Воскресный вечер и утро понедельника
Достичь счастливой любви в браке нелегко. Она так сильно отличается от той любви, с которой вступают в брак, словно это два разных чувства. Мы говорим, конечно, о романтической любви, той самой, что обычно побуждает нас вступить в брак. Любовь до брака — это романтическая любовь, любовь на время; для нее влюбленные надевают свои лучшие воскресные одежды, принимают лучшие воскресные манеры и даже свои вечерние воскресные чувства. Неважно, видятся ли они также по средам и пятницам или даже днем в воскресенье, их встречи все равно планируются. Они не только договариваются о встрече и о том, что будут делать, они организуют также свои чувства и поведение. Они показывают друг другу только самое лучшее в себе, самое интересное и положительное, иногда даже это уже не они сами, а какой-то другой человек, кто-то, на кого они хотели бы походить или кто, по их мнению, понравился бы партнеру. Любовь до брака — время крайней напряженности чувств и высокого осознания этих чувств. Влюбленного ни на мгновение не оставляет это осознание самого себя, своих радостей и горестей, своих чувств и мыслей, надежд и мечтаний. Любовь до брака, что бы мы ни утверждали, это по преимуществу любовь нарцисстическая. Мы также помним, что романтическая любовь склонна к преувеличениям: она преувеличивает не только чувства любящего, но и положительные качества возлюбленной. А эти качества, какую бы радость они ни доставляли во время ухаживания, обычно наименее важны в семейной жизни. Ибо ухаживание — это время свободы и удовольствий, а удовольствия становятся больше, если любимая хорошенькая или остроумная, если она хорошо танцует или [286]
ходит на лыжах. Очевидно, что эти таланты никогда'больше не будут так важны в их жизни. Влюбленные также преувеличивают качества, которые прежде всего привлекли их друг к другу. А если открывают качества, которые, возможно, не так привлекательны, не задерживаются на них: их любовь, конечно, преодолеет эти трудности! Любовь в браке, разумеется, совсем не такая. Брак — это не только праздничные воскресные чувства, это еще и чувства понедельника и всей рабочей недели. Теперь влюбленные должны не только радовать друг друга, но и одновременно работать. Они больше не изолированы от мира в своем романтическом коконе: у каждого есть родственники, друзья, коллеги. Теперь им нужно выполнять свои обещания бессмертной любви, но в то же время перед каждым стоит реальность повседневной жизни. От напряженного и исключительного осознания только самого себя каждый из них вынужден перейти к повседневному осознанию окружающих. Из двух обособленных «я» они каким-то образом должны создать новое единство, единство «мы». Таким образом, переход от добрачной любви к любви в браке — это в значительной степени переход от любви к себе к любви к другому человеку. Это переход от идеи любви к реальности любви, от привязанности к идее брака к самому браку. Забота о любви
Как же облегчить этот переход и выработать сильную любовь в браке? Ответ непременно связан со всей нашей историей любви, наиболее значительной частью нашей биографии до брака. Очень редко какой-то единичный опыт любви или самые ревностные намерения, удача или благородные надежды и глубокие стремления гарантируют успех любви в браке. Все это замечательно, но не имеет прямого отношения к ценности брака, как рама, какой бы красивой и подходящей она ни была, не имеет отношения к ценности картины. [287] Любовь — сложная привязанность. Вопреки распространенному представлению, мы не влюбляемся с первого взгляда. Мы только распознаем в себе неожиданное чувство и желание любви. Но чувства непостоянны и непрочны. Они быстро возникают, меняются и с равной быстротой исчезают. Наши отношения и привязанности, наша любовь — все это развивается гораздо медленней и гораздо устойчивей к переменам. Новые привязанности развиваются на базе уже существующих. Трудность понимания этого связана с нашей верой в то, что большинство наших отношений в повседневной жизни возникли не по нашему сознательному выбору и поэтому не показывают, как мы ведем себя при выборе сознательном. Мы считаем, что романтическая любовь возникает по нашему выбору. Конечно, мы обещаем себе сделать такой выбор, но на самом деле наше поведение — скорее результат предыдущего поведения.
Это не означает, что романтическое начало обязательно обрекает брак на разочарования и неудачу. Мужчины вначале обычно идеализируют женщину, которая их привлекает, у них обязательно возникает представление о ее необычных достоинствах, которые могут быть кажущимися и уж точно преувеличенными. Если предыдущие привязанности мужчины были преимущественно приятными, удовлетворительными и длительными, возможно, он сумеет осуществить свои идеалы в реальности. Любовь такого мужчины зависит не от преувеличения вообще, а от того, что он преувеличивает. У него достаточно гибкости и психологических ресурсов, чтобы принять меньшее и работать над ним. Таким образом, реальность воплощает и усиливает романтику, а не уничтожает ее. Достигнуть такого нелегко. Часто то, что мы называем романтикой, на самом деле разновидность невроза. Идеализация может относиться к воображаемым качествам. Невротическая любовь питается инфантильными потребностями, которые вступают в противоречие с реальным миром, и человек не может соединить воображаемое и реальное без трения, боли и ощущения утраты. [288] Однако чаще всего отношения людей размещаются между этими двумя крайностями лучшего и худшего. Переходя от ухаживания к браку, люди видят и признают перемены друг в друге. Мужчина размышляет: в реальности его жена, вероятно, не такая щедрая, какой казалась ему во время ухаживания, но и не такая эгоистичная, какой кажется ему сейчас. Большинство из нас невозможно описать только в черных или только в белых тонах. Мы сделаны из того и другого. И какие качества в отношениях выйдут на первый план, зависит от обоих партнеров. Чего он ждал от нее, когда она показалась ему слишком эгоистичной? Возможно, он слишком мало внимания уделяет ее потребностям и слишком много своим? Может, она кажется ему эгоистичной в то время, когда он сам ведет себя эгоистично?
Такие вопросы означают, что, возможно, эти двое пытаются найти дорогу друг к другу. Какой прочной привязанности можно ожидать, если между ними остается непроницаемое пространство, зияющая пропасть взаимного непонимания, невысказанных или неправильно высказанных потребностей и желаний — короче говоря, отсутствие связи? Мы много слышим сегодня о связи. Наш главный интерес как будто переместился от институтов к индивиду. Как будто демократические принципы Джефферсона перенесены из политической жизни в личную, и теперь, согласно Фрейду, наше внимание привлекает не только то, за кого человек голосует, но все нюансы его личности, сознательные и подсознательные. Сегодня нас больше всего интересует, каков человек, каков его смысл, каковы стремления — от самых примитивных до наиболее благородных. Чем важнее для нас становится наш собственный индивидуализм, тем трудней нам понять другого индивида. И что еще хуже, мы как будто и не хотим его понять. Наивное самоутверждение все чаще заменяет добросовестное стремление понять другого. Люди отмахиваются от трудностей, говоря: «Мне просто нужно...» Но почему? Какие потребности других людей при этом приносятся в жертву? Действительно ли в этом есть необходимость? Существует ли эта потребность независимо или определяется социальным окружением? [289] Любовь двух людей только выиграет от их стремления и готовности понять друг друга. Но люди часто разрываются в противоречии: сколько открыть в себе — и не только другим, но и себе самому? Даже в браке не часто раскрываются. Они и хотели бы, но просто не знают как.
Любовь — это все?
Мы можем спросить себя: не слишком ли многого требуем друг от друга в браке. Не слишком ли многого требуем от любви и даже от брака? Рискуя вступить в противоречие с собой, мы должны принять факт: наше обычное отношение к любви, представление о ней не подходит для брака, оно не может служить его прочным основанием. Исторически браки заключались безотносительно того, как будущие супруги, возможные женихи и невесты, относились друг к другу; часто они даже не были знакомы. Брак заключался по экономическим или социальным причинам, а на династическом уровне — по политическим причинам. Он мог принести в семью престиж, или земли, или деловые возможности; он мог заключаться дня защиты и приобретения собственности или просто для рождения наследников. Он мог быть направлен на достижение большого количества честолюбивых или благоразумных целей, но при этом редко заключался для того, чтобы соединить людей, которых влекло друг к другу. Часто брак, заключенный по таким внешним причинам, складывался удачно. Конечно, партнеров воспитывали в сознании необходимости принять такой брак, и они не склонны были протестовать; в особенности не было альтернативы у девушек. Но мы должны отметить, что, хотя вначале у супругов и не было привязанности, стремление функционировать вместе в условиях существующего института брака приводило к сильному и приносящему удовлетворение чувству взаимного принятия. Сегодня мы не признаем таким образом организованные браки; мы считаем, что единственным основанием для союза двух человек может быть их романтический выбор. [290] Но так ли это на самом деле? Многие по-прежнему вступают в брак по практическим причинам — из-за общих интересов, из-за стремления иметь семью, детей. С самого начала у таких людей возникает сознательное желание ужиться друг с другом. И если им это удается, общая цель все более сближает их, пока они не начинают испытывать друг к другу романтическую привязанность. Если бы им теперь пришлось выбирать, они бы выбрали друг друга. Какие бы интенсивные чувства мы ни испытывали в любви, они не такие широкие и общие, как привязанность в браке. Любовь — это личные отношения; брак — общественный институт. В браке помимо супругов участвуют еще много других людей; вступление в брак не означает автоматического разрыва всех связей с семьей, друзьями, самыми разными группами. Каждый партнер приносит в брак все свои связи, и любовь, которую двое испытывают друг к другу, должна каким-то образом приспособиться к этим связям, иначе они будут ей угрожать. Ибо старые привязанности и интересы обязательно возникают после брака, как и старые привычки и черты личности, как бы старательно мы их ни скрывали во время ухаживания.
Новая фаза любви, фаза брака, может оказаться под угрозой из-за вторжения этих других интересов и отношений. Но они же могут и усилить любовь. Каждый партнер принимает у другого то, что находилось на периферии их жизни до брака: семью, друзей, коллег по бизнесу и профессии, хобби — весь набор разнообразных связей и характеров. Каждый должен быть готов пожертвовать чем-то ради вкусов или предпочтений другого. Но каждый готов принять и то, что для другого важно. Когда мужчина видит, что жена старается быть приветливой с его другом, с которым у нее, возможно, очень мало общего, он будет доволен и даже благодарен. Он знает, что жене не нравится, как его друг сбрасывает пепел на новый ковер, забывает пользоваться подставкой для стакана и оставляет на столе «кольца»; она может ничего не знать о том, что он хочет обсудить, ее это совершенно не интересует. Но она видит, что дружба этого человека много значит [291] для ее мужа, и включает его в их круг. Она идет на уступки и тем самым спасает мужа от угрызений совести и чувства вины. Она показала, что любит мужа таким, каков он есть, вместе с его привязанностью к друзьям. Ее любовь к нему не вступает в противоречие с его другими привязанностями или видами любви. Возможно, это покажется мелочью: вероятно, муж отка зался бы от отношений с другом, если бы она его попросила, и при этом не очень пострадал бы. Но любовь, которая укрепляет брак, основана именно на таких мелочах — на принятии, а не на отвержении друг друга. Любовь и брак — это только часть жизни. Успех брака и расцвет любви в нем зависят от того, насколько он гармонизирует с другими аспектами жизни супругов. Прочная супружеская любовь вырастает на основе способностей партнеров управляться со всем остальным в жизни. Она укрепляется в зависимости от того, как они уживаются с родственниками, друзьями, как воспитывают детей, насколько успешно разрешают свои противоречия относительно денег, как переживают бурные времена и наслаждаются хорошими промежутками. Таковы строительные блоки любви в браке. Романтика в браке
Что происходит с романтикой, когда влюбленные вступают в брак? Многие считают, что она умирает. Тайна исчезла. Когда муж видит жену в бигуди, или с трудом переносящую беременность, или сражающуюся с грязными тарелками и кастрюлями, с пылесосом и пеленками, ему нелегко думать о ней как о Прекрасной Елене. Пылкое воображение влюбленного даже на мгновение не может сделать ее такой. Блаженное невежество влюбленного, готовность любить избранницу, даже не понимая ее, — все это в браке быстро исчезает. Если в браке и есть что-то, так это прежде всего знание и понимание друг друга. Рано или поздно поженившиеся влюбленные начинают поддаваться реальным силам гравитации. Они видят друг [292] друга такими, каковы они в реальности, а не в воображаемом радужном освещении. В браке непрактично преувеличивать чувства и безответственно относиться к требованиям реальности. И наконец, достигнув ответственного положения в бизнесе или в профессии, мы нуждаемся в необходимых условиях комфорта, и теперь нелепо мечтать о куске хлеба и кувшине вина среди развалин. Мы больше не страдаем от лишений или неуверенности друг в друге, которые кажутся необходимым обрамлением романтической любви. Мы больше не хотим страдать ради нее. Холодный свет разума заставляет нас очнуться и с дрожью принять реальность. Но неужели реальность так непереносима? Многие ли из нас согласятся всю жизнь спотыкаться в тусклом свете свечей под игру цыганской скрипки? Мы ностальгически говорим о романтике, но не готовы отказаться ради нее от комфорта. На самом деле мы даже не хотим, чтобы нас подхватила великая страсть. Мы хотим этого примерно так, как тот, кто говорит: «Хотел бы я уметь играть на пианино», или «Хотел бы я сесть в самолет и улететь в Европу», или «Когда-нибудь я брошу эту крысиную гонку и стану бездельничать». Мы никогда не реализуем наши фантазии — во всяком случае абсолютное большинство нас, — потому что на самом деле мы этого и не хотим. Все это пустые мечтания. Большинство из нас гораздо сильней хочет устойчивых отношений и упорядоченной жизни в браке, чем безумного полета на крылатом коне. Это не означает, что мы никогда не хотим романтической любви. В начале жизни мы не только хотим ее, но и вряд ли сумеем ее избежать. Но и в дальнейшей жизни, хотя нами владеют гораздо более практические цели, мы не чуждаемся прикосновения романтики. Мы только не хотим, чтобы она господствовала в нашей жизни. Мы предпочитаем в какой-то степени контролировать свою судьбу. Но желали бы сохранить немного романтики, если за это не нужно платить полной катастрофой. И это желание вполне совместимо с браком. Оно совместимо с безопасными и длительными отношениями. Есть два [293] условия сохранения романтики в браке: супруги должны выдержать близкое узнавание друг друга и сохранить в то же время элемент новизны в своей повседневной жизни. Именно этого многие из нас не могут: мы не способны пережить близкое узнавание друг друга, которое неизбежно при совместной жизни. Романтическая любовь, любовь до брака — это любовь на время. Романтический образ создан, и влюбленным больше нечего делать, как любить друг друга. Но они даже и без брака не могут вечно поддерживать эту иллюзию. Многие связи становятся рутинными и неромантическими, как старые туфли. В браке эта иллюзия обычно рассеивается быстрей, потому что брак сам по себе в высшей степени реальный и практический институт и предъявляет немедленные практические требования к обоим партнерам. Романтические влюбленные, не подготовленные к этой холодной реальности, переживают потерю мечтаний в отношении друг друга и, возможно, еще сильней в отношении самих себя. Они не совершенные влюбленные, какими себя считали. Стоя по колено в обломках своих фантазий, они больше чем когда-либо нуждаются в романтической любви. Они нуждаются в обещании любви без условий как никогда раньше. Но каждое невыполненное требование по отношению друг к другу, каждый случай неспособности ответить любовью без условий, как они обещали друг другу, делает стену между ними все выше и выше. Стремление к романтической любви отскакивает от этой стены и, к несчастью, часто отскакивает под углом или в противоположном направлении, к объекту любви, с которым можно было бы снова предаться иллюзии любви без условий. Супруги могут пережить этот опыт постижения. Они могут даже принять друг друга как реальных и живых людей, а не как создание романтической мечты. Это возможно. Это бывало достигнуто. Если им нравится любовная игра, они могут продолжать наслаждаться ею. Могут растянуть период ухаживания на всю жизнь. Они даже начинают делать это все лучше и лучше, становятся опытными и искусными профессионалами. [294] Наиболее очевидно это в сексуальном аспекте любви. Известно, что сексуальный опыт новобрачных часто далек от наслаждения, но это именно то время, когда супруги испытывают наиболее напряженные романтические отношения друг к другу. То, что справедливо для сексуальных отношений, справедливо и для остальных аспектов любви. Как только отпадает необходимость поддерживать иллюзию относительно друг друга, можно искусней и радостней развивать все аспекты отношений. Чисто романтическая любовь может наскучить. Многие холостяки готовы согласиться с этим. Если они много раз влюблялись и по разным причинам не женились, их начинает утомлять постоянная красная повязка чрезвычайно- го положения во время романтического ухаживания. Какой бы привлекательной и соблазнительной ни казалась новая девушка, опытный ухажер содрогается, в который раз начиная новое романтическое преследование. И скорее всего великолепная и соблазнительная девушка испытывает такое же чувство. Если по какой-то причине она живет свободной современной одинокой жизнью уже несколько лет, она по горло сыта многократными ухаживаниями галантных кавалеров. Короче говоря, повторения в романтике могут быть так же скучны, как и обыденность в браке. Причины, по которым люди иногда ищут романтики за пределами брака, не всегда связаны с его неудачей. Просто супруги позволили превратиться своим отношениям в повторяющиеся и скучные. Они привыкли к повторениям, но то же самое с ними произойдет и в романтическом приключении. Супруги, счастливые в браке, совместно вырабатывают соотношение повторяемого и новизны, чтобы это соответствовало потребностям их жизни. Они приправляют свою жизнь, как мы приправляем еду. И их любовь сохраняется благодаря разнообразию. Комфорт, который они испытывают в отношениях друг с другом, не мешает им увлекаться новыми идеями, людьми, местами и действиями. Они словно не два человека, а много людей по отношению к друг другу. Элемент повторяемости придает их [295] жизни устойчивость, а элемент новизны или перемены — свежесть и живость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|