест ребенок, если, приготовив нужную пищу и дав ее в нужное время, она могла бы обратить внимание на что- нибудь другое, она на самом деле лучше бы выполняла свои обязанности по кормлению ребенка. Она полнее удовлетворяла бы его физиологические потребности; не следя слишком пристально, она была бы менее склонна кормить его насильно, за пределами природного аппетита.
Если бы она была менее добросовестна относительно приучения к туалету, ребенок двигался бы естественным темпом и тем самым избежал бы многочисленных стычек, не говоря уже о вредном воздействии на будущее развитие личности. Если бы мать не была так озабочена дневным сном, она могла бы признать, что он просто не устал и сегодня не хочет спать; завтра он, возможно, снова днем поспит. Или он перерос потребность в дневном сне, и теперь ему достаточно спокойно поиграть после еды. Потребности детей во сне, как и все другие, очень различаются и могут измениться буквально за ночь. В руководствах приводятся средние данные, но каждый ребенок индивидуален. Сегодня мы все знаем о соперничестве с братьями и сестрами. Мы знаем, что истории Каина и Авеля, Иакова и Исава1 1Братья, библейские персонажи. — Прим. перев. [312] повторяются в наших семьях. Поведение может модифицироваться, но чувства остаются прежними и вряд ли менее сильными. Сражение начинается с рождения второго ребенка и с различной интенсивностью продолжается до тех пор, пока дети живут в родительском доме. Как только каждый новый ребенок становится достаточно большим, чтобы понять, что у него есть интересы, которые нужно защищать, и потребности, которые нужно удовлетворять, он объявляет войну остальным братьям и сестрам. Родители больше, чем на любые другие аспекты поведения детей, жалуются на их ссоры и драки. Чтобы сохранить мир, они вмешиваются и направо и налево раздают наказания. Результаты бывают далеко не удовлетворительными. Помимо того, что такое поведение не очень свидетельствует о любви и поднимает давление, не говоря уже о голосе и темпераменте, оно на самом деле только подстрекает детей. Как только мы оказываемся на сцене, дерущиеся пытаются перетянуть нас на свою сторону и обвинить противника. Со своей стороны мы часто в глубине души ощущаем, что наказали не того. Иногда ребенок, который выглядит жертвой, на самом деле спровоцировал столкновение. Попытки установить справедливость в такой ситуации чрезвычайно отрицательно сказываются на нервах родителей.
Насколько лучше было бы посмотреть в другую сторону, следить лишь за тем, чтобы никому не был причинен серьезный ущерб. Когда родителей нет поблизости, дети очень неплохо сами решают свои проблемы. Трудные времена
Наряду с готовностью делать меньше, мы должны быть готовы предоставить времени решить некоторые трудности вместо нас. Хотя нельзя ожидать, что все проблемы разрешатся сами собой, некоторые непременно разрешатся. Ребенок, подобно погоде, постоянно меняется. Если нам не нравится, как он ведет себя на этой неделе, нам [313] нужно только подождать следующей недели или следующего месяца. В развитии самого нормального ребенка бывают периоды, которые подвергают испытанию родительское терпение и понимание, не говоря уже о любви. Время, когда ребенок учится ходить, далеко не самое трудное. Школьные годы могут начаться с того, что ребенок будет сильно тревожиться из-за предстоящей разлуки: не будет отпускать маму от себя, или у него как раз тогда, когда нужно садиться в школьный автобус, сильно заболит голова или живот. Позже появятся друзья, которые нам не нравятся, стычки из-за домашних заданий и уроков музыки, восстания против контроля, дерзкий и иногда оскорбительный язык. Когда приближается подростковый возраст, мы все трепещем: известно, что это возраст стрессов и конфликтов. Это трудные времена для родителей, но они трудные и для ребенка, и нам полезно понимать, насколько они трудные. Полезно также помнить, что эти времена проходят. Даже самые болезненные стадии в развитии нормального ребенка неизбежно заканчиваются. Ребенок этого не знает, но мы знаем. Ребенок неопытен и не может заглянуть вперед, в лучшие времена, но мы можем. Вместо того чтобы осложнять его и свое положение миазмами тревоги, напряжения, неодобрения, лучше сохранять спокойствие, уверенность в том, что погода изменится. В таком климате и ребенок легче справится со своими трудностями. Наша готовность проявить терпение, пока он с ними справляется, гораздо более продуктивное выражение любви, чем пиление и наказания, и вне всякого сомнения гораздо благотворней для нас.
Большие ожидания
Ошибка, которую мы постоянно совершаем в родительской любви, заключается в том, что мы постоянно попадаем в ловушку собственных ожиданий. Мы не торопимся пересматривать ожидания в свете реальности. [314] Большинство мужчин и даже многие женщины ежедневно пересматривают свои ожидания относительно рынка ценных бумаг, когда читают утренние газеты. Бизнесменам приходится постоянно пересматривать свои ожидания уровня цен и продаж и прибыли, иначе у них вскоре начнутся неприятности. Наш брак выдерживает пересмотр романтических представлений о любимых и принятие вместо них реальности: мы видим партнера таким, каков он на самом деле, а не каким мы его воображали. Но когда дело доходит до детей, умение пересматривать свои представления и ожидания нам изменяет. Образ ребенка складывается у нас задолго до его рождения, и развертывание новой индивидуальности происходит очень постепенно. Полностью готовый продукт может появиться, когда мальчику или девочке исполнится двадцать, двадцать пять или даже тридцать лет. И все это время мы продолжаем нянчить свои ожидания, надеемся, что ребенок будет соответствовать нашим мечтам. Если речь идет о ребенке, мы не позволяем проверке реальностью свести нашу мечту на землю. Пока ребенок остается ребенком, он все еще развивается, он незавершен. Или нам так кажется. Если бы мы позволили себе лучше узнать своего ребенка, его врожденные способности стали бы очевидны очень рано, хотя потенциал мог бы раскрыться в будущем. Возьмем крайний случай. Если у нас чудо- ребенок, мы обнаружили бы это очень быстро. И если у нас есть хоть какое-то представление о том, каково воспитывать исключительно одаренного ребенка, мы были бы благодарны за то, что наш ребенок нормальный, чтобы не говорить средний. Если мы ждем, что ребенок даст нам возможность гордиться собой, соответствуя заранее созданному нами образу, мы, скорее всего, испытаем разочарование. Он может однажды удивить нас и заставить гордиться собой, но обычно совсем не так, как мы планировали. А тем временем мы терзаем его и себя, пытаясь сделать таким, каким он не может быть, и не замечаем, каким он становится в реальности. При этом мы лишаем себя удовлетворения родительской [315] любви, а у ребенка можем навсегда выработать низкую самооценку. Вред от нереальных ожиданий начинается в первые же месяцы в вегетативных заботах о ребенке. Мы ожидаем выдающихся результатов и заставляем ребенка есть лучше, раньше приучаться к туалету, спать не просыпаясь всю ночь раньше, чем это делают дети соседей и родственников. Когда он отправляется в школу, мы усиливаем давление на него, потому что теперь он действует в обществе других людей, где существует конкуренция. Некоторые отцы покупают сыну бейсбольную перчатку, когда ребенок еще в пеленках, и, если мальчик в десять или двенадцать лет все еще не играет в бейсбол, такой отец искренне разочарован сыном. Конечно, мальчику в Америке трудно вырасти, не И1рая в бейсбол, но многие совершенно здоровые мальчики остаются к этой игре равнодушными. Они предпочитают теннис, или велосипед, или плавание. Или их вообще не интересует спорт и спортивные соревнования, они увлекаются электроникой, историей или механикой. Главное, чтобы ребенок чем-нибудь заинтересовался, а для нас, родителей, главное — интересоваться ребенком, какими бы ни оказались его вкусы. Если мы можем разделить его интересы или он — наши, мы можем считать, что нам повезло. Если в других отношениях мы должны проявлять меньше внимания, то в одном хорошо бы проявлять больше — больше внимания к самому ребенку. Мы сильно влияем на ребенка в ходе его развития, мы его, по существу, формируем и не можем действовать иначе. Но мы можем избежать перегиба. Точно так же, как нам необходимо понять ценность желаний ребенка, его индивидуальных потребностей в еде, сне, так же нам необходимо понять его индивидуальность и во всех остальных отношениях. Мы снизим напряжение родительской любви, если позволим раскрыться реальному ребенку и будем извлекать все возможное из того, каков он на самом деле, а не из того, каким мы хотели бы его видеть. [316] Легкое прикосновение
Мы уже отмечали, как лучше чувствуем себя с людьми, насколько лучше они нам кажутся, когда мы вместе хорошо проводим время. А часто ли мы хорошо проводим время с собственными детьми? Если бы мы могли просмотреть день за днем, то результат оказался бы печальным. Из чувства вины, неуверенности в себе, из сознания всех реальных или воображаемых своих недостатков как родителей многие их нас становятся исключительно преданными детям. Если мы не проводим с ними время, то постоянно о них думаем, говорим о них с друзьями, тревожимся за них. В добрые старые дни, до появления современной детской психологии, у родителей существовало оправдание наследственностью. Ребенок просто «таким родился». В каждой семье существовал какой-нибудь несчастливый или непокорный родственник, в кого «пошел» ребенок. Со времен фрейдистской революции родителям кажется, что каждое слово, которое они произносят, каждый их поступок обладают волшебной властью внести добро или зло в развитие ребенка. Родители бояться хоть на мгновение повернуться к нему спиной: как бы не случилось чего-то непоправимого. Очевидно, как взрослые мы не можем проводить все время с ребенком, не испытывая скуки, хотя бы только из-за разницы в возрасте, если не по другим причинам, ребенок не может реагировать на нашем уровне, а нам надоедает опускаться на его уровень. А если мы слишком тревожимся и думаем о нем, когда мы не с ним, мы немного радости принесем в то время, которое с ним проводим. Если бы мы менее серьезно относились к своим родительским обязанностям, мы могли бы хорошо проводить время с детьми. Мы не чувствовали бы необходимости реагировать на каждое его отступление от хорошего поведения. Не приводили бы ребенка в смятение, мгновенно переходя от доброты и ласки к гневу и наказаниям. Мы могли бы смягчать отношения любезностью — мы могли бы быть [317] вежливыми с собственными детьми! Если бы мы со взрослыми обращались так, как обращаемся с детьми, то у нас не было бы ни одного друга. Вежливость полезна в отношениях с ребенком. Нам трудно быть вежливыми с маленьким существом, на которое мы всегда смотрим сверху вниз: в нашей культуре принято уважать размер. Нам приходится заставлять себя говорить «спасибо» и «пожалуйста» малышу. Мы говорим так, когда стараемся приучить ребенка к вежливым формулам, но делаем это неловко. Но насколько мы действительно с ним вежливы? Мы говорим, что хорошие манеры приходят изнутри, из уважения и сочувствия к окружающим. Но если мы постоянно настороже, постоянно помним о том, что мы формируем личность ребенка, если мы нянчимся с ним до самого подросткового возраста, нам трудно его уважать. Как только мы перестаем изображать озабоченных родителей, давление спадает и атмосфера расчищается. Конечно, не мы одни определяем качество этой атмосферы. Иногда дети недовольны по собственным причинам. В других случаях они требуют того, чего мы не можем им дать. Тем не менее, даже не соглашаясь с ними и говоря «нет», мы можем быть вежливыми и любезными. Еще чаще мы можем позволить себе посмеяться вместе с ними и поиграть. Дети смеются легче и охотней, чем мы. Они могут радоваться безделью и безответственности, а мы часто этого не умеем. Дети внесут в нашу жизнь свежесть и веселье, если только мы отбросим свои трудные родительские роли и сможем радоваться вместе с ними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|